Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

Мариус Петипа. Империя балета: от возвышения до упадка

В рамках празднования 200-летия со дня рождения выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа Театральный музей им. А.А. Бахрушина подготовил 2 юбилейных мероприятия. 5 июня в 19.00 состоится презентация книги «Мариус Петипа. Мемуары и документы. – М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2018». 6 июня в 11:00 в пресс-центре Большого театра откроется Международная научная конференция «Мариус Петипа. Империя балета: от возвышения до упадка»

Легат Н.Г., Легат С.Г. Шарж на М.И. Петипа. ГЦТМ им. А.А. Бахрушина

Легат Н.Г., Легат С.Г. Шарж на М.И. Петипа. ГЦТМ им. А.А. Бахрушина

Международная научная конференция «МАРИУС ПЕТИПА. ИМПЕРИЯ БАЛЕТА: ОТ ВОЗВЫШЕНИЯ ДО УПАДКА» проводится Государственным центральным театральным музеем им. Бахрушина, Государственным институтом искусствознания и Государственным академическим Большим театром при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках года балета в России и плана государственных мероприятий, посвященных 200-летнему юбилею великого балетмейстера.

Научный форум приурочен к дате 24 мая по старому стилю (5-го июня по новому), с которой считался «приемлющим силу и действие» контракт между М.И. Петипа (1818-1910) и дирекцией Императорских театров, заключенный первоначально лишь на год, но со временем ставший бессрочным.

Перед тем, как приехать в Россию и сделать там блестящую карьеру балетмейстера, Мариус Петипа прошёл долгий творческий путь. Уже в возрасте 5 лет он впервые вышел на сцену в роли Амура в балете «Амур и Психея» по хореографии П. Гарделя; в 1827 году он исполнил первую значительную роль – Фернанда в драме «Жоко, или Бразильская обезьяна», в которой запечатлён на картине из собрания Бахрушинского музея. До приезда в Россию Петипа как танцовщик выступал в театрах Нанта (в 1839–1842), Парижа (27 октября 1842), Бордо (сезон 1843/1844) и с особенным успехом в Испании в Театро дель Сирко (в 1844–1847).

Приглашённый в 1847 году дирекцией императорских театров как танцовщик, Петипа сразу дебютировал в качестве балетмейстера, поставив в Петербурге «Пахиту» по мотивам парижской премьеры Мазилье. В 1862 году он был официально назначен балетмейстером Петербургских императорских театров, а с 1885 года стал первым балетмейстером. В 1894 году Петипа принял русское подданство.

Петипа родился во Франции, всю жизнь говорил по-французски, но именно в двух столицах Российской империи, Петербурге и Москве, нашлись все условия для того, чтобы реализовался его талант. Он прибыл в Россию в возрасте 29 лет, а в итоге прожил и проработал здесь всю жизнь — больше полувека и поставил более 60 балетов – «Спящая красавица», «Лебединое озеро» (совместно с Львом Ивановым), «Раймонда», «Баядерка», «Дон Кихот» и другие. Многие из его балетов сохраняются в современном репертуаре до сих пор как выдающиеся образцы хореографического наследия XIX века.

Россию в своих мемуарах Петипа называет второй родиной, которую не покинул до конца жизни. Подводя итог своей жизни в мемуарах, написанных на склоне лет, он приводит знаменательную фразу: «Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем».

Знаменитый хореограф умер в 1910 году в Гурзуфе и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт- Петербурге. С его смертью не закончилась «эпоха Петипа». Созданная им балетная империя начала расширяться.

На конференции предполагается обсудить широкий круг вопросов: вклад Мариуса Петипа в историю мирового балета и его место в современном балетном искусстве; историческая роль балетмейстера и хореографической нотации; векторы развития балета и науки о балете на этапе его новейшей истории; процесс освоения балетным театром новых стилей и др.


5 июня в 19.00 в пространстве, где до 10 июня проходит выставка «Два века Петипа, состоится презентация книги «Мариус Петипа. Мемуары и документы. – М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2018». «Мемуары» Петипа, не переиздававшиеся более 20 лет, впервые будут оснащены научными комментариями, а также представят новую трактовку личности балетмейстера.

6 июня в 11:00 в пресс-центре Большого театра откроется Международная научная конференция «Мариус Петипа. Империя балета: от возвышения до упадка», организованная ГЦТМ им. А.А. Бахрушина совместно с Государственным институтом искусствознания и Большим театром. Приветственное слово участникам зачитают Дмитрий Родионов /генеральный директор ГЦТМ им. А. А. Бахрушина/, Наталия Сиповская /директор Государственного института искусствознания/ и Владимир Урин /генеральный директор Государственного академического Большого театра/.

На конференции выступят ведущие исследователи из России, Франции, Италии, Великобритании, Испании и США. В первый день конференции будет организована прямая трансляция выступления Алексея Ратманского из Нью-Йорка: балетмейстер расскажет о личном опыте реконструкции балетов Петипа.

7 июня конференция переместится в Главное здание Театрального музея им. А.А. Бахрушина, а торжественное закрытие и подведение итогов состоится 8 июня в Государственном институте искусствознания.

Для участников и посетителей все три дня конференции будет организован синхронный перевод. Рабочие языки: русский и английский.

gctm.ru

← новости

Дети в мире старинной музыки

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Бабушкин сад

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Август »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
   12345 
 6789101112 
 13141516171819 
 20212223242526 
 2728293031   

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша