• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Ударная лаборатория

24 февраля в «Доме на Знаменке» выступил ансамбль ударников PAX Percussion Quartet. Международная команда молодых талантливых исполнителей представила публике новые и смелые идеи в мире музыки для ударных инструментов.

Подробности и интервью с участником коллектива, Ростиславом Шараевским – в материале Полины Полянской.

В составе ансамбля, появившегося совсем недавно, сильные и энергичные музыканты: Ростислав Шараевский (Россия), Эмиль Куюмчуян (Турция – Хорватия), Се Ми Ван (Южная Корея), Люка Жеран (Франция). Всех четверых объединило желание экспериментировать и находить такие «территории» концертного репертуара, куда еще не ступала нога музыканта.

На концерте в Гнесинке коллектив с успехом исполнил и переложения известных классических произведений, и оригинальные сочинения для квартета ударных инструментов. Профессиональный уровень игры и общая слаженность в сочетании с нестандартной, но разнообразной программой дает уверенность в том, что у PAX Percussion Quartet есть все необходимое, чтобы постоянно заинтересовывать и впечатлять зрителей.

Ростислав Шараевский, преподаватель МССМШ имени Гнесиных, согласился дать интервью для гнесинцев, в котором рассказал подробнее о новом коллективе, своем обучении в престижном немецком университете и о любимом направлении современного искусства:

-Ростислав, как появился PAX Percussion Quartet?

-У меня, Се Ми Ван и Эмиля Куюмчуян уже очень давно было желание поиграть музыку вместе. Мы учились в одном и том же городе в Германии, но все занимались разными проектами. И вот однажды мы собрались вместе и подумали, что пора реализовать назревшую идею. Мы поняли, что нам нужен четвертый «боец», и таким образом был создан интернациональный квартет с участием Люка Жерана. Так что появился он спонтанно.

То, что касается концертной деятельности в России, лежит на мне, но у нас в планах есть и выступление на фестивале в Турции, и, надеюсь, в Корее тоже удастся сыграть.

-Я знаю, что Вы совсем недавно очень успешно завершили свое двухлетнее обучение в магистратуре Высшей школы музыки и театра в Германии. Поздравляю! Как там проходил выпускной экзамен по специальности?

-Именно на нем состоялся дебют PAX Percussion. Это был не экзамен в привычном понимании слова, а скорее концерт, разделенный на две части. В первом отделении я сыграл электронную сюиту, а во втором – нашу программу с квартетом.

-Электронную сюиту?

-Да, четыре произведения разных авторов с электронной фонограммой, которые мы вместе с московским композитором и экспертом в области электронной музыки Алексеем Наджаровым объединили в большую электронную сюиту.

-Каково жить в одной стране, а учиться в другой?

-Каждый месяц я ездил в Германию, всего раз десять, делал какие-то проекты, занимался, репетировал. Я благодарен всем, кто помог и поддержал меня. Это было непросто, но я получил много хорошего опыта, который уже применяю и на выступлениях, и на уроках со своими учениками.

Самое главное, что я осознал благодаря этому обучению – к сожалению, по сравнению с западными коллегами мы находимся на четыре головы ниже в том, что касается технического оснащения концертных залов и репетиционных помещений. Даже в захолустных городах Германии и Австрии все великолепно продумано и оборудовано. Мы же здесь не можем пока себе этого позволить. Нам нужно расти, расширять помещения. В Европе все работает для учащихся – звук, свет, пространство – соответственно, им проще тренироваться, чтобы представить настоящие концертные программы. В этом смысле нам, конечно, нужно набираться у них опыта.

Конечно, редкая удача и огромная заслуга администрации нашей школы в том, что удалось приобрести большое количество роялей Стейнвей и другие высококлассные современные инструменты. Главное, идти дальше в том же направлении, чтобы наши ребята, которые ездят на мастер-классы в Германию, возвращались домой и понимали, что у нас тоже много чего есть. Если об этом не говорить постоянно, никто не узнает, насколько это важно.

-Чему еще научила Высшая школа музыки и театра?

-В Штутгарте я не узнал много нового, но познакомился со многими хорошими людей. Именно поэтому я ее и выбрал – нашел для себя близких по духу людей, с которыми хочется взаимодействовать. Думаю, Высшая школа музыки и театра – одна из лучших во всей Европе.

Наш квартет – показатель того, что дает обучение в интернациональном университете. Находясь за границей, можно делиться опытом, объединив 4 разные страны и культуры. Это сразу открывает огромные просторы для творчества.

-Не хочется теперь уехать жить в Европу?

-На данный момент нет, и у меня изначально не было планов никуда уезжать. Здесь мне хорошо, интересно. Тут еще есть определенная свобода, незанятые ниши, вещи, которые мало кто делает, но при этом они очень интересны публике. Так что сейчас я буду большую часть времени проводить в России и уезжать в Европу только на разовые проекты.

-На концерте PAX Percussion, который прошел в Гнесинке, очень большим успехом пользовался номер, где вы играли на обычных столах – «Musique de Table» бельгийского композитора Тьерри Де Мей. Это и есть один из примеров того, что интересно слушателям, но очень редко исполняется в нашей стране?

-Да, именно так. Эта композиция настолько мастерски написана – кстати, там есть и рондо, и фугато – что три деревянные дощечки действительно превращаются в музыкальные инструменты. Мне понравилось, как однажды это сочинение назвали «балетом рук». Когда все идеально слышно, и при этом так выстроен свет, что видно только «танцующие» руки, это действительно приносит много удовольствия и публике, и нам.

Не могу сказать, что для европейской публики подобное типично, но там уже привыкли к необычным экспериментам. Ударников не ограничивает ничего. Для нас любой звучащий объект является ударным инструментом. Например, сейчас я вижу во дворе нашей школы несколько светильников – они явно будут звучать очень неплохо, если я захочу на них что-то сыграть. Вопрос только в том, насколько это нужно и как это применить – можно вполне сочинить какую-то интересную композицию для нашего квартета. Мы хотим все время открывать что-то новое.

-Какие яркие и необычные идеи для исполнителей на ударных привлекли Вас в последнее время?

-Я очень люблю направление «музыкальный театр» – то, что находится на стыке исполнительства и театрального представления.

Последнее, что меня поразило, я увидел на известном фестивале новой музыки «ECLAT» в Штутгарте. Это было часовое представление для вокального ансамбля с невероятным количеством находок: одновременно идет инсталляция, с трех сторон зала проецируются субтитры – текст трех разных историй, фантастическое пение ансамбля. Постоянно происходит общение между исполнителями, причем используются разные виды коммуникации – на столе стоят стаканы, маленькие графины с водой, и определенно есть развитие не только в вокальной партии, но и в партиях, связанных с этими предметами, водой. Мне было очень приятно наблюдать за жизнью героев на сцене и потрясающим исполнением – театрализованным гротескным, с огнем, интересным для публики.

Стиль «музыкальный театр» уже популярен в Европе, но у нас на Родине о нем почти никто не слышал, хотя это не только современные сочинения. Например, Джон Кейдж создал в 1940 году «Музыку гостиной» (Ред.: квартет для неуказанных инструментов, все из которых могут быть найдены в гостиной типичного дома). В течение 7 минут мы можем наблюдать «жизнь» внутри гостиной.

Я считаю, что нужно объединять свежие и неизвестные сочинения в сюитные концертные программы и отойти от концертного стандарта «сыграли – похлопали». Важно использовать свою энергию, чтобы общаться друг с другом, не бояться, не отгораживаться от нового и все время расширять свой кругозор.

Фото Алиса Грибушенкова

http://gnesinka.com/


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей