• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Чужой среди своих
«Тайна семьи Уингрейв» на сцене театра Сац

22 июня на сцене Детского музыкального театра им. Н.И. Сац состоялась российская премьера оперы «Тайна семьи Уингрейв» Бенджамина Бриттена,  известная всему миру под названием «Оуэн Уингрейв». Опера, написанная по пьесе Генри Джеймса, стала последним пацифистским аккордом в творчестве композитора и предстала на суд зрителей в 1971 году в формате телевизионной оперы. Российскую премьеру оперы подготовили музыкальный руководитель и дирижер Алевтина Иоффе, режиссер Виктория Агаркова и художник Ирина Дерябина. 
 
Имя Бенджамина Бриттена хорошо известно – он один из наиболее значимых композиторов XX века, чья музыка ознаменовала возрождение оперы в Англии. Бриттен работал практически во всех жанрах академической музыки. Он писал как сочинения, способные увлечь юного зрителя, так и произведения остросоциальные, отображающие его отклик на происходящие события. Композитор считал, что современный автор должен отзываться на самые острые социальные проблемы. Одной из важнейших тем творчества Бриттена стала Вторая мировая война.  «Военный реквием» считается самым известным произведением Бенджамина Бриттена, его основа - стихи английского поэта Уилфреда Оуэна, служившего в Английской армии во время Первой мировой войны. В своих стихах поэт отображал протест против войны, нежелание брать в руки оружие и убивать. Уилфред Оуэн является прототипом главного героя оперы «Тайна семьи Уингрейв» – Оуэна Уингрейва. 
 
 
Спектакль начинается с момента окончания Оуэном (Артем Семиган) военной академии – являясь одним из лучших курсантов, Оуэн Уингрейв осознает, что не может связать свою жизнь с военным делом. Он обращается к своему наставнику - мистеру Койлу (Олег Банковский), его жене и другу по академии со словами: «Я не солдат, я не люблю войну».  Оуэн убеждает их, что его желание не каприз, а сформировавшая точка зрения. Его позиция вызывает уважение у преподавателя и тот отпускает его домой.  
 
По иронии судьбы главный герой, стремившейся избежать военных действий, попадает на другое «поле сражения» - семья не приемлет выбор Оуэна. В его роду все мужчины – военные, и, по мнению родственников, не Оуэну рушить эту многовековую традицию. Традиция должна быть соблюдена и не важно, что пишется она кровью: отец Оуэна погиб в сражении, а мать, не выдержав этого известия, погибает беременной. «Чужой среди своих» - именно так можно описать положение Оуэна в семье. Дед – генерал сэр Филипп (Максим Усачёв) – мисс Уингрейв, его тетя (Алена Романова) воспринимают отказ от службы в штыки и требуют от Оуэна возвращения в академию. Даже его невеста – Кейт (Мария Чудовская) – охладела к нему, узнав о решении прервать армейскую карьеру. Оуэн предстает настоящим изгоем, несмотря ни на что твердо отстаивающим свои права. В конечном итоге, дед лишает его наследства и дома, что сам Оуэн воспринимает, как освобождение. «Я свободен, но как я устал» - говорит он.  
 
 
Помимо враждебно настроенных родственников, при возвращении, Оуэн Уингрейв сталкивается с еще одним кошмаром. На протяжении спектакля главного героя преследуют тени членов его семьи – тех, кто пал в боях. Но самым страшным для Оуэна является встреча с призраками отца и сына, живущими в одной из комнат семейного поместья Уингрейвов: по легенде, отец убил своего сына, не желавшего стрелять из лука по другим детям, а осознав содеянное, сам лишил себя жизни. После того, как Кейт во время ссоры с Оуэном объявляет того трусом, Оуэн Уингрейв заставляет запереть его в той комнате, дабы доказать свою храбрость.  
 
Итог очевиден и закономерен – Оуэн погибает, в какой-то степени повторив историю легенды.  
 
Декорации минималистичны и каждая вещь, находящаяся на сцене, подчиняется всем известному «правилу чеховского ружья». Все, с чем соприкасаются герои по ходу спектакля, раскрывает их личности: дед Оуэна поднимает флаг над поместьем, когда узнает о возвращении внука; тетя и невеста, разрушая комнату Оуэна показывают нам его гитару и памятный фотоальбом – по их мнению, военный не должен соприкасаться с такими вещами; на семейном ужине, вместо привычных блюд, армейский сухпаек. Яркое впечатление оставила видеопроекция – на белой стене отображались призраки военных, преследующих Оуэна. В деталях можно было рассмотреть, что каждая тень представляла собой определенную эпоху: солдаты Первой и Второй мировых войн, мушкетер, лучник и т.д.  
 
 
Без сомнения, главной в оперном спектакле является музыка. Музыкальная составляющая структурно перекликается с ранее упомянутым «Военным реквиемом». Однако, не стоит забывать, что «Тайна семьи Уингрейвов», в отличие от Реквиема, представляет собой полноценную оперную постановку: исполнительская сторона усложнена и, помимо солистов, оркестр взаимодействует с фонограммой. Музыка, с первой и до последней ноты, держит зрителя в напряжении. 
 
Сюжет, основанный на протесте, обращает внимание зрителя на проблему непонимания и диктатуры внутри семьи и общества. Враждебной силой, от которой, как казалось в начале спектакля бежит Оуэн, на самом деле является окружение главного героя. Эта проблема в той или иной мере близка каждому: желание быть услышанным и отстоять свое право на голос зачастую волнуют не только подростковую аудиторию, но и людей любого поколения. Этот спектакль заставит задуматься о наших действиях по отношению к родным и близким – проецируя на других свои правила, мы возводим нравоучение в диктатуру, тем самым «стирая» чью-то личность.   
 
Александра САЙДОВА
 
фото Андрей ТУРУСОВ

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей