Новости


Подписка RSS    Лента RSS


Бесконечный путь к совершенству

8 января молодой пианист Владислав Паутов представил интересную сольную программу, которая познакомила слушателей с фортепианной музыкой разных эпох и стилей. На концерте прозвучали произведения Ж. Ф. Рамо, В. А. Моцарта, Ф. Листа и Ф. Шопена.

Владистав Паутов

Владислав Паутов. Фото Мария Зайчикова

«Первый раз Владислава я услышал в Германии в 2007 или 2008 году, на Конкурсе им. Малинина,  который был организован вдовой выдающегося музыканта, знаменитой пианисткой Татьяной Федькиной. Событие получило поддержку Фонда Артоболевской, и именно этот фонд пригласил на конкурс Влада с его преподавательницей из Перми Ириной Бояршиновой. Через пару лет Ирина мне позвонила и спросила, может ли Влад приехать ко мне на консультацию», -  вспоминает доцент Московской Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского Сергей Главатских. Так Владислав Паутов поступил в Московский государственный колледж музыкального исполнительства имени Ф. Шопена. «Я понял, что это замечательный мальчишка. Мы начали работать, и надо сказать, что все годы в колледже он был заметной фигурой», – рассказывает Главатских. Педагог работает с Паутовым уже восемь лет и за это время музыкант проделал колоссальный путь, освоил огромный репертуар. «Консерватория – это уникальная «экосистема», в которой музыканты растут и развиваются, даже просто находясь в ее атмосфере, принимая участие в ее жизни. А если при этом еще и происходит какая-то осмысленная и последовательная работа в классе, то результат не заставляет себя ждать, особенно когда есть встречное движение со стороны самого студента. А Влад всегда занимался очень много и очень целенаправленно. Он очень способный человек, всегда активно участвовал в творческих проектах Консерватории, был и остается активным участником камерных составов – сейчас у него есть постоянный состав трио. Тот массив музыки, который человек через себя пропускает, не может не оставить следа», – размышляет педагог.

Рано или поздно процесс обучения превращается в процесс оформления исполнительского характера. «Человек с течением времени постоянно открывает для себя что-то новое, меняет отношение к уже известным вещам. Просто не всегда это вовремя замечает», – говорит ассистент-стажер МГК им. Чайковского Владислав Паутов. Именно поэтому музыкант затрудняется назвать как любимый стиль, так и любимого композитора. «Например, недавно я открыл для себя фортепианное трио Бедржиха Сметаны, с творчеством которого был знаком довольно поверхностно, и сразу полюбил эту музыку. Кстати, я играл это произведение 13 января в Зале им. Мясковского вместе со своим трио. Если говорить о неизменных музыкальных предпочтениях, то, пожалуй, это Шостакович и Малер. Вообще, я гораздо чаще слушаю симфоническую музыку, чем фортепианную», – рассказывает пианист.

Владислав Паутов

Владислав Паутов. Фото Михаил Гребенщиков

Что касается программы, представленной на концерте, то и исполнитель, и его педагог особое внимание уделяют циклу из 24 прелюдий Шопена, которые прозвучали во втором отделении. «У нас с Владом давно было желание сыграть Шопена. И я с большим энтузиазмом отреагировал на его намерение исполнить прелюдии», – отмечает Главатских. Некоторые из них Паутов играл еще очень давно, но в единый цикл собрал впервые.

«Цикл прелюдий очень тесно связан с биографией композитора. Шопен писал прелюдии на Майорке, где страдал от приступа туберкулеза. Хотя планы на эту поездку, в которой его сопровождала Жорж Санд, у него были совершенно другие.  Композитор испытывал массу контрастных эмоций, что отражено в прелюдиях. У каждой прелюдии есть индивидуальный характер, собственное настроение. В цикле нет похожих друг на друга прелюдий. Что же касается технической стороны, то циклические музыкальные формы обычно требуют к себе особого внимания - необходимо как чувствовать характер каждой отдельной пьесы, её индивидуальность, так и попытаться охватить весь цикл целиком, не дать ему «развалиться»», - рассказывает исполнитель.

«Подготовка второго отделения потребовала огромного количества сил, времени  и энергии. И, как первое серьезное прикосновение к творчеству Шопена, исполнение было удачным», – добавляет педагог. «Шопен – это один из самых трудных композиторов для исполнения. Ведь именно его музыка сформировала тот инструмент, тот рояль, на котором мы сегодня играем. Музыка Шопена предъявляла к роялю такие требования, что он стал таким, какой он сейчас. Мы играем на романтическом инструменте. И романтический репертуар наиболее подходящий для него. Кроме того, Шопен – это один из самых интеллектуальных композиторов. Этого долгое время не понимали, считая его творчество «сентиментальной конфеткой» для мечтательных девиц. Но Шопен – «инженер человеческих душ», в его творчестве присутствует удивительно тонкая образная инженерия, которую трудно объяснить словами. Все это приводит к тому, что Шопена очень легко «сфальшивить». Речь идет не о попадании не в те ноты, а об исполнении произведения с фальшивой интонацией. Шопена сыграть без этой фальши чудовищно трудно. И нужно быть сложившимся музыкантом, чтобы с этим справиться. А 24  прелюдии – это одно из самых трудных произведений Шопена и по размеру, и по техническим задачам, и по разнообразию, и по образной сложности.  Мы поставили перед собой задачу, Влад много сделал на этом пути. И мне показалось, что прелюдии сложились. Но путь к совершенству – бесконечен. Для всех. Но начало пути очень успешное», – подводит итог выступления Главатских.

И некоторые следующие шаги на этом пути Владислав Паутов уже спланировал. «Я давно не ездил на конкурсы. Возможно, в ближайшем будущем я начну готовить большую программу для конкурса, но детали пока рассказывать рано. Еще в планах доучить «Мимолетности» Прокофьева (op.22), последние шесть которых мне посчастливилось недавно исполнить в Малом зале в рамках проекта «Университет музыкальной культуры». Также в планах исполнить «Картинки с выставки» Мусоргского. Возможно, я их включу в программу следующего ассистентского концерта, который состоится в мае», - рассказывает музыкант. Есть у него планы и по исполнению камерного репертуара: трио «Памяти великого художника» Чайковского, фортепианное трио Равеля, «Квартет на конец времени» Оливье Мессиана.

Полина ТРИФОНОВА

фото из личного архива Владислава ПАУТОВА 


← дебюты

Дети в мире старинной музыки

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Октябрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234567 
 891011121314 
 15161718192021 
 22232425262728 
 293031     

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши



афиша