• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Летняя школа в Гнесинке: «квантовый скачок» в музыкальном образовании

Летняя школа в Гнесинке

9-19 августа в МССМШ им. Гнесиных состоялась третья «Московская международная Летняя школа в Гнесинке» – уникальное событие в сфере музыкального образования и детского творчества.

Школа объединила около четырехсот участников и педагогов из разных городов России, стран Европы и Азии. В течение одиннадцати дней в старинном особняке в центре Москвы проходили мастер-классы по оркестровым и барочным инструментам, фортепиано, органу и вокалу, практика игры в симфоническом оркестре, творческие мастерские по авторским методикам от известных музыкантов России и Европы. Каждый день на двух концертных площадках Школы им. Гнесиных были представлены концерты с участием знаменитых музыкантов, в программе которых звучала самая разнообразная музыка: от классики и джаза до экспериментальных авторских произведений с участием электроники.

При «Летней школе» работал детский лагерь творческого развития «Юные гнесинцы», в котором дети приобщались к миру изящных искусств, в свое удовольствие познавали новое, креативили и выступали на сцене. Для профессионалов музыкального образования – педагогов ДМШ, ДШИ и СПО – были организованы курсы повышения квалификации с вручением удостоверений установленного образца.

Директор Школы им. Гнесиных и художественный руководитель «Летней школы в Гнесинке» Михаил Сергеевич Хохлов отметил, что в этом году «Летняя школа» прошла для него особенно продуктивно. Все дневные часы он, как и большинство преподавателей, был занят занятиями с детьми, а вечерами посещал концерты блистательных музыкантов, таких как Алексей Лундин, Юрий Мартынов, Марианна Шалитаева и Яков Кацнельсон, Людмила Берлинская и Артур Ансель, Ольга Ивушейкова, Дмитрий Булгаков, Борис Лифановский, Антон Дресслер и др. По мнению директора, сам перечень этих имен уже может очень многое рассказать меломану о «Летней школе в Гнесинке».

Органный концерт. Хироко Иноуэ (орган), Вероника Кожухарова (саксофон)

Органный концерт. Хироко Иноуэ (орган), Вероника Кожухарова (саксофон)

Гобой+. Алексей Лундин (скрипка), Александр Митинский (альт), Григорий Кротенко (контрабас), Антон Дресслер (кларнет), Дмитрий Булгаков (гобой)

Гобой+. Алексей Лундин (скрипка), Александр Митинский (альт), Григорий Кротенко (контрабас), Антон Дресслер (кларнет), Дмитрий Булгаков (гобой)

Важным событием этого сезона, как признался М.С. Хохлов, было участие в «Летней школе» делегации студентов из Сингапура. Тринадцать юных пианистов и руководитель группы Рина Чан – профессор Академии изящных искусств Наньяна (Nanyang Academy of Fine Arts), одного из известнейших высших учебных заведений Сингапура, остались очень довольны днями, проведенными в Гнесинке:

— Все это были способные, заинтересованные в учебе ребята, — делится Михаил Сергеевич, — профессор Рина Чан призналась, что детям было интересно взаимодействовать с нашими педагогами. И, хотя основной мотив их поездки был больше туристический: интерес к России, укладу нашей жизни, в итоге эмоциональный отклик от музыкальных занятий перевесил впечатления от красоты Москвы. Было отрадно слышать, что они уезжают от нас вдохновленными не только русской культурой, но и знаниями, которыми за короткий период сумели здесь получить.

Более того, на концерт, организованный специально для пианистов NAFA, прибыла посол Республики Сингапур г-жа Лим Кхенг Хуа. Она выразила надежду на дальнейшее сотрудничество и заметила, что эта группа студентов-музыкантов является первой крупной делегацией из Сингапура в Москве:

— Мы неожиданно стали пионерами в этой области, — замечает художественный руководитель «Летней школы», — музыка – это мост для взаимодействия культур, людей из разных стран. И открытия, которые они делают, попадая в Россию, — это открытия положительные, благодаря музыкальной культуре и искусству, ради которых они сюда приезжают.

Группа студентов NAFA и делегация из Посольства респ. Сингапур.  За столом сидят (слева направо): Лим Кхенг Хуа, Михаил Хохлов, Рина Чан

Группа студентов NAFA и делегация из Посольства респ. Сингапур.

За столом сидят (слева направо): Лим Кхенг Хуа, Михаил Хохлов, Рина Чан

Еще одним успешным нововведением этого года стали курсы повышения квалификации для педагогов ДМШ, ДШИ и СПО (координатор курсов — заместитель директора по научно-методической работе МССМШ им. Гнесиных А.В. Занкова). Эта программа оказалась очень удобной, поскольку многие дети приезжают в «Летнюю школу» не только с родителями, но и со своими педагогами, которые могут сочетать приятное с полезным, ведь повышать свою квалификацию по нынешнему законодательству требуется каждые три года:

— Педагоги присутствуют на мастер-классах, лучше представляют, как решать возникающие сложности, уточняют как вести своих учеников и других детей, учатся с ними работать и дальше могут это использовать в своей работе. А перейдя в соседний класс, они слушают лекции, участвуют в семинарах, методических разборах и развиваются сами. И, конечно, имеют возможность посещать концерты — не только детей, но и известных приглашенных исполнителей. По окончании курсов повышения квалификации каждый участник получает официальное удостоверение, на право выдачи которого у МССМШ им. Гнесиных есть соответствующая лицензия.

Юные гнесинцы и студенты «Летней школы» на ежедневной танцевальной анимации

Юные гнесинцы и студенты «Летней школы» на ежедневной танцевальной анимации

Еще одной особенностью «Летней школы-2018» стало то, что по сравнению с предыдущим годом, значительно возросла численность группы творческого развития «Юные гнесинцы». Радостные детские голоса во дворе школы не смолкали весь день, вызывая улыбки педагогов и воспитателей. А различных видов активности у детей в этом году было много: рисование и арт-терапия, пение, танцы, участие в шумовом оркестре, в музыкальном ансамбле, выступление на сцене, посещение музеев и многое другое. Многие из «юных гнесинцев» еще даже не начали заниматься музыкой. Кто-то из них приезжает вместе со старшими братьями и сестрами, которые обучаются в «Летней школе», и родители, чтобы не оставлять малышей дома, таким образом занимают их:

— В детях развивается чувство ритма, память, они поют песенки на разных языках – английском, немецком, испанском… у них появляется фонемический опыт, — рассказывает Михаил Сергеевич. — Весть о детском лагере широко разнеслась по сарафанному радио, и родители вновь остались довольны. Это было видно особенно ярко, когда группа «юных гнесинцев» выступала на летней сцене в заключительном концерте, чем вызвала огромный энтузиазм у публики. Как это часто бывает, все достали свои мобильные телефоны и стали снимать. Это приятно, потому что означает, что люди хотят зафиксировать радость, которую видят на лицах детей, и поделиться ею с другими.

Школа блокфлейты Карстена Эккерта (Германия)

Школа блокфлейты Карстена Эккерта (Германия)

Мастерская ударных инструментов PercaRus Duo (преп. Михаил Путков)

Мастерская ударных инструментов PercaRus Duo (преп. Михаил Путков)

Мастер-классы по арфе (проф. М.М. Агазарян)

Мастер-классы по арфе (проф. М.М. Агазарян)

Но самое главное в «Летней школе», по мнению Михаила Сергеевича Хохлова, было и будет ускоренное музыкальное развитие детей, «квантовый скачок» не только в их исполнительском мастерстве, но и в исполнительском сознании:

— Уровень учеников «Летней школы» всегда очень разный. Могу сказать это даже на примере тех детей, с которым занимался по фортепиано: некоторые приехали с готовыми программами и ждали советов относительно стиля, формы, внутреннего содержания произведения, то есть ожидали советов более высокого порядка, чем те, кто приехал просто с разбором летней программы. Поэтому, если взять один и другой тип участников мастер-классов и из этих людей составить некий коллектив, камерный ансамбль или оркестр, понятно, что их уровень очень разный; рядом с профессионалом, который может прочесть с листа любую оркестровую партию, может сидеть человек, еще и ноты толком не знающий. Но мы хотим, чтобы все дети приобретали навыки оркестровой игры, хотя общее звучание оркестра от этого становится хуже.

В итоге, по наблюдениям мастера, есть два варианта развития событий. Есть дети, которые смотрят на соседей и им становится не по себе, они чувствуют, что не успевают за коллективом, и делают вывод, что нужно подтягиваться и работать над собой. А есть те, кто, наоборот, быстро ориентируются на более продвинутых и очень скоро чувствуют себя уверенно, с удовольствием играют в симфоническом оркестре и исполняют симфонию Бетховена…

— Вряд ли до этого у них встречалось такое на практике, и этот факт сильно влияет на их будущую мотивацию занятий музыкой, на наращивание мастерства, на понимание различных траекторий, которые возможны в жизни музыканта: не только быть солистом, но и быть артистом оркестра, камерного ансамбля, аккомпаниатором, концертмейстером… Это понимание, что ты можешь применить себя в разных жанрах и видах деятельности, оставаясь при этом музыкантом, — очень важно для развития, чтобы молодой человек видел, что эта профессия имеет большой спектр применения и стоит того, чтобы ею овладеть.

Оркестр «Летней школы в Гнесинке», дирижер – Михаил Хохлов. Гала-концерт

Оркестр «Летней школы в Гнесинке», дирижер – Михаил Хохлов. Гала-концерт

Представляете, приезжает к нам из какого-нибудь селения человек, у которого просто нет возможности сыграть в оркестре. Думаю, что у такого ребенка в сознании уже сложилось мнение, что подготовка к выступлению должна занимать несколько месяцев. А здесь ему поставили ноты и надо в быстром темпе сыграть это произведение, а через три репетиции оно уже готово! Это очень влияет на психику, потому что этот ребенок привык – чтобы выти на сцену и что-то сыграть, нужно долго упорно трудиться, отказывать себе в футболе, телевизоре, гаджетах, заниматься только музыкой, чтобы ради одного вечера сыграть пьесу, и, может быть, родители за это отведут его в кафе-мороженое… А тут вдруг выясняется, что можно просто прийти, поставить ноты, выучить все за три дня, выйти на сцену, сыграть и за следующие три дня снова выучить что-нибудь новое. Это очень меняет сознание и оказывает влияние на будущее человека, который начинает совсем по-другому представлять себе профессию музыканта. В то же время замечу, что уровень мастерства может улучшаться только в процессе планомерной и долгой работы в школах и вузах, в которых идет воспитание в течение нескольких лет.

Однако, на следующий год для молодых исполнителей из разных городов России и других стран по-прежнему распахнутся двери «Летней школы в Гнесинке». Будут сохранены и улучшены все нововведения, которые успешно показали себя в этот раз. Сохранится система мастер-классов с участием преподавателей не только из МССМШ им. Гнесиных, МГК им. П.И. Чайковского и РАМ им. Гнесиных, но и приглашенных музыкантов из других стран, сохранится соединение различных видов искусств и активностей для детей разных возрастов, система индивидуальных и оркестровых занятий, группы «юных гнесинцев» и курс теоретических дисциплин.

— Кстати, нововведением этого года, вызвавшее большой интерес студентов, стал курс преподавателя Московской консерватории Елены Марковны Двоскиной, в котором теория музыки подается совершенно под другим углом, нежели в традиционной школьной программе: короткими, интересными и познавательными срезами.

Также в программе Летней школы сохранятся занятия, не связанные с музыкой, но очень полюбившиеся ученикам: ежегодный теннисный турнир и занятия танцами.

Теннисный турнир

Теннисный турнир

— Это разнообразие помогает переключиться и понять, что все эти направления – элементы одного и того же: творчества, желания все время двигаться вперед, наращивать свое мастерство и общаться с людьми, — замечает Михаил Сергеевич Хохлов, — это очень важный дополнительный ресурс, на который не всегда обращают должное внимание, стремясь повысить уровень знаний, мастерства или технических навыков. В процессе этого взаимодействия происходит общение с людьми — вы социализируетесь, узнаете других людей, другую культуру. И если вы не говорите на их языке, то начинаете пытаться это делать. Учите язык новой страны, общаетесь в Facebook, а затем из этой коммуникации рождается общее творчество, складываются ансамбли, люди обмениваются адресами, сообщают друг другу новости… Все это сближает, повышая уровень культуры общения между странами, перекидывает мостики в будущее.

А самое главное, по мнению художественного руководителя «Летней школы в Гнесинке», любое творческое взаимодействие между людьми из разных городов и стран увеличивает понимание, что мир един.

Даты проведения следующей «Московской международной Летней школы в Гнесинке» уже известны: она пройдет с 5 по 15 августа 2019 года.

Майя ДИНОВА

Фото: Майя ДИНОВА, Глеб ОМЕЛЬЧЕНКО, студия «Камертон»


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей