• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


Где музыка дарует чувства

«ГДЕ МУЗЫКА ДАРУЕТ ЧУВСТВА»

С 24 по 30 января Школа концертмейстерского искусства вновь открыла свои двери для всех желающих погрузиться в атмосферу музыки и профессии. В 11 раз школа предоставляет возможность именитым концертмейстерам передать свои знания со-коллегам, а те в дальнейшем будут обучать уже своих учеников и подопечных. «Музыкальному Клондайку» удалось влиться в ряды участников и побывать на мастер-классах.

 Поистине поражает география Школы: сюда съезжаются люди со всех концов нашей страны. Пускай их не объединяют точки на карте, это с лихвой окупается духовной и творческой связью, которая возникает в стенах Концертного зала имени Н.Я. Мясковского. Люди одной идеи сплачиваются в некую «армию», стоящую на страже искусства. Это одна из особенностей данной школы - объединять.

Семь дней были посвящены исключительно творчеству. С 11 до 15 часов проводились мастер-классы, а дальше организаторы предлагали различные варианты времяпрепровождения: театры, концерты или же дополнительные уроки. Без внимания не оставалась ни одна просьба, и если что-то не получалось, то находился компромисс.

Каждому дню соответствовала определенная тематика урока. Можно сказать, что план уроков пишут сами члены Гильдии-концертмейстеров, ведь по окончании занятий организуется Круглый стол, где в условиях полной демократии, определяется направление и дальнейшее движение Школы. Выслушав всех, организаторы разрабатывают чёткий план действий и приглашают именно тех концертмейстеров, которые наиболее полно могут освятить запрашиваемую тему.

В этот год в преподавательский состав вошли: А.З. Бондурянский, М.Н. Бер, М.И. Кравченко, Н.В. Богданова, Ивари Илья , Н.И. Бражникова. Также провели мастер-класс организаторы Школы Н. Белькова и О. Бер. Все эти имена широко известны и почитаемы как концертмейстерами, так музыкантами и  артистами. Каждый день в зале был аншлаг, и не было свободных мест. Под чутким руководством профессоров музыка обретала чёткость, творческие дуэты приходили к духовному согласию, а зал замирал под напором мелодий, для того чтобы в дальнейшем эмоционально взорваться в восхищении.

Преподаватели ловили настроение «школьников», активно работали как с участниками, так и со зрителями. Приветствовались вопросы из зала, а если кто-то из участников на сцене не смог вовремя дать правильный ответ, то истину искали среди слушателей. Юмор, ценные советы и замечания, понятное изложение материала. Даже тот, кто углубленно не учился музыке, оказавшись там, мог бы с уверенностью сказать «Да, я слышу и понимаю, как меняется мелодия». Это всё говорит о наивысшем мастерстве преподнесения информации. Не каждый так может, а главное - хочет учить.

Концертмейстер – тот человек, благодаря которому на сцене творится музыка. Ничуть не умаляя заслуг певцов, музыкантов, артистов, мы всё-таки должны сказать, что раскрытию их талантов способствует грамотный подход и любовь концертмейстера к своему делу. Фактически, он всегда остается в тени, жертвуя славой во имя искусства. Нам удалось задать пару вопросов по работе с вокалистом Марии Наумовне Бер.

- Мария Наумовна, можно ли сказать, что концертмейстер является «подушкой безопасности» для исполнителя?

 - Безусловно. Настоящий концертмейстер - как когда-то сказала одна опытная коллега «Ну просто на руках вынесла». При этом не должно быть слышно, что вы нянькой работаете или санитаркой. Я помню с конкурса Чайковского певицу из Грузии, и у неё был потрясающий концертмейстер. Он позволял ей делать всё, помогал ей, абсолютно не разрушая музыкального произведения. Это был просто высший пилотаж.

- Есть эталонное звучание и все должны к нему стремиться. Но как и психолог, концертмейстер, даёт шанс исполнителю найти себя. Насколько можно переносить себя в произведение? Или это всё-таки нежелательно?

- Эталонное - это сложное понятие, то, на что ориентируешься. Я училась у совершенно гениального, замечательного музыканта Землянского Бориса Яковлевича, и он всегда писал, что «нельзя абсолютно снимать чужое исполнение, потому что ты идёшь не своим шагом, живёшь не своей жизнью». И это некоторый образ, который должен родить у тебя в душе это представление об идеале произведения, но всё равно воплощать нужно своими ресурсами - жизненными, художественными, иначе это не будет творческим процессом.

- Болеете ли Вы музыкой, в хорошем смысле этого слова?

 -  В хорошем, наверное, да. Иначе я просто не представляю этой работы. Просто двоякий получается процесс: ты отдаёшь на то своё время, питаешься сам, сам растешь, сам творишь.

Выбранные темы уроков затрагивали множество аспектов концертмейстерской деятельности: разбор музыки XX века, работа с вокалистами, с народниками, ансамблем, духовыми. Благодаря структурированности и лёгкой подаче такое количество информации легко усваивалось участниками школы. Сложно представить, сколько сил уходит на то, чтобы так сбалансированно организовать достаточно масштабное мероприятие. Как раз о вопросах, связанных с трудностями организации мы поговорили с генеральным и исполнительным директорами гильдии пианистов-концертмейстеров Ольгой Бер и Натальей Бельковой.

- Нельзя не заметить дружескую атмосферу. Так изначально задумывалось или она пришла со временем?

О. Бер: И да, и нет. Не потому, что люди знали друг друга. Это была наша задача и внутреннее понимание процесса.

- То есть, термин «Гильдия» вполне оправдывает себя?

О. Бер: Да, это определённое содружество. У нас внутри школы создаются ансамбли: пианист приезжает из другого города, и естественно он не может везти с собой солиста. Я знаю немало случаев, когда, познакомившись на мастер-классах, люди продолжали общаться между собой и играть.

- «Свежесостряпанный» дуэт приносит некую живость в урок?

О. Бер: Конечно. Это специфика нашей профессии. Очень часто бывают ситуации, когда концертмейстеру приходится играть с совершенно незнакомым солистом, и ты тут же должен подстроиться, почувствовать волну, на которой этот исполнитель находится. И дальше ты должен создать дуэт.

- Так получается, что через школу концертмейстеров Вы воспитываете тысячи учеников музыкальных школ, училищ, незримо участвуя в этом.

О. Бер: Косвенно, да. Люди, которые уезжают отсюда с определенным багажом и опытом, наполненные, во всех смыслах этого слова, энергией творческой, эмоциями, знаниями, какими-то новыми пониманиями, проверяют, реализуют и «используют» своих солистов. В результате, безусловно, многие люди оказываются причастны к нашим занятиям.

- Можно сказать, «окультуриваете» общество.

О. Бер: Да, эта одна из наших основных идей: повышение статуса профессии и уровня музыкантов. У нас профессия достаточно многогранная, в которой много всяких составляющих. И довольно много направлений, которые мы стараемся охватить. Работа с духовыми, с народными инструментами, со струнными, с вокалистами. Отдельно стоящая работа - это концертмейстеры хореографии. Работа с большими коллективами, ансамблями, в оркестре, в хоре, в театре. Плюс у нас довольно сильна психолого-педагогическая составляющая. Приходится контактировать с огромным количеством людей.

- Люди здесь сами по себе яркие, чувствуется отдача зала. Очень интересная атмосфера: будто не на урок пришел, а в группу психологической разгрузки.

Н. Белькова: Для участников Школы - это колоссальный праздник, они вырываются в жизнь. Они говорят: «нам нужно глотнуть воздуха», и это то, без чего жить совершенно невозможно. Мы прекрасно понимаем, что, наверно, нужно немножко позабыть о себе. Обсуждение дел с Олей в четыре утра «а что ты играешь? а кто у нас выступает?» или «я пойду спать, ты сделай то и то, а я встану в шесть». Творческое, но обязательное отношение, потому что ты понимаешь, что от твоего попустительства или наоборот вложения себя зависит чужая судьба.

- Как вы подбираете преподавателей Школы? По личным предпочтениям или они проходят отбор?

Н. Белькова: Безусловно, личностный подход является определяющим. Нам кажется, что мы не должны оглядываться на чужое мнение. Например, человек от методкабинета даёт огромное количество мастер-классов, но для нас это не гарантия того, что мы это можем предложить нашим гильдийцам. Более того, после школы мы всегда проводим открытый круглый стол и спрашиваем, что конкретно в этой школе понравилось, а что нужно исправить. Бывает, что просят, например, концертмейстера, работающего с хоровиками. Или кто-то соскучился по народникам. Мы сразу же делаем пометки на следующий год и думаем, что можно предложить. Нас не останавливает - Москва это или не Москва. Приезжали потрясающие профессора из Нижнего Новгорода, из Новосибирска, из Питера к нам приезжал вокальный концертмейстер. Даже из Германии.

Мастер-класс профессора А.З. Бондурянского

- Происходит ли эволюция? Стремитесь ли Вы к чему-то новому или уже выработался определённый формат?

О. Бер: Конечно, происходит, безусловно. Тут еще такая вещь. Существует довольно много организаций, условно говоря, посреднических, которые для творческих людей создают кто конкурсы, кто концерты, мастер-классы те же самые. Но они всё свое время тратят именно на организацию и свою творческую жизнь не ведут. У нас же наоборот. В этом есть какая-то прелесть, ведь мы в этом процессе сами находимся и понимаем, что нужно нам, что нужно людям таким же, как мы, и это нас подпитывает.

Н. Белькова: Нет необходимости поставить галочку, потому что мы вольные птицы. Мы сами перед собой ставим задачи, и после этого уже ощущение, что ты не зря вложился, не зря потратил время. Результат того стоит.

О. Бер: А с другой стороны, мы полностью отдаться этому не можем. Я постоянно говорила и говорю, что Гильдия требует от меня больше времени, чем я ей отдаю. Но я всё равно не готова пожертвовать своей личной творческой жизнью, своим собственным интересом. Как говорил Рахманинов: «Если я не позанимаюсь один день – это замечаю я. Не позанимаюсь два дня – замечают мои коллеги. Не позанимаюсь три – замечает публика».

Н. Белькова: Гильдия требует такого же профессионального отношения, как наша стандартная работа. Мы пытаемся делать и то, и другое профессионально, но для творческого человека важно относиться тому, что он делает, с любовью. Мы пытаемся разорваться на две половины, вкладывая и душу, и время, и сердце. Иногда где-то что-то недорабатывается. Иногда на что-то не хватает времени. Люди, которые нас окружают, очень живые, очень неожиданные. И вот к этим тектоническим плитам невозможно привыкнуть. Все время что-то случается. Здесь не бывает запланировано. Как раньше говорили «Ох ты, неожиданно пришел урожай». У нас все неожиданно и это не шутка.

Следует отметить, что школа нашла и находит «долговременных» почитателей, которые, несмотря на расстояние, экономическую ситуацию или погодные условия, стараются вновь и вновь возвращаться. Нам удалось побеседовать с несколькими участниками школы.

Сыроватская Людмила Владимировна, Архангельский музыкальный колледж: «Я член Гильдии с 2005 года. У меня 12 номер, т.е. это самое начало и я очень этим горжусь. Мне не удается приезжать каждый год, но раз в три года я стараюсь здесь быть. Это даёт хороший толчок к моему дальнейшему существованию в музыке и жизни. Здесь особая аура, особая творческая атмосфера, очень много встреч и появились хорошие друзья, с которыми каждый раз приятно встретиться. Это люди, с которыми у нас общие интересы и общие задачи, общие цели».

Вологина Татьяна Петровна, г. Орел ДШИ им.Д.Б.Кабалевского: «Гильдия это то место, где собираются те люди, которым это нужно и интересно. Это меня привлекает. У нас общие интересы и поэтому Гильдия дает очень много в профессиональном плане, мастер-классы повышают уровень знаний. Присутствие на концертах, открытых уроках, это тоже очень важно для музыканта. Это праздник».

Фомина Наталья Ивановна, Петропавловск-Камчатский: «Гильдия - это окно в мир профессиональной музыки, встречи с профессионалами высочайшего класса. Это возможность услышать и старинную музыку, и современную, причем с анализом профессоров. Мое восхищение, вы знаете, я не в себе держу, а пытаюсь распространить в Петропавловске-Камчатском. И очень привлекает, что руководство Гильдии, организуя это мероприятие, также способствует тому, чтобы мы могли посетить концерты Большого зала консерватории, других концертных залов. И конечно забота о людях»

Людмила Ускова, концертмейстер музыкального колледжа города Якутска, педагог по вокалу в Арктическом государственном институте культуры и искусств: «Потрясает сама атмосфера подачи, потому что ощущение, что это большая семья. И все получают определённое внимание и заботу. Ну и место проведения, в стенах Московской консерватории, которая является для музыкантов своеобразной Меккой, в прекрасном зале Мясковского. Сама атмосфера располагает к творчеству. И конечно, уровень тех профессоров, которых приглашают на мастер-классы. В первый день у нас был Бондурянский Александр Зиновьевич, народный артист России, профессор. Также Мария Наумовна Бер, это вообще мастер работы с вокалистами, именно по камерному репертуару. Анна Маргулис, профессор московской консерватории, очень много лет работала с Галиной Алексеевной Писаренко. Имена современно потрясающие. Традиции и знания, которые мы получаем от этих людей тоже замечательные. В этот раз я очень ждала приезда профессора Таллиннской консерватории Илья Ивари, и считаю, что это живая легенда. Он работал с такими певцами как Ирина Архипова, Дмитрий Хворостовский, Мария Гулегина».

Слушая восторженные отзывы, наслаждаясь атмосферой и музыкой, невольно начинаешь поддаваться магии искусства. Вызывает восхищение, с какой страстью и самоотдачей работают организаторы и педагоги. И очень радует, что замечательным педагогам соответствует и не менее замечательная публика.

Александра САЙДОВА

Фотографии предоставлены Гильдией концертмейстеров


← дебюты

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей