• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



«Solo Piano» и неожиданные дуэты

Чик Кориа…из интервью Чика Кориа корреспонденту Джаз.Ру в Ереване, Армену Манукяну на Ереванском джаз-фестивале 2000 г: «Меня часто спрашивают о будущем джаза, это действительно хороший и нужный вопрос, мы должны задать его себе сейчас. Так вот, для меня не столь важно, будет ли джаз внешне похож на симфоническую музыку, или фольклорную, или же будет больше или меньше внимания уделяться импровизации. Для меня главным является ситуация, в которой рождается и исполняется музыка. Настоящая музыка может существовать лишь в спокойной мирной атмосфере. Если же ситуация в стране напряжённая, люди запуганы, то страдает, в первую очередь, искусство, и музыка в том числе. Потому что музыка –это, в первую очередь, музыканты, а музыканты – это люди, живущие в стране. Так что, если мы хотим, чтобы наша музыка процветала, мы должны создать спокойную обстановку, дать музыкантам свободу творчества, одним словом, счастливую жизнь. Это очень трудная задача, но мы должны сделать всё, чтобы выполнить её…»

Приезд маэстро Армандо Энтони «Чика» Кориа (Armando Anthony "Chick" Corea) с концертами в Санкт-Петербург и Москву в поддержку альбома « Solo piano - Portraits» (2014), стал очередным знаменательным событием для его многочисленных поклонников. Год назад Чик Кориа выступал с концертом в поддержку своего другого альбома - «Trilogy» (2014) в составе трио (Эдди Гомес – контрабас и Брайен Блейд – ударные). Нынешний приезд в Россию (вместе с гастролями в СССР) – по счёту – седьмой.

Признанный джазовый Маэстро, новатор и пионер, вошедший в десятку лучших джазовых пианистов мира, имеющий более шестидесяти номинаций на премию «Grammy» и ставший её 22-х кратным обладателем (плюс 3 премии «Latin Grammy»), издавший за 30 лет более 100!!! музыкальных альбомов, родился 76 лет назад 12 июня в семье американцев во втором поколении (бабушки и дедушки Чика были итальянскими эмигрантами, а его отец -один из 13 детей) в городе Челси (штат Массачусетс). Прозвище «Чик» (в переводе – «птенец»), по некоторым сведениям, дала ему его тётя, но, вероятнее всего, это прозвище он получил в юности, от старших коллег-музыкантов. Впервые прикоснулся к фортепиано в возрасте 4-лет. Его ранние и юношеские представления о музыке были сформированы под влиянием известных джазовых пианистов - Хораса Сильвера (одного из первых музыкантов стиля «хард боп»), и одного из пионеров стиля «бибоп» - Бада Пауэла (в 1992 году, когда у Чика Кориа появился собственный лейбл «Stratch Records” – дебютный релиз, выпущенный на нём, посвящался именно Баду Пауэлу), а его композиторские способности развивались, черпая вдохновение из музыки Моцарта и Бетховена.

К слову, забегая вперёд, на концерте в Москве, Кориа рассказал, как, будучи детьми, они с братьями и сёстрами любили играть в одну музыкальную игру: сажали перед собой кого-то из членов семьи, и на фортепиано старались музыкально «изобразить» портрет сидящего. Эту самую игру он затеял на концерте 24 апреля с несколькими зрителями в зале им. Чайковского. Разумеется, весьма увлекательно и смешно! И участники, и зрители были в восторге, а Кориа искренне забавлялся!

Однако, вернёмся к биографии маэстро «Чика». Его отец играл на трубе в диксилендах, а юный Кориа, с детства окружённый музыкой, также играл на трубе в школьном ансамбле, и аккомпанировал школьному хору на рояле. Уже в 15-и летнем возрасте он осознанно хотел стать джазовым пианистом и композитором. Основным и главным методом в его изучении музыки стало самообразование. В этом он был больше похож на джазменов начала века, чем на своих сверстников. В 18-и летнем возрасте он отправляется «покорять» Нью-Йорк. Поступив в престижный Колумбийский университет, он его бросает через месяц, а после усердной десятимесячной подготовки и поступления в знаменитую музыкальную Джулиардскую школу, через 2 месяца бросает и её. Больше попыток поучиться в официальном заведении он не делал. Этот факт, тем не менее, не помешал другой престижной джазовой музыкальной школе Беркли присвоить ему в 1997 году титул «Почётный Доктор музыки». И сегодня Чик Кориа считает наиболее эффективным способом обучения музыкальному искусству «свободное общение музыкантов вне формализованных структур».

В 1961-66 годах молодой музыкант делает «взрослые шаги», играя сначала в латиноамериканских группах – кубинского перкуссиониста Монго Сантамария, трубача Блю Митчелла, Вилли Бобо, затем сотрудничая с такими «звёздами джаза», как трубач Диззи Гиллеспи, саксофонист Стен Гетц, и выпускает первый свой альбом в 1966 году, пару лет после этого он сотрудничает с джазовой дивой Сарой Вон. К концу 60-х он стал занял прочную позицию в авангарде молодых музыкантов, прогрессируя как пианист и композитор. Одним из первых это заметил и поощрил легендарный трубач Майлз Девис, пригласивший его вместе другими талантливыми джазменами в свой ансамбль. (Чик Кориа заменил Херби Хенкока). Усилиями этого ансамбля были записаны не менее легендарные альбомы - «Filles de Kilimanjaro» 1968, «In A Silent Way» 1969 и «Bitches Brew» 1970, ставшие одним из краеугольных камней эры джаз-рока. При записи этих альбомов Девис посадил своих пианистов за электронные инструменты. Альбомы имели эффект взорвавшейся бомбы, критики чуть не передрались, обсуждая особенности их звучания, а слушатели проголосовали «за», активно покупая эти альбомы. Однако сам Кориа был вовсе не в восторге от всего этого, ибо он более тяготел к естественному звучанию рояля. Он покидает ансамбль Майлза Девиса вместе с британским бас-гитаристом Дейвом Холландом, и с барабанщиком Барри Альтшулем создаёт трио «Cicle». А когда к ним присоединяется саксофонист Энтони Брекстон – трио становится квартетом. Стиль их музыки - фри-джаз. В 1970 -71 они выступают с концертами, записывают диски, однако эту музыку можно охарактеризовать «более, чем для избранных». В то же время, в своих сольных фортепианных проектах Чик Кориа предстаёт перед слушателями лириком и мечтателем. Его музыка – безграничный простор для импровизации, была очень тепло принята и европейскими критиками. Его назвали «романтиком современного джазового фортепиано», и говорили, что он «строит мост между джазом и классикой» . И, всё же, приём публики был значительно спокойнее, нежели чем критиков.

Чик Кориа продолжал искать: отныне прекратились только эксперименты с фри джазом, а созданный в 1972 году дуэт с виброфонистом Гэри Бёртоном успешно живёт и гастролирует время от времени по сей день. Встретившись в 1971 году на одном из джазовых фестивалей в Мюнхене, Кориа и Бёртон, на фестивальном джем-сешн после концерта они оказались одни. Попробовали играть вместе, и, произошло то, что музыканты называют «good chemistry». В одном из своих интервью Чик Кориа рассказывал, что ему, чтобы сыграть хороший концерт с Бёртоном, « как тогда в 1972», даже не нужно репетировать.

Группа, собранная Чиком, под названием «Return to Forever» (1972-1978) и с дебютным одноименным альбомом, обладала выраженным фьюжн звучанием, в ней присутствовали характерные элементы латинской музыки, джаз-рока, а сам Чик в ней играл на клавишных: эта музыка становится весьма узнаваема. Именно в 1972 году проявляется его легендарная композиция «Spain», вошедшая в категорию пьес “джазовые стандарты”. После распада группы, наступает период «Игры с друзьями», а в середине 1986 году Кориа собирает новую фьюжн-группу «Electric band», а ещё позже “Acoustic band», он записывает альбомы от дуэтов до концертов с симфоническим оркестром. Он всё время новый, всё время разный и в то же самое время - узнаваемый.

Чик Кориа в КЗЧ

Концерт 24 апреля в Москве: зарисовка из зрительного зала

«Когда зрительный зал прикован к фигуре музыканта, сидящего за большим чёрным инструментом, который, легко порхая пальцами по клавишам, извлекает из него необыкновенное – это, безусловно, волшебство. Когда артист обращается за помощью к залу, выбирая для совместного музицирования незнакомых ему зрителей – это уже шоу». Об одном таком шоу-эпизоде концерта я хочу рассказать.

В первом отделении Чик Кориа играл один, а после перерыва предложил кому-нибудь из пианистов, присутствующих в зале, выйти на сцену, и поимпровизировать с ним. С самого дальнего ряда побежал к сцене молодой, слегка небритый человек, судя по внешнему виду, приехавший с дачи или рыбалки прямиком на концерт. А дальше началось шоу. Кориа предложил ему поимпровизировать в 4 руки, сев за нижний регистр рояля. Молодой человек, как показалось, вообще ни в чём не уступал маэстро, словно они до этого полдня тренировались! Зал пришёл в полный восторг. Аплодисменты, подаренные юноше, были, пожалуй что, чуть тише, чем звучащие перед этим, для самого маэстро. В заключение импровизационного фрагмента они сделали «селфи» и обнялись, как старые друзья. Этим «юношей с дачи» оказался молодой, но уже весьма известный в московском джазовом мире пианист, мультиинструменталист, композитор Валерий Степанов. И вот как он сам прокомментировал этот фрагмент своего «джем-сешн» с маэстро Кориа:

- О Чике Кориа я узнал, когда папа принёс домой диски с его музыкой. Мне было 8-9 лет. Вообще забавно, что о таких разноплановых музыкантах, как Кориа или Хенкок, я впервые узнал, слушая их именно в стилях «джаз-рок» и «фьюжн», а не традиционный джаз или какие-либо другие их проекты. Неправильно было бы говорить о непосредственном влиянии Чика Кориа на моё творчество. В любом случае, насытившись его «лучшим» в моём понимании, я все это пропустил сквозь себя и собственное видение настолько максимально, насколько это было возможно, чтобы выражать в музыке уже непосредственно самого себя: свои картины, собственный мир, свою любовь и так далее. Когда я вышел с ним поиграть, для меня это было, как встреча со старым другом на его даче, где мы просто решили немного поимпровизировать за роялем. Чувство эйфории и вообще понимания того, что именно произошло, на меня стало накатывать позже. Но во время игры внутренне я был почти спокоен, а в музыкальном плане я вообще чувствовал себя как рыба в воде. После выступления я подарил ему своей DVD, а он в свою очередь поблагодарил меня «for sharing some beautiful music tonight.»

После Степанова на сцену поднялась девушка и сказала, что она поёт. Чик Кориа с явным недоверием позволил ей спеть (это была импровизация), и девушка, под весьма непростые аккорды маэстро, спела интересную красивую импровизацию (к сожалению, её имя так и осталось неизвестным). Затем Чик Кориа попросил ещё одного пианиста сыграть с ним. И тут на сцену поднялась хрупкая молодая леди на высоких каблуках. Она села за рояль с маэстро, и «О Боже!» оказалась так же проворна в импровизации и легка в технике исполнения, как и сам Кориа. Браво-брависсимо, леди! (ею, в свою очередь, оказалась известная московская джазовая пианистка Наталья Смирнова-Бутман, прекрасная джаз- и шоувумен). А вот для исполнения легендарной SPAN на сцену вышел саксофонист, бендлидер собственного оркестра и друг Чика Кориа – народный артист РФ - Игорь Бутман. Это было грандиозно. Два прекрасных музыканта виртуозно и великолепно взаимодействовали друг с другом, а затем и зал в виде хора голосов был подключен к этой феерии! Вот так весело и с «песней» закончился концерт Чика Кориа в Москве в концертном зале им. П. И. Чайковского, организованный концертным агентством РАМ МЬЮЗИК.

Евгения БРАГАНЦЕВА

Фото автора


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей