• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


26.12.2013

ГОСТЬ НОМЕРА: ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ

Валерий Гергиев:

«Наши дети должны жить в обстановке колоссального внимания к  культуре»

Валерий Гергиев

Это интервью с Валерием Гергиевым - художественным руководителем-директором Мариинского театра - записано во время VI Международного музыкального фестиваля «Мстиславу Ростроповичу», который проводится в Самаре по инициативе маэстро.

- Какова, Валерий Абисалович, сверхзадача фестиваля «Мстиславу Ростроповичу»?

- Я много думал о том, как создать акцию, которая стала бы данью памяти и привлекла внимание к личности Мстислава Ростроповича - великого гражданина и музыканта – артиста-инструменталиста и дирижёра эпохального звучания, сподвижника и друга великих композиторов. Сразу после ухода от нас Ростроповича я говорил с Галиной Вишневской, и вместе с его друзьями - замечательными российскими музыкантами - мы решили создать фестиваль, который станет традиционным, ежегодным и который будет жить долго. Ростропович был человеком, беззаветно любящим Россию. Она для него не начиналась и не заканчивалась Москвой и Санкт-Петербургом. Собственно, это и стало главным, что привело нас с таким посвящением Мстиславу Ростроповичу сюда, в Самару. Здесь он работал над мировой премьерой оперы Слонимского «Видения Иоанна Грозного». Его решение поставить эту оперу не в Москве или Санкт-Петербурге, где, конечно, любое его предложение нашло бы отклик, а в Самаре, для меня является ярчайшим примером того, как нужно любить свою страну и свою культуру.

- Что лежит в основе формирования фестивальных программ?

- Они формируются с опорой на то, что интересовало самого Ростроповича. Он видел свой путь в служении родному искусству, и как виолончелист и дирижёр считал своим долгом давать жизнь произведениям, написанным крупнейшими композиторами русской школы. Но фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» - это не только приношение великому музыканту - виолончелисту и дирижёру, весь творческий путь которого является маяком для многих российских исполнителей, но и продолжение его традиций приобщения слушателей к лучшим образцам классической и современной музыки. Я делаю всё возможное, чтобы посвящённый Мстиславу Ростроповичу фестиваль в Самаре обрёл крылья. Здесь хорошая финансовая база, есть поддержка руководства области и просто доброе человеческое отношение к этому начинанию. Мне кажется, что не каждый, даже великий, российский город может сегодня сказать с гордостью о своей истории то, что может сказать Самара.

- Вы, Валерий Абисалович, всегда подчёркиваете просветительскую миссию своей деятельности.

- Выходя к пульту, я оглядываю зал: относясь с одинаковым уважением ко всем, кто приходит на концерт или на спектакль, я всё-таки надеюсь увидеть в зале молодые, юные лица. Это длится долю секунды и похоже на мгновенную фотографию. На утреннем благотворительном концерте нынешнего фестиваля я видел в зале много лиц детей, юношей и девушек. Я подумал о том, что в концерте будут звучать такие не простые для восприятия сочинения, как сюита из музыки к балету Стравинского «Жар-птица» и Второй скрипичный концерт Шостаковича, и что кто-то из юных слушателей, может быть, впервые слушающих эту музыку, станет сначала чуть-чуть, а потом всё больше и больше посвящённым в её огромный эмоциональный мир. Такие мысли, собственно, и ведут меня от города к городу, от зала к залу, от театра к театру. Вспоминаю середину 1990-х годов - время, когда наш театр не имел возможности выступить даже в Москве. Тогда я думал о том, как бы после сорока – пятидесяти выступлений в Штатах хоть раз приехать в столицу. Но не было денег, чтобы перевезти коллектив Мариинского театра из Петербурга в Москву. Я считаю, что наши теперешние выступления в российских городах – это поступок, неоднократно подтверждающий истину, которую я давно искал. Эта истина – в ощущении того, что ты находишься в своей стране и что недостаточно быть только дома со своими детьми, с теми, кого ты любишь. Нужно делать что-то полезное для людей.

- В последние годы Вы всё больше внимания уделяете детям.

- Наши дети должны жить в обстановке колоссального внимания к культуре. Я не против поп-индустрии. Но ни у кого даже язык не повернётся говорить об индустрии, например, Моцарта или Чайковского. Понятие шоу-бизнеса существует потому, что за этим стоят огромные деньги, которые, в свою очередь, приносят ещё больше денег. Я и все, кто работает в Мариинском театре, стремимся сделать так, чтобы не только ученики музыкальных школ, а буквально все школьники Санкт-Петербурга и северо-западных регионов России имели возможность попасть на любой спектакль в любое из трёх наших театральных зданий. У нас огромная региональная программа, в соответствии с которой теперь не только мы приезжаем в регионы, а оттуда – из Мурманска, Архангельска, Череповца, Вологды - детей привозят к нам. По нашим подсчётам только за первые месяцы нового сезона у нас побывало 18 тысяч детей из регионов. За год эта цифра должна вырасти до 100 тысяч, а это уже целый город. Дети, которые проходят через Мариинский театр, не приносят нам денег. Здесь, наоборот, нужно вкладывать деньги, многое делать бесплатно. Но из этих 18 тысяч детей, может быть, вырастут один или двое чайковских или прокофьевых. В это всегда хочется верить. Когда я был сопливым мальчонкой и в наш город приезжали великие музыканты Рихтер, Ойстрах, Ростропович, я ещё не мог осознать масштаб этих личностей. И меня они не знали – нас таких было много. Но я понимаю, как многим им обязан: тогда я услышал, как можно играть на фортепиано, скрипке, виолончели. Это были люди столетия, и они приезжали в маленький Владикавказ. Спрашивается, что они там забыли?

- Что побудило вас возглавить Всероссийское хоровое общество?

- Задача огромной важности - вернуть музыку во все общеобразовательные школы страны. Мы не даём погубить музыкальные школы. Но все школы России – это важнее. Мы все вышли из детских хоров. Зачем же нам уходить от того, что когда-то давало возможность нашей стране быть передовой музыкальной державой мира? Нужно стремиться, чтобы наша система общего и музыкального образования была лучшей. К этому же стремятся китайцы, американцы, другие народы. Каждый - по-своему. Кто-то начинает строить на песке, а нам ничего не нужно выдумывать. У нас всё было, и это нужно возвратить исделать частью жизни каждого ребенка. Ребенок, который к своим десяти годам никогда не участвовал ни в одном, даже скромном, творческом коллективе, не чувствует себя частью общества. А когда я пел в общем школьном хоре, то медленно, но верно начинал понимать, что мы все – члены общества. И наш хор пятого класса общеобразовательной школы пел в филармонии Владикавказа с главным дирижёром современную музыку. Дети в семь лет не решают, нужен ли школе хор. И родители не могут это решить, так как невозможно собрать родительское собрание с несколькими миллионами родителей. Это должен решить небольшой круг людей – членов Общественного совета по культуре при Президенте, которые в данном вопросе понимают больше, чем чиновники, и которые способны думать о будущих поколениях, а не о том, как тот или иной коллектив может сегодня больше заработать. Это и есть инвестиции в будущее, то, где мы можем запросто, без миллиардов долларов вернуть себе первейшие позиции в мире.

Валерий ИВАНОВ,

лауреат Губернской премии в области культуры и искусства

и премии Фонда Ирины Архиповой

Фото Александра ШАПУНОВА

Эту статью и другие материалы читайте в январском номере 

ГАЗЕТЫ "МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК"

ЯНВАРСКИЙ  ВЫПУСК №1 (134)

ПОДПИСКА С ЛЮБОГО МЕСЯЦА

 

26.12.2013



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей