• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Лунный Пьеро: на счет «три»…

С чего начинается родина – знают или догадываются все. А с чего начать непростой цикл Арнольда Шёнберга «Лунный Пьеро», много нашумевший в свое время и уже ставший классикой? На первый взгляд, вопрос странный, но на «Дягилевском фестивале» в Перми оценили степень его важности и решили довольно любопытным способом.

23:00-00:10 – временные рамки, условно отведённые организаторами на исполнение «Лунного Пьеро». Еще до стартовой отметки частную филармонию «Триумф» погрузили в сон в буквальном смысле: повсюду тьма, неразбериха, неподвижно и с закрытыми глазами стоят «загипнотизированные» (Курентзисом?) молодые люди. Понять происходящее сначала достаточно трудно, но потом вдруг оказывается, что час томительного ожидания – та крайняя мера, без которой по-настоящему окунуться в эту музыку уже не представлялось возможным.

Можно как угодно интерпретировать символику произведения, но «трижды семь стихотворений» в любом случае делают что-то невообразимое. Грани между жанрами и смыслами здесь настолько тонкие, что, к примеру, маятник, качаясь между легко считываемыми лирикой и пародией, вдруг помогает вскрыть неожиданные грани драматизма. Может быть, не зря после берлинской премьеры 1912 года критика назвала Шёнберга «самым жестоким композитором, вонзающим кинжалы и ножи в живую рану»?

Театральное прочтение «мелодрамы», вокально-инструментального цикла, оказалось таким, как многие любят и хотят видеть: постановочная команда (Нина Воробьева, Ася Мухина и Алексей Хорошев) постаралась следовать партитуре композитора и идее поэтического текста Альбера Жиро. Иллюстративный метод оказался идеальным во всех смыслах – эстетически привлекательным, не отвлекающим от главного и не обременяющим лишним. Чудесную сценографию описывать бессмысленно, оценить её можно в фотогалерее сайта «Дягилевского фестиваля».

Музыкальная часть спектакля – великолепная и очень кропотливая работа известных музыкантов камерного ансамбля (Александра Мельникова, Айлена Притчина, Каори Ямагами, Лауры По, Сергея Елецкого) и лично дирижёра Теодора Курентзиса.

Чего только нет в партитуре Шенберга: от элементов известных танцевальных формул до концепции полного переосмысления традиционных компонентов музыкального языка. Нельзя сказать, что нам представили какие-то глубокие откровения, прочтение Курентзиса скорее аскетичное и больше созерцательное, но от этого только более органичное в едином целом.

Сопрано Элени-Лидия Стамеллу – центральная фигура вечера. Она артистка хора MusicAeterna, с великолепным зарубежным классическим образованием и успешно складывающейся сольной карьерой. Сложно поверить, но, как оказалось, к технике Sprechgesang она обращалась всего лишь второй раз в жизни. Её блистательная техническая работа в сочетании с невероятно подходящим тембром ещё надолго останется в скромной коллекции исключительных впечатлений.

Не менее убедительной была и драматическая актриса, Ульяна Лукина, обещавшая в финале, что «на счёт “три” вы проснетесь». К счастью (или к сожалению), долгожданно-мучительное «три» она так и не произнесла…

Несомненно, «Лунный Пьеро» – абсолютная удача «Дягилевского фестиваля-2018». По предварительным сведениям, постановку планируют показать в Афинах. Остаётся только надеяться, что география гастролей столь качественного продукта Грецией не ограничится.

Сергей БУЛАНОВ

Фото Никиты ЧУНТОМОВА

 

← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей