• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


02.11.2013

ЧИТАЙТЕ В НОЯБРЕ

Александр Чайковский:

Многоцветье композиторских жанров

Александр Чайковский  - композитор, пианист, педагог и общественный деятель в сфере музыкального образования. Автор опер, балетов, симфоний, многочисленных вокально-симфонических и инструментальных  сочинений, а также музыки к кинофильмам и театральным постановкам. Произведения Александра Чайковского ставятся на сценах ведущих оперных театров страны, исполняются лучшими отечественными коллективами и солистами. Александр Чайковский – гость ноябрьского номера «Музыкального Клондайка».

- Александр Владимирович, работая в Московской консерватории в течение нескольких лет, Вы являлись также ректором Санкт-Петербургской консерватории. Каков сейчас Ваш официальный статус?

- Мой статус каким был, таким и остался. С 1993 года я профессор, а с 1997 года заведующий кафедрой композиции Московской консерватории. Являюсь также художественным руководителем Московской филармонии.

- Помните ли Вы историю написания своей самой первой оперы?

 -Наш великий оперный режиссер Борис Покровский предложил нескольким молодым композиторам, в числе которых был и я, написать для Камерного музыкального театра оперы. Я остановился на сюжете по басням Крылова, сам сделал либретто, составив его из нескольких басен. Опера, которая называлась «Дедушка смеется», была поставлена в театре Покровского. Мне вообще везет: все мои оперы  и балеты шли или идут в театрах.

- Назовите, пожалуйста, самое значительное из Ваших оперных сочинений последних лет.

- Пожалуй, это опера «Один день Ивана Денисовича», поставленная в Пермском оперном театре, с которым у меня давние связи. Это театр, который в творческом плане нельзя назвать провинциальным. Я бы сказал, что он много лучше некоторых театров в обеих наших столицах.

- Что подвигло Вас взяться за оперу на сюжет Александра Солженицына?

-Идея написания оперы принадлежит  Георгию Исаакяну, тогдашнему главному режиссеру театра. Мы как-то встретились в Санкт-Петербурге, и он предложил этот сюжет. Я сразу согласился, потому что раньше уже думал о Солженицыне. Правда, о другом его произведении - повести «Август 1914 года»: хотелось написать нечто вроде «Войны и мира» Прокофьева, но не о Второй, а о Первой мировой войне, о которой нет ни одного музыкального произведения, абсолютно ничего. Видимо, повлияла историческая ситуация, смена режимов, то, что не сложилась однозначная оценка этого события, и было неясно, как и о чем писать. Эта тема меня до сих пор очень интересует. Я ценю Солженицына, как писателя, чрезвычайно высоко. Когда был еще студентом-первокурсником, в списках читал его произведения, которые давали на одну ночь, и это было огромное впечатление. Оперный спектакль мы сделали очень быстро. Музыка сочинялась легко. Работа, конечно, интересная, но рискованная, острая.

- Вас по-прежнему привлекает оперный жанр?

- После  «Ивана Денисовича» я написал еще две оперы. «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане» предназначена для исполнения на воздухе, на берегу реки, где в 1395 году произошла битва Тамерлана с защитниками города. Оперу «Альтист Данилов» по роману Владимира Орлова недавно поставили в московском Камерном музыкальном театре, носящем ныне имя Бориса Покровского. А буквально на днях в Липецке состоялась премьера большой оратории «Государево дело» о Николае II, которую я написал к 400-летию Дома Романовых.

- Под занавес нынешнего сезона в Самаре прошла премьера вашего балета «Дама пик». Как у Вас родилась идея сочинить музыку к балету по «Пиковой даме»?

- Должен признаться: сюжет повести Александра Сергеевича Пушкина стал для меня без преувеличения роковым. Я написал музыку к одноименному телефильму, над которым работал Михаил Козаков. Фильм оказался неудачным, потому что Козаков ориентировался исключительно на текст повести, а там очень мало диалогов. Музыкальный материал, как говорится, «лег на дно», а у Козакова тогда случился тяжелейший нервный срыв. Потом, правда, он читал «Пиковую даму» с моей музыкой. Что же касается балета, то здесь своя история. Когда-то я написал фортепианную сонату, которую, по просьбе моего друга-пианиста, нужно было как-то связать с Италией, с Флоренцией. В этом городе я, к сожалению, никогда не был, но известно, что именно во Флоренции Петр Ильич Чайковский написал оперу «Пиковая дама», и это отложило отпечаток на музыку сонаты. Когда в конце 1990-х годов я приезжал в Пермь, где готовилась постановка моей оперы «Три сестры», балетмейстер театра Кирилл Шморгонер, слышавший запись сонаты, предложил сделать на ее основе балет. Нынешняя самарская «Дама пик» не похожа на ту, что была в Перми. Это совершенно другая постановка: с другими исполнителями, костюмами, декорациями.

- Вы, как и Ваш выдающийся консерваторский педагог Тихон Хренников, сумели ярко проявить себя в самых разных жанрах. Что бы Вы могли сказать о своем учителе, 100-летие со дня рождения которого отмечается в нынешнем году?

-Тихон Николаевич Хренников был одной из больших личностей своего времени, масштаб которых мы осознаем только сейчас. Многие априори считают их негативными персонами, но на самом деле среди них было много совершенно выдающихся, кристально честных людей, которых на высокие должности назначил лично Сталин. Так было и с Хренниковым, которого в 1948 году в возрасте 35 лет он сделал генеральным секретарем Союза композиторов СССР. Отказ Хренникова занять этот пост был бы равносилен самоубийству. Да и произнесенную на съезде речь писал не он сам. Все не так-то просто. Возглавляя союз, Хренников прикрывал и Прокофьева, и Шостаковича, и Мясковского. Гонения на них длились около полутора лет, и уже в 1949 году Шостакович поехал с советской делегацией в Америку. Хренников был генеральным секретарем Союза композиторов СССР сорок два года, и за это время никого из членов союза не посадили. А скольким людям он помог, скольких выручил в беде. Другое дело – ему пришлось наступить на горло собственной песне: до 35 лет он написал больше, чем за всю оставшуюся жизнь.

- Что Вы думаете о нынешнем состоянии нашей музыкальной культуры?

- В годы кризиса из страны уехал по существу весь цвет нашего искусства. Эти талантливые исполнители нашли себя за рубежом. Они активно концертируют и преподают, продолжая традиции русской исполнительской и педагогической школ. Под их непосредственным влиянием там воспитаны поколения музыкантов, которые ныне составляют конкуренцию нашим отечественным исполнителям. А ведь все то же самое они могли делать и у нас. Взять, например, великолепную новосибирскую скрипичную школу Захара Брона, воспитавшего таких мировым звезд, как Вадим Репин и Максим Венгеров. В свое время он хотел получить место профессора в Московской или Ленинградской консерваториях, но ему в этом отказали. Он уехал в Германию, преподает в Любеке, в Роттердамской консерватории и в Лондонской королевской музыкальной академии. По существу у нас потеряно целое поколение музыкантов.

- А как обстоят у нас сегодня дела с музыкальной педагогикой?

- Пока что, слава богу, она на должном уровне, но требуется молодая кровь. Как-то я предлагал принять в Московскую консерваторию на должность доцентов способных молодых музыкантов, но это не просто. Существуют определенные формальности: нужны степень, стаж. Значит, и эти люди от нас уедут.

- В российской системе музыкального образования в последнее время было немало нововведений.

- К счастью, на высшем государственном уровне удалось пресечь попытку перевода музыкальных школ в разряд дополнительных, а по существу необязательных образовательных учреждений. В последние годы закрылось много музыкальных школ, особенно в провинции. В результате - колоссальный недобор в музыкальные училища, а по ряду специальностей - и в консерватории. В общеобразовательных школах из обязательной программы изъяты уроки пения. В общем, у нас сгубили все, что было наработано за многие годы, а вот в Китае пришли к необходимости обязательного музыкального образования. Между тем новое поколение наших музыкантов-исполнителей очень талантливое. Хорошо, что они теперь имеют возможность концертировать по всему миру и возвращаться на родину. Раньше такого не было, и поэтому музыканты уезжали насовсем. Ну а те, кто уже уехал, не возвращаются, а приезжают к нам с концертами. А это совсем не одно и то же: потом они уезжают обратно за рубеж.

- В заключение несколько слов о Ваших ближайших премьерах и планах.

- Для московского Детского музыкального театра имени Сац пишу мюзикл «Оливер Твист». Премьера – после нового года. Есть у меня еще один недописанный балет - «В джазе только девушки».

Беседовал Валерий ИВАНОВ,

лауреат Губернской премии и

премии Фонда Ирины Архиповой

Фото Ирина ШЫМЧАК

Эту статью и другие материалы читайте в ноябрьском номере 

ГАЗЕТЫ "МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК"

НОЯБРЬСКИЙ  ВЫПУСК №11  (132) 

ПОДПИСКА С ЛЮБОГО МЕСЯЦА

02.11.2013



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей