• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


08.06.2017

Владимир Мартынов "Упражнения и танцы Гвидо"

Заключительной премьерой сезона в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац станет премьера оперы Владимира Мартынова “Упражнения и танцы Гвидо” в постановке Георгия Исаакяна.

О музыке, точнее, о возникновении музыки в том виде, в каком мы сегодня ее знаем, – новый спектакль Георгия Исаакяна «Упражнения и танцы Гвидо». «Это произведение Владимира Мартынова равно важно и как сочинение для изысканных профессионалов, и как просвещенческое, образовательное полотно, ведь оно рассказывает о том, чего сегодня многие не помнят или вовсе не знают: что когда-то не было ни нот, ни современной системы записи музыки, и что это все придумал один человек, бенедиктинский монах, который жил на рубеже Х-ХI веков. Гвидо Д’Ареццо. Гвидо Аретинский», – говорит режиссер.

«Человек состоит на 80 процентов из воды. Также и композиторы всех эпох и народов на 80-90 процентов состоят из Гвидо Аретинского», – считает композитор.

Спектакль Театра Сац станет первой постановкой оперы «Упражнения и танцы Гвидо» на театральной сцене. Ранее опера Владимира Мартынова звучала в концертном исполнении, оформлялась элементами театрализации в филармонических программах, но всё это происходило не на театральных подмостках. Объяснением тому может отчасти стать тот факт, что с точки зрения театральной драматургии эта опера – «экстремальное», по мнению Георгия Исаакяна, произведение. Многие страницы её партитуры созданы в эстетике минимализма, это опера–медитация, чуждая привычным законам оперно-симфонического развития.

Учитывая всю необычность музыки произведения, становится в какой-то степени закономерным тот факт, что эту оперу невозможно исполнять в привычном, ординарном антураже. Поэтому Театр Сац выпускает этот спектакль в пространстве живописного цеха, там, где создаются декорации, и сама дорога в этот зал, дорога через закулисье, превратится для зрителя в необычное путешествие. Спектакль состоит из семи картин: в опере Владимира Мартынова — семь эпизодов, каждый из которых основан на одной из ступеней гаммы, которых, как известно, тоже семь.

Семь - сакральное число:

Семь ангелов, вострубивших в семь труб

Семь небесных сфер

Семь цветов светового спектра

Семь печатей книги жизни

Семь чудес света

Семь нот

Семь дней, за которые был сотворён мир… Это – тот шифр, за которым кроется идеальная гармония, ключ к музыке, что способна открыть любое человеческое сердце.

В сценографии Валентины Останькович претворяются мотивы средневековых символов, средневековой живописи. В оформлении сценического пространства используются не столько декорации как таковые (естественными декорациями станет само пространство художественного цеха), сколько видеоинсталляции. Тематика этих видеопроекций опирается на исследования Гвидо, который, как большинство учёных своего времени, проводил работы в разных областях знаний. Так, мотивами видеоинсталляций являются и атрибуты химических опытов, и астрономические карты в виде проекций звёздного неба, и изображения аллегорий «музыки сфер», абстрактные цифровые ряды как образы математических изысканий Гвидо, и, наконец, знаменитая «Гвидова рука» - старинный метод обучения чтению нот, практиковавшийся с 11-го столетия вплоть до начала 20 века. Согласно этому методу суставы и части каждого пальца левой руки обозначают ноты определённой высоты.

Именно Гвидо Аретинский (990-1050) изобрёл нотную запись (первоначально ноты были квадратные и размещались на четырёх, а не на пяти линиях нотного стана), а затем обучил певчих этой нотной азбуке, тому, что сейчас называется сольфеджио. Благодаря Гвидо любую мессу стало возможно записать нотами, и певчие могли сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость в долгом разучивании партий с каждым певцом, время обучения певчих сократилось во много раз. И не смотря на то, что метод записи нот впоследствии усовершенствовался, именно благодаря бенедектинскому монаху Гвидо из тосканского городка Ареццо появился способ сохранить музыку, сохранить звучащие шедевры. Постановка Театра Сац оперы Владимира Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо» - это попытка окунуться в эпоху этого изобретателя системы нотной записи, монаха из Тосканы, роль которого в истории музыки сложно переоценить. 

Информация предоставлена пресс-службой театра Сац

08.06.2017



← новости

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей