• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


Миланская мандолина: силуэт барокко на московской сцене

МИЛАНСКАЯ МАНДОЛИНА:

СИЛУЭТ БАРОККО НА МОСКОВСКОЙ СЦЕНЕ

Джованни Батиста Тьеполо. «Женщина с мандолиной». Около 1758-1760. 93 x 74 см. Холст, масло. Детройт (штат Мичиган). Институт изящных искусств.

Джованни Батиста Тьеполо. «Женщина с мандолиной».

Около 1758-1760. 93 x 74 см. Холст, масло. Детройт (штат Мичиган).

Институт изящных искусств.

На картинах 17–18 веков портрет прекрасной девушки с мандолиной – один из заметных сюжетов эпохи. Хотя инструмент с живописного полотна Джованни Баттиста Тьеполо называется мандолиной, при сравнении с современным инструментом с таким же названием становится очевидно, что эти инструменты далеки друг от друга – почти как клавесин и современное фортепиано. Так какую же мандолину рисовали художники в руках аристократических барышень?

Мандолина, которая встречается сейчас во всех музыкальных жанрах от классики до рока, произошла от неаполитанской мандолины. Первые упоминания о ней относят к началу 18 века; эта разновидность мандолины постепенно вытеснила все прочие и со второй половины 18 века стала особенно популярной. Примерно в это же время она появилась и в России. В наши дни последовательница неаполитанской мандолины прочно заняла своё место в составе ансамблей камерного музицирования и неаполитанских ансамблей, где участвует наряду с гитарой. Например, в Москве самый «взрослый» коллектив с участием исполнителей на мандолинах – Неаполитанский ансамбль им. Мисаиловых, выступающий с 1957 года; среди более «молодых» – ансамбли «Московская мандолина» (с 1991 года) и «Серенада» (с 1993 года).

Барочной предшественнице, той изящной и утончённой «спутнице» аристократических барышень, повезло меньше – она просуществовала лишь полтора столетия и ушла в тень в середине 18 века. Инструмент «mandola» или «mandora», произошедший от сопрановой лютни, сначала мелькнул во Франции в конце 16 века, а затем попал в Италию. Видимо, там к названию и добавился уменьшительный суффикс –ino, которым итальянцы наделяли названия инструментов высокой тесситуры (как, например, произошло с названием скрипки по-итальянски – violino, первоначально именуемой viola da braccio – «плечевая виола»). Как и неаполитанская мандолина, которая получила своё название от географического местоположения, где располагались наиболее влиятельные мастерские – барочный инструмент был прозван миланской мандолиной. От неаполитанской она отличается формой корпуса и деки, а также жильными ладами и струнами, придающими мягкость её тембру.

Принятое клише о мандолине как инструменте, сопровождающем серенады, скорее всего, возникло позднее, чем бытование барочного инструмента. Мандолина приобрела широкую популярность в Неаполе, где сочинялись самые прекрасные и известные серенады. Барочная мандолина, напротив, была исключительной «аристократкой» и никогда не ассоциировалась с фольклорным музицированием.

Барочная мандолина появилась во времена особого отношения к музыкальным инструментам. К этому занятию относились с не меньшим пиететом и требовательностью, чем к созданию произведений искусства, например, живописных полотен. Внешний вид инструментов играл огромную роль! Сохранившиеся образцы говорят о соперничестве инструментов в красоте и изяществе: корпус мандолины украшали перламутром и костью, а «розетки» (резонаторные отверстия) – филигранным «кружевом» из тончайшего папируса.

Создание каждой отдельной мандолины, впрочем, как и других инструментов, было уникальной работой мастера. Великий Антонио Страдивари интересовался миланской мандолиной и изготовил изумительные экземпляры этого инструмента, пять из которых сохранились и выставляются на экспозициях крупнейших мировых музеев.

Нежный тембр миланской мандолины отличался звонкостью и проникновенностью – благодаря использованию жильных струн и особому способу прикосновения к ним – либо игре пальцами, либо обточенным пером благородных птиц – павлина или лебедя.

В 16-17 веках барочная мандолина играла роль ансамблевого инструмента и участника группы бассо континуо (basso continuo). С развитием инструментального ансамбля и жанра сольного концерта она стала солирующим инструментом. Для неё сочиняли крупнейшие композиторы – Вивальди, Скарлатти, Конти. Наконец, мандолина проникла и на оперную сцену. Несмотря на то, что этот хрупкий инструмент вовсе не был «тихим», в вокальных сочинениях композиторы стремились к облегчению ансамблевого состава и «воздушности» инструментовки. Тесситура мандолины часто перекликалась с солирующим вокалистом, инструмент обычно солировал в ариях для высоких голосов – сопрано или тенора.

Интерес к барочной музыке в России сделал почти невозможное: «привёл» в Москву барочные мандолины. Увлечённые мандолинистки освоили редкие инструменты и образовали свой ансамбль под руководством инициатора, Натальи Марашовой – выпускницы Санкт-Петербургской консерватории и Кёльнской высшей школы музыки, исполнительницы и специалиста по истории инструмента.

Ансамбль Il Liutini Consort di Mosca

Их молодой ансамбль Il Liutini Consort di Mosca сложился в 2016 году. Все участники – профессиональные исполнители музыки барокко: четыре мандолинистки – Наталья Марашова, Екатерина Припускова, Надежда Пантина и Елена Забавская, а также певица Елена Исаева (сопрано) и представители группы бассо континуо – Елизавета Алексеева (барочная гитара, лютня) и Антон Изгагин (виола да гамба).

Камерные ансамбли и оперные арии с солирующей мандолиной звучат у музыкантов Il Liutini Consort di Mosca изящно и мечтательно. Услышать их музицирование в ближайшее время можно в эту субботу на «Вечере барокко в голубой гостиной».

Кто знает, может, чарующие звуки мандолины перенесут нас в тёплую Италию?

Анна ПАСТУШКОВА

Фото из личного архива Натальи МАРАШОВОЙ


← дебюты

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей