• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


14.12.2014

ГОСТЬ НОМЕРА: ВЛАДИМИР СПИВАКОВ

Спиваков Владимир

Владимир Спиваков:

«Музыка – это эликсир бодрости»

В нынешнем году выдающийся дирижёр, скрипач и педагог, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и России Владимир Спиваков отметил свое 70-летие.

На концертах этого замечательного музыканта мне посчастливилось бывать не только в столицах - в Москве и в Санкт-Петербурге, но и в Самаре. Доводилось быть свидетелем того, как солирующий Страдивари Спивакова и мощные энергетические импульсы, исходящие от маэстро, сразу берут в плен слушателей. А когда Спиваков дирижирует, зал заполняет упоительная, погружающая в ауру возвышенного музыка, которая даже в своих экспрессивных частях полна изыска и грации. Дирижёрскую манеру Спивакова отличают предельная раскованность и яркий артистизм. Он чем-то неуловимо напоминает гофмановского Дроссельмейера, который не столько священнодействует, сколько чудодействует, совершая перед своим оркестром магические пассы. Музыканты чутко отзываются на каждое движение маэстро. Оркестр под его управлением звучит легко и насыщенно.

Во время гастролей Владимира Спивакова в Самаре автору этих строк довелось несколько раз беседовать с маэстро. По окончании одного из концертов «Виртуозов Москвы», несмотря на острейший цейтнот, Спиваков согласился на интервью, которое предварил фразой: «Надо попросить, чтобы минут на пятнадцать задержали самолёт. Это же не вопрос. Мы всё-таки в России, а не в Америке». Вот некоторые откровения маэстро.

- Владимир Теодорович, что побудило Вас, блестящего концертирующего скрипача, создать в начале 1970-х годов свой камерный оркестр?

- Мне всегда хотелось сделать то, чего у нас в России ещё не было. И, кажется, получилось: у нас появился камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Рад, что сегодня наш коллектив не одинок, что от него, как от камня, брошенного в озеро, пошли круги: возникло много подобных оркестров в разных городах, немного поднялась музыкальная культура. Это очень важно не только для профессионалов, но и для всех жителей страны. Большинство музыкантов, с которыми мы когда-то собрались на первую репетицию, связали с оркестром всю свою жизнь. Некоторые из тех, кто помоложе, уходили из коллектива туда, где больше платили, где жизнь получше. Это можно понять: люди молодые, у них ещё не установилась шкала ценностей. Я никого никогда не старался удержать.

- Насколько важно для артиста место его постоянной прописки?

- Это вопрос, который почему-то многих интересует. Но он не имеет никакого смысла: разве важно, где человек спит? Важно, где находится его душа, его сердце.

- Ощущаете ли Вы разницу между нашей, российской, и зарубежной аудиториями?

- «Виртуозов Москвы» очень уважают за рубежом. Газета «Нью-Йорк таймс» однажды вообще написала, что это первый оркестр мира в подобном жанре. Но нас нигде не любят так, как в России. До глубины души волнует отношение простых людей, преподносящих нам цветы, которые куплены иногда на последние деньги. Это отношение всегда хранится в наших сердцах.

Владимир Спиваков- Что, с Вашей точки зрения, превращает группу музыкантов в первоклассный коллектив?

 - Главное - это не столько совместная игра музыкантов на высочайшем исполнительском уровне, а человеческие взаимоотношения в коллективе. Это не просто одновременное движение смычками, а взаимопроникновение людей, их душ и умение скрывать недостатки друг друга. В значительной степени этого удаётся достичь в «Виртуозах». Что касается меня самого, то, исполняя произведение какого-то композитора, иногда как бы перевоплощаюсь в автора. Это даёт возможность рассматривать музыку под другим углом зрения, по-иному её интерпретировать.

- Что Вы цените больше всего в культурной ауре нашей страны?

- Для России, с моей точки зрения, характерна невероятная ситуация. Суть её в том, что искусство так же, как и религия, не зависит ни от политической, ни от экономической конъюнктуры. Любовь к прекрасному живёт в нашем народе всегда. Записанное в Евангелии: «Не хлебом единым жив человек…» - относится именно к России. Это феномен, который меня поражает: как бы ни жили люди, сколько бы они ни получали и какая бы ни была власть в их регионе или городе, они неизменны в своей преданности искусству. Поэтому к каждому концерту мы очень тщательно готовимся, чтобы не разочаровать людей, и играем, как в последний раз в жизни.

- С какой целью был создан благотворительный фонд Владимира Спивакова?

- Я думаю, что в наше непростое время каждый нормальный человек должен делать что-то хорошее. Основная цель моего фонда - поддержка юных талантов. Его работа не ограничивается Москвой и Московской областью, а охватывает всё пространство бывшего Советского Союза. Я не хочу, чтобы при всех нынешних трудностях исчезло создававшееся десятилетиями единое культурное пространство.

Формы работы фонда разнообразны. Наши дети играют в больницах для ребят, которым вообще суждено скоро покинуть бренный мир. Мы собираем деньги на операции, выступаем в детских колониях. Представьте, туда приезжают девочки с бантиками, мальчики в костюмчиках и играют для своих сверстников. Многие после этого подходят со слезами на глазах, говорят, что в колонию попали случайно и тоже хотят учиться музыке, ходить в нормальную школу. Всё это чрезвычайно важно. Приведу такой пример. На одном из проходивших в Японии моих благотворительных концертов в зале собралось около трёх тысяч ребятишек. Перед началом концерта лектор - профессор Токийской консерватории провёл беседу. Ребята смирно сидели, слушали, хлопали, где положено, кое-кто спал. После концерта я спросил профессора, для чего нужен такой концерт, если на нем дети спят. И он сказал: «Если даже у двоих или троих ребят из трёх тысяч после концерта проснутся эмоции, наша нация станет богаче». Это хороший урок и для нас.

- Вы, Владимир Теодорович, всегда играете на скрипке Страдивари.

- Сейчас у меня другой инструмент этого мастера. Когда расставался со своей прежней скрипкой, она плакала, переживала, в общем, очень нервничала. Но я её не продаю. Она лежит - как бы на пенсии. Иногда достаю её и играю, чтобы согреть теплом человеческих рук. Скрипка, как жемчуг, нуждается в ощущении человеческого тепла. У каждой скрипки свой характер. Моя прежняя была несколько суровой дамой. Нынешняя - более светлая, хотя она и постарше: ей больше 300 лет.

- Расскажите, пожалуйста, о дирижёрской палочке, подаренной Вам Бернстайном.

-  Этот дорогой для меня подарок маэстро всегда со мной. Его история такова. Когда-то я был невыездным исполнителем. Такие сложные жизненные ситуации, между прочим, имеют и своё положительное значение: не случайно ещё в средние века был создан трактат «О пользе безвыходных положений». Помог именно Бернстайн, добившийся разрешения на моё выступление в Зальцбурге в концерте памяти Моцарта в день рождения композитора. После концерта он зашёл за кулисы и подарил на память свою дирижёрскую палочку, сказав, что знает о моих выступлениях в качестве дирижёра.

- Музыку каких композиторов Вы предпочитаете играть?

- Ответить на этот вопрос сложно. Каждый автор - это свой особый мир. Ведь и каждый человек - особенный. Если отвечать с философской точки зрения, то можно вспомнить Паскаля, который сказал: «Человечество - это один человек, живущий вечно». Каждого нужно рассматривать с тем сокровищем, которое он принес миру, даже если это и не гений.

- Приближается 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Меняется ли с течением времени Ваше отношение к творчеству этого композитора?

- В интерпретации музыки Чайковского, конечно, что-то меняется, но в самом по себе отношении к ней - всё больше восторга. Чайковский, как никто другой, сумел выразить душу русского человека. Не случайно же в одном из его писем к фон Мекк есть такие слова: «Я счастлив и свободен, но почему-то хочется плакать».

- Тольятти – один из российских городов, с которыми у Вас особенно тесные отношения. Как складывались эти творческие связи?

- Каждый город, как и человек, чем-то отличается один от другого. Но самое главное - взаимное притяжение сцены и зала. Это ни с чем не может сравниться. Так бывает повсюду, в том числе и в Тольятти. С этим городом, с АвтоВАЗом меня связывает многолетняя дружба - особенно с заводскими людьми. Мы выступали в Тольятти более пятнадцати раз, играли на заводе. Помню, когда вазовцы - естественно, за плату - собирали для нас машины, они доверительно сказали, что для нас сделают лучше, чем для членов ЦК. И действительно, машины ходили как часы. Радуюсь тому, что один мой подарок сотворил в Тольятти чудо. В один из моих приездов мне очень понравился тамошний священник отец Валерий. У него был крошечный бедный приход, но в самом отце Валерии я увидел истинного служителя. Как-то в Страсбурге, недалеко от города Кольмара, где проходит мой фестиваль, проводилась распродажа музейных икон. Я купил одну прекрасную икону с изображением лика Иисуса и прислал её отцу Валерию. Когда через несколько лет я вновь приехал в Тольятти, меня попросили побывать в церкви. Отец Валерий встретил меня у ограды прекрасного нового храма, где находится и мой подарок.

 - Как Вы оцениваете создание в Тольятти с участием Вашего фонда Поволжского молодёжного симфонического оркестра?

  - Поволжье, с моей точки зрения, очень важный регион. Здесь есть стремление к искусству, много талантливых юных музыкантов и художников, есть преданные своей профессии педагоги. Поэтому уже много лет мой фонд тесно сотрудничает с Тольятти, немало юных музыкантов города играют на подаренных мной инструментах. Замечательно, что теперь в Поволжье есть свой молодёжный симфонический оркестр, который родился в Тольятти.

- Довольны ли Вы своей артистической карьерой?

- Я об этом вообще не думаю. Не люблю самого слова «карьера». В моём сознании оно ассоциируется с карьером - местом, где добывают полезные ископаемые, а ещё - со скачками на ипподроме.

- Что, на Ваш взгляд, необходимо для формирования музыканта экстра-класса?

- Убеждён, что для формирования любой личности нужны три фактора. Во-первых, это, конечно же, наличие таланта, способностей, во-вторых - высокие примеры, с которыми человек сравнивает себя, и, наконец, серьёзные препятствия на пути к достижению цели. Без них жить вообще невозможно.

- Что помогает Вам поддерживать необходимый творческий тонус?

- Конечно, музыка. Она - эликсир бодрости. Музыка даёт душе молодость, не позволяет стареть. Поэтому я счастлив быть на сцене и с удовольствием делюсь своим счастьем со слушателями.

Беседовал Валерий ИВАНОВ

Фото предоставлено пресс-службой ММДМ

14.12.2014



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей