• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


16.06.2011

ГОСТЬ ИЮНЬСКОГО НОМЕРА

ПЕТРУШИН Валентин Иванович

- О музыке, об обществе и о здоровье

 
Доктор педагогических наук, профессор психологии, Действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, действительный член Международной Педагогической Академии, Президент Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов, главный редактор журнала «Музыкальная психология и психотерапия».
Место работы – кафедра психологии МПГУ, зав кафедрой психологии и педагогики художественного творчества Краснодарского государственного университета культуры и искусств.
Автор 90 печатных работ, в том числе двенадцати учебников и монографий. Среди них – «Музыкальная психология», «Музыкальная психотерапия», «Психология карьеры», «Время вокруг нас», «Психология любви», «Валеология», «Неврозы Большого Города», «Психология и педагогика художественного творчества» и др.
 
- Уважаемый Валентин Иванович, какие задачи стоят сегодня перед возглавляемой Вами Ассоциацией?
– Этих направлений можно назвать несколько. Одно из направлений деятельности Ассоциации связано с помощью музыкантам и учителям музыки в решении их профессиональных проблем. Здесь можно говорить о диагностике музыкальных способностей и их формировании на основе музыкальных задатков, о практике освоении сложных и тонких движений в процессе игры на различных музыкальных инструментах, о различных путях воплощения исполнительского художественного образа, преодолении сценического волнения перед ответственными выступлениями, формировании комфортных и позитивных взаимоотношений в музыкальном коллективе, о принципах руководства этим коллективом дирижером или хормейстером. Обо всем этом рассказываться на страницах нашего журнала «Музыкальная психология и психотерапия».
- Как бы в Вы могли осветить роль музыканта в современном Российском обществе?
- В первую очередь, мы должны   всегда помнить о высокой миссии музыканта, смысл которой заключается в духовном служении нашему обществу. Это служение заключается как в эстетическом наполнении сознания наших слушателей, так и в психотерапевтической помощи средствами музыкального искусства, сила которого общеизвестна.
Мы знаем, что в период экономического кризиса людям живется нелегко, приходится сталкиваться с безработицей, снижением зарплат и трудностями ведения семейного бюджета. Психологические перегрузки вызывают у наших современников – как взрослых, так и детей - огромное количество негативных эмоциональных состояний, среди которых мы видим   раздражительность и немотивированную агрессию, страхи и фобии, тревоги и беспокойства, или же состояния апатии и депрессии. Всё это многих людей приводит к упадку сил и унынию духа. От этого недалеко до потери радости жизни, что впоследствии приводит к расстройству здоровья. Отсюда печальная статистка – 70 тыс. наших россиян погибает в год от наркотиков, 60 тыс. от самоубийств, среди которых – 8 тыс. детей.
В этих условиях музыканты со своим искусством и с общественным запросом на физическое здоровье и преодоление упадка духа оказываются просто незаменимы.
   Взгляд на музыкантов как на циркачей и фигляров, которые умеют только развлекать публику, сегодня уходит в прошлое. Музыкальное искусство, соединенное с достижениями современной психологии и психотерапии, может делать чудеса - избавлять людей от тяжелых заболеваний снимать депрессию, усмирять агрессию и раздражительность, просветлять и гармонизировать внутренний мир человека, делать людей более стойкими в морально-психологическом плане. Но подчеркнем, что знания современной психологии и психотерапии здесь просто оказываются необходимыми.
            -  Может ли музыка быть задействована в современных инновационных педагогических технологиях, например в общеобразовательной школе?
-  В современных школьных и вузовских учебных программах процесс обучения связан с запоминанием и обработкой логической информации. Говоря другими словами, учебная нагрузка ложится главным образом на левое полушарие головного мозга, обрабатывающее, как установил лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри, такого рода информацию. Исследования говорят, что подключение к учебному процессу активизации правого полушария даёт поразительные результаты. Поэтому я думаю, что в ближайшее время содержание уроков музыки в общеобразовательной школе должно существенно измениться в направлении более широкого и более глубокого использования музыки в адаптационных и психокоррекционных целях. Сегодня в двери почти всех школьных предметов стучатся здоровьесберегающие технологии, которые призваны помочь нынешнему поколению учащихся лучше учиться и с меньшими потерями для здоровья осваивать учебный материал.
-  И какие же проблемы встают сегодня перед учителями в этой области?
- Этих проблем достаточно много. Назову из них три, на мой взгляд, самые существенные...   
 
ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИНТЕРВЬЮ ЧИТАЙТЕ В ИЮНЬСКОМ НОМЕРЕ ГАЗЕТЫ
 "МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК"

 

16.06.2011



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей