• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



«Низкие струнные»: от Локка до «Jackson(G)»

В Москве стартовал проект, априори являющийся уникальным – и слово «априори» в названии одного из его организаторов (Агентство Apriori Arts), как, впрочем, и в самом названии – «Мелодия Априори» - идеально отражает суть события. Да, уникальность здесь составляет едва ли не ядро проекта. Впервые за 25 лет фирма «Мелодия» вживую записывает концерты, а концепция – четыре концерта по 29-м числам четыре месяца подряд – оригинальный и смелый маркетинговый ход. Уникальна и программа, на две третьих составленная из «неигранных» в России произведений, уникальны и камерные ансамбли исполнителей, в которых каждый из солистов – выдающийся в своей области музыкант.

Ну, а само число 29 отныне должно запомниться меломанам, ибо оно войдет в историю посредством выпущенных «Мелодией» дисков с записями live всех четырех концертов. Правда, Карина Абрамян, PR-директор компании, ранее в интервью заметила, что, возможно, к четырем дискам добавится еще один «с чем-то новым», объединяющий всех участников проекта. Но то, что эти записи станут историческими, и войдут в золотой архив «Мелодии», - уже стало ясно с первых же минут присутствия на первом концерте абонемента «Мелодия Априори» 29 сентября в Малом зале Московской консерватории.

И ничто не помешало сделать его событием из ряда тех, которые запоминаются на всю жизнь: ни стылый холод (слушателям разрешили взять из гардероба верхнюю одежду, ибо отопление в Малом зале еще не работало), ни отсутствие аншлага в этот вечер. К чести публики, звонков мобильных телефонов замечено не было, так же, как и бесконечных залпов кашля. С записью работал профессионал высочайшего класса, известный звукорежиссер Михаил Спасский.

Впрочем, исполнители в этот вечер – а это были любимцы московской (и не только) публики, известные музыканты альтист Сергей Полтавский, виолончелист Евгений Румянцев и контрабасист Григорий Кротенко – показали публике такое действо, что впору было забыть не только о холоде, но и обо всем на свете. «Нетривиальный ансамбль» низких струнных – как его метко обозначили в релизе – «дал жару» в этот вечер так, что разогрел Малый зал до точки кипения. Кипения от обуревающих эмоций, невероятных ощущений и дикого восторга.

Концертную программу открыли продюсер проекта (а также его автор и вдохновитель в одном лице) Елена Харакидзян и представитель «Мелодии» Дмитрий Масляков. Кратко, но живо и эмоционально обрисовав идею проекта «Мелодия Априори», объяснив его значимость для музыкальной общественности и озвучив программу первого концерта, Елена и Дмитрий уступили место на сцене музыкантам.

Первое отделение было отдано музыке, скажем так, скорее классической: открывал его «Мотет Кельнскому собору» Владимира Рябова – для всей тройки «низких струнных», вторым номером шел Бетховенский дуэт для альта, виолончели и двух облигатных пар очков, затем – переход в Шнитке – в потрясающий «Hymn Nr.2» для виолончели и контрабаса. После Шнитке музыканты представили российскую премьеру «Escenas del Sur» для альта и контрабаса Эфрена Ошера и завершили первую часть концерта произведением современника Бетховена, виолончелиста-виртуоза Бернхарда Ромберга – «Концертино ми минор для альта, виолончели и контрабаса».

Всем известно, что звук струнных инструментов имеет особое воздействие на человека. Но – кому-то ближе голос скрипки, кому-то – виолончели, а кому-то – альта или контрабаса. Их сочетания – при условии, что за инструментом – музыкант, которому есть что сказать и есть арсенал средств, которыми он может это сделать – вызывают ни с чем не сравнимые ощущения, которые, наверно, можно выразить одним словом – катарсис. Когда душа дрожит и сознание полностью растворяется в этих пронизывающих насквозь звуках.

Именно так и было в этот вечер. Рябовский «Мотет» начался сумрачным стоном виолончели, его подхватил напевный альт и поддержал глубокий контрабас. Сдержанная манера исполнения, по контрасту с живой эмоциональностью музыкантов, сделали свое дело – заставили публику замереть, безраздельно погрузиться в суровый философский мир композитора. Но, как только прозвучали первые звуки дуэта Бетховена, тут же отпустило: Бетховен – вечный лекарь человеческих душ…  Выразительная (а у Бетховена и не бывает другой) музыка и танцующая легкость звука увлекли изящной красотой форм и игривой перекличкой альта с виолончелью (уточним - облигатных очков не было).

Григорий Кротенко

И тут случился Шнитке. Именно «случился» - как случается чудо. Это и было чудом – то, что сотворили Евгений Румянцев и Григорий Кротенко в «Hymn Nr.2». Не говоря уже о потрясающей сыгранности и таинственном взаимопонимании (казалось, музыканты считывают мысли друг друга), откровением стало само исполнение. Неизбежно вспомнилось – «подслушанные крики времени». Страстный, рвущий душу звук виолончели Евгения, мистические паузы, наполненные ледяным космосом, умирающие пианиссимо, контрабас, бережно поддерживающий яростную мелодию виолончели - словно весь мир опрокинулся в тебя, и ты забываешь даже дышать...Сумасшедшая вовлеченность музыкантов в трагическую, неземную музыку Шнитке передалась и публике. Эта коротенькая вещица буквально взорвала зал. Неистовые «браво!» и шквал аплодисментов разогрели холод Малого зала и два следующих опуса – произведение, впервые прозвучавшее в России – дуэт для альта и контрабаса «Escenas del sur» современного венесуэльского композитора Эфрена Ошена и классическое трио «Концертино» Бернхарда Ромберга, прослушались на одном дыхании.

Сергей Полтавский

Во время антракта Сергей Полтавский, не только мастер альта, но и саунд-дизайнер, колдовал на сцене в аппаратуре, готовясь ко второму отделению, отведенному под эксперименты. Оно было составлено не менее изощренно, чем первое, и оба увязывались в единую, внешне противоречивую, но очень цельную конструкцию. Думается, что слушатели будущего диска смогут оценить это в полной мере.

По ходу подготовки в программе произошли изменения. Первый и последний номера поменялись местами, и после антракта слушателей встречали «Фантазией до минор» барочного композитора Мэтью Локка. Удивительному по красоте и насыщенности исполнению добавило прелести и лицезрение Григория Кротенко с непривычным для него инструментом – написана «Фантазия» для трех виол да гамба.

А вот после такого суперакадемичного вступления началось то, за что многие любители современной музыки готовы были бы дорого заплатить – подряд шли три дуэтных номера, в которых одним из голосов выступал живой инструмент, а роль полноценного партнера выполняла электроника. Конечно же, всем собравшимся было прекрасно известно, что присутствовавшие на сцене музыканты не имеют в своем творчестве никаких рамок и границ – а уж тем более жанровых. Но в этот вечер музыкантам удалось удивить даже столь искушенную аудиторию.

Сергей Полтавский

Электронный сет открыл Сергей Полтавский – увлеченный энтузиаст и активный пропагандист живой электронной музыки. «Palabras» шведского композитора Ильвы Лунг Бергнер был исполнен Сергеем с ошеломляющей виртуозностью, от которой замирало сердце. И тающий звук альта, эхом растворяющийся в бесконечных закоулках электронных пространств, вызывал щемящую грусть.

Сергея сменил Евгений Румянцев. Сочинение американца Уильяма Шэннона «Tableau alla Bachiana» было проникнуто пронзительной печалью. Электроника (за пультом компьютера находился Сергей Полтавский) окрашивала звук виолончели далеким сиянием космоса и добавляла еще одно глубокое невыразимое измерение. Публика слушала, затаив дыхание, и по окончании разразилась благодарными аплодисментами.

Однако никто не представлял, что нас ждет в следующем номере. Хотя, как не представляли? Имя Александры Филоненко и своеобразие ее творчества достаточно хорошо известны. Говорят, Григорий Кротенко уже сталкивался с «Jackson(G)» для контрабаса и электроники и, по свидетельству очевидцев, его исполнением (правда, в сокращенной версии) произвел большое впечатление. Но то, что мы увидели и услышали в этот вечер в Малом зале консерватории, оказалось явлением абсолютно выдающимся и выбивающимся изо всех возможных рядов.

Григорий Кротенко

Неистовая декламация, глубочайший (глубинный, даже можно сказать) артистизм, яростная невиданная эмоциональность, бешеный темперамент и потрясающее техническое мастерство Григория подарили публике переживания, которые невозможно забыть. Это был очень сильный момент – энергетика, бившая со сцены, просто зашкаливала. Удивительно, как у музыканта хватило сил собраться для заключительного номера? Удивительно или нет, но исполнители собрались и подарили нам еще несколько минут самой настоящей музыки самого высокого качества - «Lasterhaftes Trio» для альта, виолончели и контрабаса австрийского композитора Питера Везенауэра.

Концерт завершился без бисов – впрочем, нужны ли они были? Все, кому посчастливилось оказаться в предпоследний вечер сентября в полупустом Малом зале консерватории, выглядели несколько ошарашенными, а немногочисленные скептики качали головой и повторяли: «Вы когда-нибудь такое слышали?». Пожалуй, к этому добавить нечего. Первый концерт абонемента «Мелодия Априори» случился очень удачным и действительно стал потрясением как для музыкантов, так и для их слушателей. Остается только удивляться тому, что столь уникальное событие нашло отклик в таком небольшом количестве сердец (логично было бы видеть зал заполненным до краев). Ну и, конечно, выразить глубокую благодарность всем участникам и организаторам концерта: Сергею Полтавскому, Евгению Румянцеву, Григорию Кротенко, Михаилу Спасскому, Елене Харакидзян, фирме «Мелодия», Карине Абрамян и компании Yamaha. А мы с нетерпением будем ждать диск, в котором, безо всяких сомнений, даже побывавшего на концерте ждет еще множество открытий и переживаний.  

PS Следующий концерт абонемента, под названием «Квинтет+», состоится 29 октября, так же в Малом зале консерватории, и в нем примут участие Людмила Берлинская (фортепиано), Новый Русский Квартет в составе: Юлия Игонина (1-я скрипка), Елена Харитонова (2-я скрипка), Михаил Рудой (альт), Алексей Стеблёв (виолончель) и Игорь Фёдоров (кларнет).

Ирина Шымчак

Фото автора


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей