• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


15.01.2015

МИХАИЛ ХОХЛОВ: О ПОДДЕРЖКЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Михаил Хохлов

Михаил Хохлов:

О поддержке персонального образования в России

Школа «Президент» на Рублевке является одним из лучших общеобразовательных учреждений в Москве. Имеет дошкольное отделение, начальную, среднюю и старшую школу. В 2008 г. была авторизована на Дипломную программу Международного Бакалавриата. Без преувеличения можно сказать, что в школе важное место занимает эстетическое воспитание детей. Здесь очень хорошо организована внеклассная работа и досуговая деятельность детей. Более 40 факультативов затрагивают сферу спорта, хореографии, художественного искусства, иностранных языков и др. Но мы хотим рассказать о роли дополнительного образования, о музыкальной школе «Гнесинские виртуозы», основанной в сентябре 2011г. на базе школы «Президент». Являясь членом Попечительского Совета школы, композитор Григорий Гладков кратко, но четко выразил свое понимание о школе: «Здесь собраны великолепные педагогические кадры во главе с директором - Ильей Ильичем Жуковым. Художественный руководитель - Михаил Хохлов является признанным авторитетом в деле воспитания молодых музыкантов. Для выпускников школы открыт путь во все лучшие музыкальные учебные заведения России, Европы и мира!» Есть специальные программы не только для дошкольников, но и для взрослых по отделениям «Классическое» и «Эстрадное». Преподают педагоги и профессора из Гнесинки, Консерватории и других престижных учебных заведений.

Гнесинские виртуозы

В период проведения Московского культурного форума «МК» воспользовался случаем задать несколько вопросов пианисту и дирижеру, директору МССМШ им. Гнесиных, художественному руководителю оркестра и школы «Гнесинские виртуозы» М.С. Хохлову.

- Михаил Сергеевич, расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось? С чем связано название школы «Гнесинские виртуозы»?

- Любая школа, которая занимается художественным образованием детей, делает очень важное и полезное дело: учит овладевать языком искусства. Тем самым, личность ребенка становится разносторонней, более подготовленной к самореализации не только в культурном плане, но и, вообще, в любой отрасли знаний. И это одна из главных задач школы «Гнесинские виртуозы», которая получила название по нашему обоюдному согласию с руководителем И.И.Жуковым. Я его знаю, как хорошего организатора и музыканта. Он - трубач по профессии. «Гнесинские виртуозы» - это и название нашего камерного оркестра, в составе которого учащиеся старших классов МССМШ им. Гнесиных.

- Какой возраст для начала занятий музыкой Вы рекомендуете?

- Мне кажется, что музыкой можно начать заниматься и в 4, и в 5 лет. В этом нет какого-то ограничения, потому что с музыкальным языком человек сталкивается еще до того, как он начинает говорить и изучать различные науки.

- То есть внутриутробный музыкальный период все же существует?

- Ну да, перинатальный период тоже может быть использован в качестве воспитания музыкального слуха и развития плода. Этот факт доказан не только на человеке, но и вообще на млекопитающих.

- Значит, творчеством ребенку можно начать заниматься и от года, верно?

- Смотря что вы вкладываете в понятие «заниматься». Вообще, заниматься ребенком, конечно, нужно. Естественно, с ребенком в возрасте года, 2 – 3 лет, мы не можем заниматься так же, как с детьми начальной школы. Есть определенные формы музыкального развития. Они самые оптимальные, потому что через музыку развитие реакции совсем маленького ребенка на разные виды эмоциональной стороны его организма достигается наилучшим образом.

- То есть это благоприятный возраст для ознакомления с регистрами, длительности звуков, понятиями «звуковысотность» и т.д.?

- Да, конечно! Единственное, ребенок не может нам ответить словами, что он это понял. Но с точки зрения его внутренней подсознательной реакции, это безусловно оказывает очень большое влияние на его эмоциональное развитие.

- Есть ли в вашей школе программы для дошкольников?

- Конечно! У нас, правда, нет возможности содержать пансион для детей, но что касается просто музыкальных занятий, это традиция существует давным-давно и имеет хорошие методические основы, что помогает нам выбрать детей, когда речь идет об их продолжении заниматься музыкой профессионально.

Гнесинские виртуозы

- Как Вы относитесь к выступлениям на сцене в раннем возрасте? Или все-таки это вредно?

- Нет, это не может быть вредно! Выступление на сцене - это один из элементов развития. Вся система подготовки профессиональных музыкантов-исполнителей нацелена на их дальнейшее публичное выступление. Иначе нет смысла. Мы должны его так подготовить, чтобы он смог выйти на сцену и передать свои знания, умения, образное предоставление о том или ином музыкальном произведении слушателю. И в этом смысле сцена не может появиться в жизни музыканта с 18 лет, потому что это не только профессиональное владения инструментом, но и особое психологическое состояние артиста. Не секрет, что многие боятся сцены. И чем раньше ребенок понимает, что выход на сцену – это естественный процесс, тем он более подготовлен в будущем к этому виду деятельности.

С другой стороны, не надо забывать, что, кроме конкурсов и концертов, нужно думать о постоянном развитии. Одни и те же произведения, сыгранные на разных конкурсах в течение года, например, означает лишь то, что ребенок в течение этого времени не выучил новых произведений, не сделал шаг вперед по освоению нового репертуара, читки с листа, изучение новых стилей и т.д. И этот баланс, конечно, нужно соблюдать. Здесь во всем лучше полагаться на педагога. Родители в этом смысле иногда хотят все и сразу слишком рано.

- Не испытав страха, его можно предотвратить? Пример: выступление 2-летней девочки в белом платье, напевающей легкую мелодию при радушной и улыбающейся публике.

- Да, в этом смысле процесс проходит более успешно. Но я бы не говорил категорично, что отсутствие страха сцены в 5 - 7 лет сохраняется до зрелого возраста. Эти психологические особенности развития детей периодичны, как мы знаем. В одном возрасте ребенок развивают одну часть своего характера, в другой он самоидентифицируется, в третий период у него появляется желание кем-то стать и т.д. Все эти периоды психологами четко разделяются. И вполне возможно, что при переходе из одного периода в другой человек вдруг начинает бояться того, чего раньше не боялся, начинает осознавать какую-то гиперответственность. Все зависит от его внутреннего настроя, от того, как он психологически подготовлен своим педагогом, родителями, какие он получает сигналы после выступления: ругают его или хвалят. Все развиваются по-разному: некоторые быстрее в первый период, потом замедляются, некоторые – наоборот.  Разные нации, кстати, тоже развиваются по-разному. В азиатских странах (Китай, Корея, Япония) дети в первый период своего развития очень быстро схватывают технологические вещи, очень хорошо приспосабливаются к инструменту, вообще, имеют очень податливую тактильно-двигательную систему для овладения инструментом. Но потом их скорость развития замедляется, и там появляются новые проблемы, которые нужно решать: например, проблема образного соединения с теми техническими возможностями, которыми они уже овладели и т.д. Поэтому не секрет, скажем, что какие-то молодые исполнители, подающие надежды в 7-10 лет, потом ломаются или перестают эти надежды подавать и, в конечном итоге, может быть, даже меняют профессию. Феномен вундеркинда, так называемый. Очень важна среда, в которой они воспитываются, потому что, когда ожидания взрослых гипертрофированы, превышают возможности маленького исполнителя, и он в какой-то момент начинает понимать, что он не соответствует этим ожиданиям, у него возникают  определённые психологические зажимы, которые могут привести даже к желанию бросить профессию. Так что, в общем, этот вопрос очень индивидуальный и тонкий, требует внимательного взгляда группы педагогов, безусловно, их взаимодействия и т.д..

- Все же при регулярных выступлениях страх становится все меньше и меньше, да?

- Ну да, когда программа выучена и повторяется несколько раз, конечно, легче преодолевать это сценическое волнение.

- Прием в школу проходит только в определенном месяце, как во всех школах, или в течение года тоже?

- Поскольку там нет задачи профессионального обучения и гос.стандартов, то прийти в эту школу можно и в течение года.

- С какими экзаменационными препятствиями столкнутся начинающие музыканты?

- Я думаю, это зависит от определения их способностей.

- Все-таки индивидуальный подход?

- Конечно. А он всегда, в любой школе необходим!

- Почему дополнительное образование в последнее время называют персональным? Отличается ли в этом случае механизм взаимодействия учителя и ученика?

- Персональное – потому, что очень много часов в учебном плане посвящено индивидуальным занятиям. В общеобразовательной школе все занятия, в основном, групповые, физически невозможно опросить каждого. Здесь же педагог индивидуально занимается с ребенком в течение 40 минут 2 раза в неделю. Это еще и воспитательный процесс. Педагог сообщает массу информации, связанной с самим произведением, с образом, с фактами из жизни композитора, со стилем. Хороший педагог успевает сообщить ученику в течение урока очень много полезного.

- Многие педагоги против того, чтобы родители дополнительно нанимали репетитора. Каково Ваше мнение об этом?

- Думаю, есть два вида педагогов в этом смысле. Одни, наоборот, стимулируют родителей к тому, чтобы с их учениками занимались дополнительно. А есть педагоги, которые категорически отвергают вмешательство другого музыканта в индивидуальный процесс. Грамотный педагог с легкостью определит, занимался ли ученик сам или кто-то ему помогает. Это не сложно заметить. Если педагог против этого, то это может привести к конфликту, если нет, то он просто закрывает глаза.

- Какая все-таки гибкая профессия – педагог! Кстати, в Москве уже 5 лет проходит конкурс «Дети играют старинную музыку», в рамках которого проводятся мастер-классы, в т.ч. и по музыкальной терапии. Как Вы считаете, могут ли звуки аутентичной музыки влиять на развитие мышления?

- Я могу сказать, что музыка, в принципе, оказывает терапевтическое воздействие на организм человека, на его представление о мире, о прекрасном. Думаю, Вы со мной согласитесь, что одно и то же произведение, сыгранное разным людьми, может оказать абсолютно разное воздействие. Я за то, чтобы музыканты понимали, зачем они прикасаются к инструменту.

- В этом году юбилей Е. Ф. Гнесиной. Проходят ли в школе «Гнесинские виртуозы» мероприятия, посвященные ей?

- Весной мы будем праздновать 120-летие со дня основания в 1985 г. учебных заведений им. Гнесиных. Одним из концертов будет совместное выступление нашей Гнесинки со школой «Гнесинские виртуозы».

- Как Вам, профессиональному музыканту, удается одновременно совмещать администрирование с творчеством?

- Не знаю…Приходится…Я делаю то, что мне нравится. Мои творческие проекты связаны с имиджем школы, с его продвижением, поддержкой. Так же я увлекаюсь синтезом искусств, это направлено на мою творческую самореализацию. Что касается административных дел, то, естественно, я должен все успевать или организовать так, чтобы все это работало, исходя из той ответственности, возлагаемой на должность директора учебного заведения, которое у всех на виду, и не просто должно функционировать, но и все время генерировать какие-то идеи. Поэтому первое оказывает влияние на второе, а второе поддерживает первое. Наверное, было бы сложно что-то исключить.

Гнесинские виртуозы школа и Михаил Хохлов

- В книге музыкального психолога Д.К. Кирнарской «Музыкальные способности» написано, что занятия любым видом творчества могут повлиять на профессию в будущем. «Музыканты – истинные коммуникаторы. Где, как ни в оркестре или хоре, эти навыки развиваются?» Считаете ли Вы, что навыки дирижера повлияли на Вашу карьеру?

- Я уверен, что человек, с детства занимающийся музыкой, больше подготовлен к овладению любой профессией. Что такое маленький начинающий пианист? Что он должен уметь, когда выучил какую-то пьеску? - Читать 2-строчный нотный текст, в уме переводить его в определенные клавиши, координировать обе руки с педалью, соблюдать метро-ритмические задачи и т.д. И все это должно контролироваться слухом.

- Плюс он еще должен контролировать, что играет сейчас, смотреть, что впереди, и помнить, что было.

- Да, если по нотам, а не наизусть. Потом он должен следить за фразой и интонацией…

- Вдруг поменялся размер, случайные знаки.. Словом, препятствия…

- Да, или другая тональность и т.д. Здесь очень много мелких элементов, но важно создать произведение в целом, т.е. форму, которая в итоге должна отразить некое состояние души, настроение, образ. Дальше он должен выучить это наизусть, т.е. память; исполнить в определенное время: не тогда, когда ему это захотелось, а именно в среду, в 12:00. У него есть рамки, а это организация работы. Думаю, что у 30-летнего офисного сотрудника в 10 раз меньше одновременных задач, чем у ребенка-музыканта в 5-6 лет! Поэтому умение следить, запоминать, координировать движение, думать вперед, собрать форму, представлять себе конечный результат, понимать некий абстрактный язык - все это настолько уже в подсознании человека, что он так же подходит к решению любой задачи творчески, совершенно уже не связанной с музыкой: будь то бизнес, юриспруденция или какая-то другая область. Это позволяет смотреть на несколько шагов вперед и помогает увидеть в проблеме главное и второстепенное. Безусловно, этот момент оказывает влияние на дальнейшую успешность, и с Диной Кирнарской я здесь абсолютно солидарен.

- Школа «Гнесинские виртуозы» очень интегративна. Не просто администрировать такой объем нагрузки. Вы, как директор школы им. Гнесиных и сами это знаете. Напрашивается вывод, что в вашей школе не только талантливые ученики и педагоги, но и важный человек - талантливый директор!

- Безусловно, у него в каком-то смысле даже сложнее задача, чем, у меня. В десятилетке, если, скажем, ученик не соответствует требованиям профессионального уровня, у нас есть возможность с ним расстаться. А детей, у которых мотивация размыта, сложнее привлечь к занятиям музыкой, потребовать от них какой-то большей отдачи. Тут надо включать какие-то новые рычаги, чтобы у ребенка не терялся интерес к познанию искусства.

Беседу вела Кристина Голубева

Фото из архива Музыкальной школы на Рублевке

 "Гнесинские виртуозы" и МССМШ им. Гнесиных

 

15.01.2015



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей