• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



«Русское искусство и мир». Панорама XV Международного фестиваля искусств имени А. Д. Сахарова

Это были концерты симфонической и камерной музыки, концерты-спектакли, современная академическая музыка и джаз... Среди музыкантов и артистов были те, кто в представлении не нуждается: пианист, композитор и дирижер, Народный артист РСФСР,  создатель Российского Национального оркестра Михаил Плетнев; советский и российский актер театра и кино, мастер художественного слова, общественный деятель и педагог, Народный артист СССР Василий Лановой; альтист, дирижер, педагог, общественный деятель, Народный артист СССР, художественный руководитель камерного ансамбля "Солисты Москвы" Юрий Башмет; актер театра и кино Народный артист РФ Евгений Миронов; российско-итальянский скрипач и дирижер Сергей Крылов и итальяно-российский дирижер и пианист Фабио Мастранджело; органистка, педагог, музыкальный критик, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», основатель специализированного журнала «Орган», лауреат премии Москвы, обладатель гранта Президента РФ Евгения Кривицкая и актер, режиссер ведущий важных событий в мире классической музыки и искусства, лауреат Премии Москвы, лауреат Российской Национальной музыкальной премии «Овация», обладатель гранта Президента РФ Петр Татарицкий, российский пианист – виртуоз, общественный деятель, Народный артист РФ Денис Мацуев и французский пианист, лауреат XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского Люка Дебарг, Государственный квартет имени А. П. Бородина.

Были и совершенно "новые имена", которые публика, кажется, открывала для себя с удовольствием. Дирижер Марк Мандарано и молодые солисты оперных театров из США (Эшли Эмерсон, Доминик Армстронг, Луис Ороско), джаз-квартет из Франции Old&New Songs, дирижер Петер Билун, композитор Ханна Куленти, импровизатор и композитор электронной и экспериментальной музыки Герт-Ян Принц, саксофонист Евгений Новиков – из Нидерландов.

ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

В день Открытия фестиваля, 19 мая, на сцене Кремлевского концертного зала выступил Российский Национальный оркестр, детище прославленного пианиста и дирижера Михаила Плетнева. Концерт проходил в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации "Всероссийские филармонические сезоны".  

Приезд этот был долгожданным, ведь Михаил Плетнев не выступал в Нижнем Новгороде уже более 10 лет.  Первая программа фестиваля открывалась торжественными звуками Первого фортепианного концерта Чайковского, который в России прочно ассоциируется с конкурсной и фестивальной культурой. Ведь он практически является эмблемой Международного конкурса им. П. И. Чайковского и символом русской музыкальной классики.

Михаил Плетнев отнесся со вниманием к партитуре самого Чайковского, соединил достоинства первой авторской редакции с последующими рекомендациями Зилоти, освободился от общепринятых клише и, как выразился дирижер Станислав Кочановский, в этот вечер стоявший за пультом, Михаил Васильевич просто «смахнул пыль веков с этого произведения», отчего знакомая музыка зазвучала свежо и оригинально.

Первая симфония ("Зимние грезы") Чайковского, написанная совсем еще молодым композитором, едва закончившим консерваторию, дополнила ощущение обновления и ликования, которое было так созвучно самому событию.

МУЗЫКА И СЛОВО

Сахаровский фестиваль – не только фестиваль музыки (хотя музыка разных эпох, стилей и жанров всегда была основой его программ), но фестиваль искусств. Поэтому традиционно в его программах соединяются музыка, театр, литература, визуальное искусство.    

В этом году три программы фестиваля прошли под знаком гармонии Музыки и Слова.

21 мая, в день рождения Андрея Дмитриевича Сахарова, великого ученого, гуманиста и общественного деятеля, в честь которого и назван был этот фестиваль, на сцене Кремлевского концертного зала филармонии выступил великий русский актер театра и кино, Василий Лановой. 

В первом отделении он читал пленительную романтическую повесть Александра Сергеевича Пушкина "Метель". Читал искренне и живо, не лицедействуя, не играя, но при этом создавая настоящий Театр, так, что слушатели становились не просто свидетелями, но и участниками всех событий, ощущая себя в России XIX века, среди очаровательных барышень и благородных кавалеров, с увлечением читающих французские романы и танцующих под звуки вальса. Переживания и эмоции усиливала музыка Георгия Свиридова, написанная композитором для кинофильма "Метель" режиссера Владимира Басова, исполненная АСО Нижегородской филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера оркестра Александра Скульского.

Второе отделение концерта превратилось в настоящий творческий вечер Василия Ланового. Здесь соединялись эпизоды из кинофильмов, в которых он сыграл свои главные роли, воспоминания о первых шагах в театре, фрагменты из русской прозы, стихи Александра Сергеевича Пушкина и поэта-фронтовика Давида Самойлова.

****

24 мая прошел концерт-спектакль «Именем Мадонны», совместный проект известной в России органистки Евгении Кривицкой и самобытного актера и режиссера Петра Татарицкого. В концерте также приняли участие замечательный контртенор, лауреат международных конкурсов Сергей Ванин, возвращающий дух музыки прошлого, и виртуозный гобоист, лауреат международных конкурсов, солист симфонического оркестра Большого театра России Иван Паисов.

Основой программы стали Сонеты Петрарки. Эпиграфом к спектаклю были избраны знаменитые стихи Александра Сергеевича Пушкина "Мадонна", а в качестве послесловия звучал сонет Виктора Гюго "Как дух Лауры", на который в XIX веке создал свой знаменитый романс Ференц Лист. Великолепные стихи, соединялись с музыкой итальянских и французских мастеров прошлого (Антонио Вивальди, Клаудио Монтеверди, Алессандро Марчелло, Джулио Каччини, Доменико Циполи, Антонио Паскулли, Алессандро Паризотти, Никколо Порпора и Теодора Лалье).  

Это были монологи, в которых поэты разных стран и эпох поклонялись женщине, Мадонне, ставшей символом одухотворенной красоты, чистой, неземной любви. 

*****

30 мая состоялся спектакль-концерт «Ван Гог. Письма к брату», плод сотворчества Народного артиста России Евгения Миронова, художественного руководителя Камерного ансамбля «Солисты Москвы» Юрия Башмета и режиссера МХТ им. А. П. Чехова Марины Брусникиной.

Евгений Миронов, в простом черном одеянии, без капли грима на лице, искренне, без излишней торжественности и пафоса читал строки писем Ван Гога к брату Тео. Письма о любви, о творчестве, о религии, письма человека, искренне любящего искусство, философски относящегося к жизни и бесконечно одинокого.  

Впечатление нарастающего трагизма усиливала музыка, исполненная Камерным ансамблем "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета.  Щемящая Трио-соната А. Шнитке для струнных, атмосферный "Закат" К. Бордова, изящный "Quartetto serioso" Л. Бетховена и анданте для альта и струнных И. Брамса, холодная "Норвежская народная мелодия" Э. Грига, наконец, знаменитое просветленное Адажиетто для струнных Густава Малера словно сообщали слушателям то, что было скрыто между строк писем, то, что было не высказано словами. Обычная переписка, исповедь человека, беззащитного в своей болезни и одиночестве, превратилась в трагическое свидетельство гибели таланта, не признанного при жизни.  

ТВОРЧЕСКИЕ СВЯЗИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КВАРТЕТ ИМ. А. П. БОРОДИНА

Международный фестиваль искусств имени А. Д. Сахарова дорожит дружбой с замечательными коллективами и музыкантами России. Среди постоянных гостей фестиваля – Денис Мацуев, Владимир Спиваков и камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы».

С Государственным квартетом имени А. П. Бородина была связана целая эпоха в жизни филармонии и города. Когда-то, в 1960-1970-е гг., благодаря одному из основателей ансамбля (а также одному из идейных вдохновителей Сахаровского фестиваля) Народному артисту РФ Валентину Александровичу Берлинскому, на горьковской земле проходили уникальные концерты, о которых очевидцы до сих пор вспоминают с особой теплотой и радостью, называя их «Бородинские сезоны».

Эстафету творческой дружбы переняли и музыканты нынешнего состава Государственного Квартета имени А. П. Бородина: скрипачи Рубен Агаронян и Сергей Ломовский, альтист Игорь Найдин и виолончелист Владимир Бальшин. Для юбилейного XV фестиваля искусств имени А. Д. Сахарова они избрали особый круг сочинений: ранний Десятый Ми-бемоль мажорный квартет Шуберта, Первый квартет Бородина и знаменитый Восьмой квартет Дмитрия Шостаковича, композитора, которого связывали тесные узы и с Нижним Новгородом, и с самим Квартетом Бородина (более 30 лет сотрудничества и настоящей творческой дружбы). Как всегда, их игру отличала слаженность, согласованность и особый «бородинский» стиль исполнения.  Музыканты Квартета в который раз доказали: они уже давно задали себе самую высокую планку и держат этот уровень до сих пор.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГОРИЗОНТЫ САХАРОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ

Еще одна важнейшая идея Сахаровского фестиваля – идея международного сотрудничества, культурного взаимодействия, превосходно сформулированная в его девизе «Русское искусство и мир». В этом году слушатели были предложены программы, посвященные диалогу культуры России, Италии, Франции, Нидерландов, США.

Концерт 28 мая на XV Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова прошел под знаком Дня Италии.

В этот вечер симфоническим оркестром Нижегородской филармонии управлял Фабио Мастранджело, один из "самых знаменитых итальянцев в музыкальных кругах России", как его часто называют в прессе (действительно, он живет и успешно работает в России уже около 20 лет), и, безусловно, один из самобытных дирижеров мира, умеющий заряжать своим энтузиазмом и своей энергией музыкантов и слушателей.

Партию скрипки в Концерте Чайковского, композитора, который по словам Фабио Мастранджело, действительно очень любил Италию и итальянское музыкальное искусство, исполнял известный скрипач Сергей Крылов, который, наоборот, уже много лет живет в Кремоне, на родине знаменитых скрипичных мастеров Амати, Страдивари, Гварнери и Бергонци.

Шедевр Чайковского музыкант исполнял на скрипке, которую изготовил его отец, выдающийся скрипичный мастер Александр Алексеевич Крылов, заслуживший славу «Страдивари XX века» (он был одним из первых студентов Советского Союза, которого отправили обучаться в Кремону искусству изготовления скрипок и который окончил курс обучения с золотой медалью).

Исполняя концерт, Сергей Крылов показал, что он - музыкант со своим стилем, настоящий виртуоз, для которого, кажется, не существует никаких технических сложностей. На сцене он чувствует себя совершенно расковано и, в то же время, он очень собран, никогда не выходит за рамки хорошего вкуса в исполнении.

Программа концерта также была связана с идеей итальяно-российского диалога. В первом отделении, кроме знаменитого скрипичного концерта Чайковского, звучало его Итальянское каприччо. А во втором отделении - сочинения Отторино Респиги, итальянского композитора, который долгое время жил в России (снова диалог культур!), учился в Санкт-Петербургской консерватории у Римского-Корсакова, играл в оркестре Мариинского театра, а потом с успехом работал в Москве. Причем звучала не только его собственная симфоническая поэма "Празднества Рима", но и оркестрованные им пять Этюдов-картин Сергея Рахманинова. 

Эта русско-итальянская и итальянско-русская программа стала плодом творчества Фабио Мастранджело и Сергея Крылова, которые именно здесь, на XV Международном фестивале искусств имени Сахарова впервые выступили совместно. 

****

В сходной атмосфере непринужденности и спонтанности прошли и Дни Франции (1 и 7 июня).

1 июня при поддержке Посольства Франции в России, Французского Института в Москве и "Альянс Франсез-Нижний Новгород" прошло выступление джазового квартета "Old & New Songs" ("Старые и новые песни") в составе: Йоанн Лустало (труба), Франсуа Шэнель (фортепиано), Фредерик Шиффоло (контрабас), Фред Паскуа (ударные).

Французские мелодии из старинных манускриптов 16 века и песни шансонье Робера Марси, шведский фольклор и японские мелодии, наконец, знаменитые русские песни «Меж крутых бережков» и «Полюшко-поле» – музыка, которая вдохновила участников квартета на создание джазовых импровизаций.

«Это музыка, которую мы однажды услышали, будучи на гастролях. Или песни детства, очень нами любимые. Или записанные на дисках и запомнившиеся навсегда», - отметил трубач квартета, Йоанн Лустало.

 

7 июня на сцене Кремлевского концертного зала Нижегородской филармонии выступил пианист Люка Дебарг, исполнивший шедевры камерной музыки Фредерика Шопена и редко звучащую Вторую сонату Кароля Шимановского.

Он играл их так, как, возможно, исполнили бы свои сочинения сами романтики: порывисто и немного нервно, мягко касаясь клавиш и извлекая из них то россыпи пассажей, то, хрупкие меланхоличные мелодии, создавая музыкальную историю, в которой было место самым сильным переживаниям.

****

Русско-голландские встречи на Сахаровском фестивале регулярно проводятся с 2000 года. В этом году Дни Нидерландов прошли при поддержке Посольства королевства Нидерландов в России, издательства «Донемус», фонда Вильгельмины Янссен и фонда сценических искусств королевства Нидерландов.  

Идеей концерта 5 июня, открывшего Дни Нидерландов, стало свободное сочетание увертюры «Эгмонт» Бетховена, второй сюиты из балета «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля – с современными творениями голландских композиторов. Такой стилевой эксперимент поставил дирижер Петер Билун, в этот вечер управлявший оркестром Нижегородской филармонии.

Были исполнены две российские премьеры голландских сочинений: концерт для саксофона Ханны Куленти и "Морфические волны" Джои Раукенса. Основной идеей обоих сочинений стала самоценность звука.

"Это музыка, которая построена вокруг звука и в звуке. – Отметил саксофонист Евгений Новиков, солировавший в концерте Х. Куленти. - И не линии и мелодии важны, а важно само наполнение звуком, важен спектр. Дело в массивном звучании и расслоении звука, что оказывает особое влияние».

На концерте присутствовали почетные гости: автор одного из произведений, Ханна Куленти, советник по культуре госпожа Ида де Кат-Мёрс и Посол королевства Нидерландов в России госпожа Рене Джонс-Бос, высоко оценившая идею русско-голландского диалога.

6 июня Дни Нидерландов продолжились на площадке Государственного центра современного искусства «Арсенал» программой «Ночь Неожиданностей», идея которого связана с концепцией престижнейшего в Европе конкурса современной музыки «Gaudeamus». В этот вечер в необычном пространстве выставочного зала звучали произведения самых разных стилей: от старинной музыки до современных композиций (в том числе, и наших соотечественников, А. Хубеева и Д. Курляндского, которые, кстати, являются лауреатами конкурса «Gaudeamus»). Создать необходимую атмосферу помогали музыканты: голландский импровизатор Герт-Ян Принц, Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) и саксофонист Евгений Новиков. 

****

31 мая в рамках Сахаровского фестиваля состоялось выступление молодых солистов ведущих оперных театров Америки. Сопрано Эшли Эмерсон, тенор Доминик Армстронг и баритон Луис Ороско исполнили музыку Леонарда Бернстайна. 

Бернстайн, который известен в России больше всего по мюзиклу "Вестсайдская история", предстал перед слушателями как многоликий композитор и незаурядный человек. Его легкие композиции из мюзиклов "Увольнение в город" и "Чудесный город", блистательные номера из оперетты "Кандид" перемежались с фрагментами из симфонии "Каддиш", посвященной Джону Кеннеди, а также "Мессы", в которой жанры сакральной католической музыки причудливо соединились с массовой культурой. 

Дирижер Марк Мандарано, управлявший в этот вечер оркестром филармонии, прокомментировал идею концерта: "Леонард Бернстайн — замечательный американский композитор и всемирно известный дирижер. Его музыка соединяет в себе джаз, классику, фольклор, современную музыку… И еще она соединяет людей». 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ

Главной звездой заключительного вечера Сахаровского фестиваля стал Денис Мацуев. Он исполнил могучий, полный внутренней силы, и, в то же время, роскошной лирики Четвертый фортепианный концерт Сергея Рахманинова и сочную смелую «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина. Его игру в этот вечер, как, впрочем, и всегда, отличали блеск и виртуозность, сильное прикосновение, полнозвучные пассажи, ритмическая энергия.

Особенно остро это чувствовалось в "Рапсодии в стиле блюз", которая превратилась в настоящий джем-сейшн, каскад джазовых импровизаций. Для того, чтобы осуществить свой смелый замысел, Денис Мацуев пригласил своих друзей: известного джазового контрабасиста Андрея Иванова и совсем еще юного ударника, победителя 3 сезона конкурса "Синяя птица" Даниила Гулевича. 

Концерт Дениса Мацуева и XV Международный фестиваль завершился оригинально и ярко, еще одной импровизацией на тему пьесы Э. Грига "В пещере Горного короля». 

Итак, Сахаровский фестиваль в очередной раз стал мостом, соединяющим разные культуры и эпохи, разные страны и стили, соединяющим Русское искусство и мир.

Олеся ПЛАТОНОВА


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей