• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



«Не спать»: обман зрения

«Nicht Schlafen» – такая ремарка в партитуре Густава Малера два года назад заинтересовала Алана Плателя. Известный хореограф готовил тогда новый спектакль для фестиваля Ruhrtriennale «по мотивам» музыки композитора и случайно перевёл «не тянуть» как «не спать». Так, благодаря обману зрения, получился необходимый импульс – и художественный, и чисто технический.

Российская премьера сложносочинённого спектакля состоялась на «Дягилевском фестивале» в Перми. Не без успеха. Согласно официальному сюжету, несколько молодых мужчин проводят обряд вокруг трёх туш мертвых лошадей. Не спать – и есть их главная задача, которая в предлагаемых агрессивных условиях практически неосуществима. Ощущение архаичности создала сценограф Берлинде де Брёйкере: кроме прочего, она обтянула сцену «ветхозаветным» полотном, рвущимся и грязным. К счастью, одно «доспектакльное» опасение не подтвердилось, с «Весной священной» сходств и параллелей нет.

О чём спектакль? Понятно, что ритуал – это всего лишь каркас, хотя и вполне благодатный для субъективных интерпретаций. Возможно, всё происходящее на сцене стоит воспринимать в переносных смыслах.

Например, в самом начале люди рвут одежду друг на друге. Они все разные, хотя бы в плане национальностей, они вынуждены сосуществовать в одном пространстве, делать одно общее дело. Не похоже ли проходит процесс «притирания» в любом коллективе, когда многие норовят беспардонно залезть в чужую душу и вынуть её?

Драматургия эта удерживается довольно долго, почти половину спектакля, пока из общей массы не выделяется одна единственная женщина, пока чуть растянутый финал не нарушает баланс происходящего, провоцируя искать сексуальные подтексты там, где их минимум или нет вовсе.

На самом же деле, Платель пытался обратить внимание в «Не спать» на генезис катастрофы, порождаемой военными и политическими конфликтами, и здесь, действительно, мощная цепь событий: от времен Малера с Первой мировой, до событий конца XX века и кризиса 2016-го. Получается, перед нами прецедент для полисмысловой трактовки, что только добавляет ценности результату продукта, воспринимающемуся довольно цельным.

Правда, есть то, что эту целостность легко может разрушить, если вдруг взять и подумать на эту тему. Да, композитор Стивен Пренгельс удачно сделал коллаж, логично и даже естественно перемешал фрагменты из произведений Малера (акцентируя Вторую симфонию) с африканскими ритуальными песнопениями и ритмами, дыханием и другими звуками животного мира. Но основа глубины спектакля – музыка Малера, убрать/заменить её и такого сильного эффекта не будет, всё остальное, к сожалению, серьезно обесценится.

 

Сергей БУЛАНОВ

Фото Марины ДМИТРИЕВОЙ


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей