Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

Конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева

Приношение Мариусу Петипа

Балетная труппа Самарского академического театра оперы и балета имеет 87-летнюю историю. У труппы богатые традиции. С первых дней существования в ее репертуаре присутствуют балеты классического наследия, среди которых почетное место занимают творения Мариуса Петипа - выдающегося танцовщика, балетного педагога, балетмейстера и театрального деятеля, стоявшего у истоков зарождения русского классического балета и внесшего неоценимый вклад в его развитие. Сегодня на сцене театра идут балеты с хореографией Мариуса Петипа «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Баядерка», «Корсар», Grand pas из балета «Пахита», каждый из которых являет собой высочайший образец танцевального искусства.

Для более глубокого изучения и сохранения дошедшего до наших дней наследия Мариуса Петипа, в балетах которого сложился и окончательно утвердился стиль академического классического танца, и знакомства зрителей с жизнью и творчеством великого балетмейстера в 2016 году в театре родилась идея создания балета-дивертисмента «Grand pas Петипа».

В 2017 году этот имеющий образовательную направленность просветительский проект театра стал победителем конкурса по присуждению грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Премьера двухактного балета-дивертисмента «Grand pas Петипа» состоялась в преддверии 2018 года, который по решению Президента Российской Федерации в честь 200-летия со дня рождения балетмейстера объявлен годом Мариуса Петипа.

 В соответствии с замыслом программу спектакля-дивертисмента составили фрагменты из репертуарных балетов театра с хореографией Петипа, а также из его балетов, которые не знакомы значительной части  местной зрительской аудитории.

Составной частью работы над проектом явился поиск малоизвестных материалов о жизни и творчестве знаменитого хореографа. Часть таких материалов была предоставлена самарской региональной общественной культурно-лингвистической организацией «Альянс Франсез Самара», функционирующей под эгидой Фонда Альянс Франсез в Париже и Посольства Франции в Российской Федерации. В спектакле использован видеоряд, являющийся современным техническим средством, легко доступным для восприятия зрителями. Сценическое действие сопровождается литературным комментарием.

Автор сценария и режиссер-постановщик спектакля-дивертисмента «Grand pas Петипа» – заслуженная артистка России Валентина Пономаренко, дирижер-постановщик – главный дирижер театра лауреат международного конкурса Евгений Хохлов, художник-постановщик – главный художник театра Елена Соловьева. Консультант проекта – главный балетмейстер театра заслуженный артист России Юрий Бурлака.

Спектакль открывается детским полонезом-мазуркой из «Пахиты» в исполнении учащихся Детской центральной хореографической школы. Затем вслед за Пахитой – Ксенией Овчинниковой и Люсьеном – Нурланом Кинербаевым - юными влюбленными из «Пахиты» на сцене, сменяя друг друга, появляются дочь богатого раджи Гамзатти – Дарья Климова, мужественный воин Солор – Кирилл Софронов и страдающая от неразделенной любви Никия – Екатерина Панченко из «Баядерки», прекрасные обитательницы «Оживленного сада» из «Корсара», принцесса Аврора  - Вероника Землякова и освободивший ее от чар злой феи принц Дезире – Дмитрий Погомарев из «Спящей красавицы».

Изюминкой спектакля-дивертисмента стали премьеры - реконструированные и представленные в новой хореографической редакции Юрием Бурлакой фрагменты из четырех редко исполняемых на театральных подмостках и никогда не шедших на самарской сцене балетов с хореографией Мариуса Петипа. Это pas de quatre «Розарий» из балета «Пробуждение Флоры», сюита из балета «Арлекинада» и pas de duex из балета «Талисман» композитора Дриго и pas de duex из балета «Привал кавалерии» композитора Амсгеймера. Отличающиеся один от другого по форме и стилистике эти фрагменты расширили представление самарских зрителей о наследии Мариуса Петипа, а артистам самарской балетной труппы дали возможность раскрыться по-новому, обогатить палитру своих выразительных средств.

Воспевающий любовь одноактный балет «Пробуждение Флоры», созданный к бракосочетанию в российском императорском доме, представляет собой по существу развлекательную  танцевальную сюиту с участием античных богов. От четырех исполнительниц – «богинь» подернутого романтическим флером фрагмента «Розарий» требуются прежде всего особые непринужденность, воздушность и поэтичность исполнения, сочетающиеся с  четким соблюдением классических танцевальных канонов. Эти задачи оказались по плечу Веронике Земляковой – богиня цветов Флора, Дарье Климовой – богиня рассвета Аврора, Анастасии Тетченко – богиня ночи Диана и Екатерине Панченко – богиня молодости Геба.

«Привал кавалерии» - комедийный балет с подчеркнуто наивным сюжетом, действие которого разворачивается в небольшой австрийской деревне, куда приходит на привал полк гусар-кавалеристов. Персонажи дуэта - местная красотка Тереза и деревенский паренек Пьер. В этом фрагменте исполнители Диана Гимадеева и Илья Чернышев сумели добиться впечатляющей четкости танцевальных па и  стилистической точности пластики.

Сюита из балета «Арлекинада» - пожалуй, самый яркий по оформлению и костюмам, насыщенный колоритными танцами и броскими мизансценами премьерный дивертисмент. В основе балета – фантазия на темы знаменитой итальянской комедии дель арте с ее традиционными персонажами Арлекином, Коломбиной, Пьером, Пьереттой и их друзьями. Арлекин – большая удача Сергея Гагена, соединившего в своем исполнении отточенную танцевальную технику и психологическую выразительность образа. Трогателен и гармоничен дуэт Гагена и Марины Накадзимы - Коломбины. Украшением сюиты стал вокальный номер – серенада, которую  в сопровождении мандолины исполнил солист оперы Антон Кузенок.

И, наконец, заключительный премьерный фрагмент - дуэт из фантастического балета «Талисман», в котором сталкиваются судьбы небожителей и землян. Персонажи дуэта – дочь повелительницы небесных духов юная Нирити, предвкушающая свое первое посещение земли, и призванный сопровождать и охранять ее бог ветра Вайо. Ксении Овчинниковой удалось воплотить в танце  нежную трепетность и наивное ожидание чуда Нирити, а Кириллу Софронову и Нурлану Кинербаеву - стихийный темперамент Вайо.

Партнером проекта «Grand pas Петипа» стала самарская мастерская урбанистики «Артполис», при участии которой театр провел конкурс на создание художественных произведений, иллюстрирующих личные впечатления конкурсантов о творчестве Мариуса Петипа и о русском балете.

В день премьеры балета-дивертисмента «Grand pas Петипа» в Колонном зале бельэтажа театра была развернута выставка «Великие шаги Мариуса Петипа». Ее экспонатами стали лучшие живописные и графические работы, плакаты и инсталляции конкурсантов - студентов и выпускников Самарского училища культуры, Самарского художественного училища имени Петрова-Водкина, архитектурного факультета и факультета дизайна Самарского государственного технического университета, а также работы профессиональных художников и педагогов - наставников молодых участников конкурса. Отобранные экспертной комиссией конкурсные работ заняли место в постоянном музейно-выставочном пространстве театра.

Перед началом и в антракте спектакля на двух плазменные панелях, установленных в Колонном зале театра, демонстрировался видеоряд с фотографиями Мариуса Петипа, материалами исторических буклетов, видеофрагментов из спектаклей театра с хореографией Петипа и информационными материалами о премьерном балете-дивертисменте.

Спектакль-дивертисмент «Grand pas Петипа» обогатил балетный репертуар театра. Его постановка будет способствовать росту популярности балетного искусства у самарских зрителей, приобщению их к национальным культурным ценностям, к достижениям отечественного театрального искусства и русского классического балета. Немаловажно и то, что в этом спектакле наиболее одаренные учащиеся Самарского хореографического училища и Детской центральной хореографической школы получили возможность впервые выступить на одной сцене с профессиональными исполнителями - солистами и артистами балетной труппы театра.

Проект стал еще одним шагом к укреплению российско-французских международных культурных связей.

Валерий ИВАНОВ


← события

Дети в мире старинной музыки

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Бабушкин сад

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Август »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
   12345 
 6789101112 
 13141516171819 
 20212223242526 
 2728293031   

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша