• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


04.06.2018

Мариус Петипа. Империя балета: от возвышения до упадка

В рамках празднования 200-летия со дня рождения выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа Театральный музей им. А.А. Бахрушина подготовил 2 юбилейных мероприятия. 5 июня в 19.00 состоится презентация книги «Мариус Петипа. Мемуары и документы. – М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2018». 6 июня в 11:00 в пресс-центре Большого театра откроется Международная научная конференция «Мариус Петипа. Империя балета: от возвышения до упадка»

Легат Н.Г., Легат С.Г. Шарж на М.И. Петипа. ГЦТМ им. А.А. Бахрушина

Международная научная конференция «МАРИУС ПЕТИПА. ИМПЕРИЯ БАЛЕТА: ОТ ВОЗВЫШЕНИЯ ДО УПАДКА» проводится Государственным центральным театральным музеем им. Бахрушина, Государственным институтом искусствознания и Государственным академическим Большим театром при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках года балета в России и плана государственных мероприятий, посвященных 200-летнему юбилею великого балетмейстера.

Научный форум приурочен к дате 24 мая по старому стилю (5-го июня по новому), с которой считался «приемлющим силу и действие» контракт между М.И. Петипа (1818-1910) и дирекцией Императорских театров, заключенный первоначально лишь на год, но со временем ставший бессрочным.

Перед тем, как приехать в Россию и сделать там блестящую карьеру балетмейстера, Мариус Петипа прошёл долгий творческий путь. Уже в возрасте 5 лет он впервые вышел на сцену в роли Амура в балете «Амур и Психея» по хореографии П. Гарделя; в 1827 году он исполнил первую значительную роль – Фернанда в драме «Жоко, или Бразильская обезьяна», в которой запечатлён на картине из собрания Бахрушинского музея. До приезда в Россию Петипа как танцовщик выступал в театрах Нанта (в 1839–1842), Парижа (27 октября 1842), Бордо (сезон 1843/1844) и с особенным успехом в Испании в Театро дель Сирко (в 1844–1847).

Приглашённый в 1847 году дирекцией императорских театров как танцовщик, Петипа сразу дебютировал в качестве балетмейстера, поставив в Петербурге «Пахиту» по мотивам парижской премьеры Мазилье. В 1862 году он был официально назначен балетмейстером Петербургских императорских театров, а с 1885 года стал первым балетмейстером. В 1894 году Петипа принял русское подданство.

Петипа родился во Франции, всю жизнь говорил по-французски, но именно в двух столицах Российской империи, Петербурге и Москве, нашлись все условия для того, чтобы реализовался его талант. Он прибыл в Россию в возрасте 29 лет, а в итоге прожил и проработал здесь всю жизнь — больше полувека и поставил более 60 балетов – «Спящая красавица», «Лебединое озеро» (совместно с Львом Ивановым), «Раймонда», «Баядерка», «Дон Кихот» и другие. Многие из его балетов сохраняются в современном репертуаре до сих пор как выдающиеся образцы хореографического наследия XIX века.

Россию в своих мемуарах Петипа называет второй родиной, которую не покинул до конца жизни. Подводя итог своей жизни в мемуарах, написанных на склоне лет, он приводит знаменательную фразу: «Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем».

Знаменитый хореограф умер в 1910 году в Гурзуфе и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт- Петербурге. С его смертью не закончилась «эпоха Петипа». Созданная им балетная империя начала расширяться.

На конференции предполагается обсудить широкий круг вопросов: вклад Мариуса Петипа в историю мирового балета и его место в современном балетном искусстве; историческая роль балетмейстера и хореографической нотации; векторы развития балета и науки о балете на этапе его новейшей истории; процесс освоения балетным театром новых стилей и др.


5 июня в 19.00 в пространстве, где до 10 июня проходит выставка «Два века Петипа, состоится презентация книги «Мариус Петипа. Мемуары и документы. – М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2018». «Мемуары» Петипа, не переиздававшиеся более 20 лет, впервые будут оснащены научными комментариями, а также представят новую трактовку личности балетмейстера.

6 июня в 11:00 в пресс-центре Большого театра откроется Международная научная конференция «Мариус Петипа. Империя балета: от возвышения до упадка», организованная ГЦТМ им. А.А. Бахрушина совместно с Государственным институтом искусствознания и Большим театром. Приветственное слово участникам зачитают Дмитрий Родионов /генеральный директор ГЦТМ им. А. А. Бахрушина/, Наталия Сиповская /директор Государственного института искусствознания/ и Владимир Урин /генеральный директор Государственного академического Большого театра/.

На конференции выступят ведущие исследователи из России, Франции, Италии, Великобритании, Испании и США. В первый день конференции будет организована прямая трансляция выступления Алексея Ратманского из Нью-Йорка: балетмейстер расскажет о личном опыте реконструкции балетов Петипа.

7 июня конференция переместится в Главное здание Театрального музея им. А.А. Бахрушина, а торжественное закрытие и подведение итогов состоится 8 июня в Государственном институте искусствознания.

Для участников и посетителей все три дня конференции будет организован синхронный перевод. Рабочие языки: русский и английский.

gctm.ru

04.06.2018



← новости

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей