• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


04.03.2013

ЧИТАЙТЕ В МАРТЕ

АЛЕКСАНДР АНИСИМОВ: МНЕ НРАВИТСЯ ОТКРЫВАТЬ ДЛЯ СЕБЯ НОВЫХ ЛЮДЕЙ, НОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ

Александр АнисимовЗаслуженный деятель искусств России, народный артист и лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Анисимов, оставаясь главным дирижёром Национального симфонического оркестра Республики Беларусь, с 2011 года является художественным руководителем и главным дирижёром Самарского академического театра оперы и балета театра.

Александр Анисимов почитается одним из самых авторитетных в нашей стране дирижеров и руководителей в сфере музыкального театра и востребован не только на родине, но и в Европе и за океаном. Как приглашенному дирижёру, ему довелось сотрудничать с такими крупнейшими театрами, как  «Колон» в Буэнос-Айресе, Опера Бастий и Опера Гарнье в Париже, Гран Театр Liceu в Барселоне, а также с филармоническими оркестрами Санкт-Петербурга, Варшавы, Монте-Карло, Роттердама, Вильнюса и Будапешта, с лондонскими симфоническим и Королевским филармоническим оркестрами. Маэстро высоко ценят в Ирландии и Корее. В 1993 году в Риме оркестр «Санта Чечилия» вручил ему дирижёрскую палочку Леонарда Бернстайна. В 1995 году московская газета «Музыкальное обозрение» назвала Александра Анисимова «Дирижёром года». Он лауреат театральной премии «Золотая маска», обладатель золотой медали Фонда Ирины Архиповой.

Сегодня маэстро, отметивший недавно свой 65-летний юбилей, - гость нашей газеты.

- Вначале, Александр Михайлович, о том, как Вы пришли в дирижёрскую профессию.

- Я родился в Москве, и мой путь в профессию начался именно в этом городе. Я обожал пение. Пел с младенчества – с пяти лет. А мое приобщение к серьёзной музыке произошло довольно поздно - в двенадцатилетнем возрасте, когда я был учеником четвертого класса общеобразовательной школы. К тому времени я не знал ни одной ноты. Помню посещение ректора Московской консерватории Свешникова, к которому моя мама сумела получить у знакомых рекомендательное письмо. Александр Васильевич попросил меня спеть и был очень удивлён, когда я исполнил не детский шлягер, а, как выяснилось позже, его любимую русскую народную песню «Родина» - «Вижу чудное приволье». Из консерватории мы сразу направились в хоровое училище с запиской Свешникова: «По-моему, имеет смысл к этому мальчику присмотреться». Меня определили в четвертый класс училища. За полгода я догнал всех своих одноклассников, а благодаря прекрасной преподавательнице по фортепиано буквально влюбился в этот инструмент. Затем судьба перекинула меня в Ленинград, где я продолжил обучение в хоровом училище имени Глинки. В училище я стал петь уже профессионально, по нотам - сначала альтом в хоре мальчиков, а затем баритоном во взрослом хоре. На старших курсах дирижировал хором. Так что приближение к этой профессии у меня началось довольно рано. Уже тогда мечтал продирижировать оперным спектаклем.

- Кстати, в Вашей семье были музыканты?

- Мой отец был философом, мама – экономистом. Я первый музыкант, хотя в моей родословной они всё-таки были: в капелле графа Шереметева был валторнист Деев-Анисимов, который играл в его оркестре. 

- У Вас дипломы двух ведущих консерваторий: Ленинградской и Московской.

- Моему поступлению в Ленинградскую консерваторию сопутствовало любопытное обстоятельство. На прослушивании мой будущий консерваторский педагог по дирижированию профессор Елизавета Кудрявцева попросила сыграть на фортепиано, после чего сказала, что я играю не хуже, чем пою. Оказывается, будучи ученицей Свешникова, она находилась в его кабинете во время нашего с мамой визита к нему. Вот так замкнулся круг, и я стал учеником этого абсолютно феноменального педагога, вырастившего таких знаменитых дирижёров, как Дмитрий Китаенко, Владимир Зива, Андрей Борейко. Елизавета Петровна, будучи хоровым дирижёром, привила мне, как и всем своим талантливым ученикам, страсть к симфоническому дирижированию. По окончании Ленинградской консерватории она отправила меня в Москву. Столичную консерваторию я окончил по оперно-симфоническому дирижированию у Лео Гинзбурга, а затем - аспирантуру у Геннадия Рождественского.

- Вам действительно повезло: с самого начала Вы учились у замечательных педагогов.

- Это было золотое время, когда жили и творили такие титаны, как Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, которые охотно занимались с талантливыми детьми. Александр Свешников, будучи ректором Московской консерватории и руководителем первого по значению в стране Государственного академического хора СССР, руководил и хором мальчиков Московского хорового училища. Все они понимали, что самое ценное в человеке закладывается именно в этом возрасте и что эти ребята могут оказаться у них в консерваторском классе.

- Как сложилась Ваша дальнейшая творческая деятельность?

- Я дебютировал в МАЛЕГОТе - ленинградском Малом оперном театре - сейчас это Михайловский театр, где проработал пять лет. Затем меня пригласили в Белоруссию – в Большой театр оперы и балета. В течение пяти лет совмещал работу в оперном театре и с симфоническим оркестром Белорусской филармонии. Был эпизод, когда в течение четырех с половиной лет я работал в Пермском оперном театре, после чего снова вернулся в Минск. Так что в моей творческой биографии не так много мест прописки. При этом я практически никогда ни с кем не расстаюсь. Так, уехав из Перми, продолжал сотрудничать с ними в течение пяти лет в качестве приглашённого главного дирижёра, поставил несколько спектаклей. На Западе общепринятой является система, когда специалисты работают на одном месте по контракту четыре - пять лет, после чего переезжают на новое место. И не потому, что их, грубо говоря, выставляют. Просто у людей есть другой контракт или им хочется перемен.

- Адаптация к новому городу, к новому коллективу – процесс непростой.

- Я человек достаточно открытый в общении, и мне нравится открывать для себя новых людей, новые коллективы. В принципе, это часть профессии, и не только дирижёрской, а всех, кто работает с коллективами. Полагаю, мне хватает мудрости и гибкости, чтобы не создавать излишне острые ситуации. Впрочем, избежать их полностью невозможно. Твердость, упорство и принципиальность – это тоже качества, необходимые руководителю. Кстати, если люди слишком засиживаются на одном месте, это не идет на пользу коллективу. В Европе менеджмент функционирует подобно часовому механизму, кроме того, там железная дисциплина. В таких условиях можно работать вообще без главных специалистов. А при нашем российском беспорядке тратится масса времени и сил вначале на адаптацию к новому человеку, специалисту, а затем на то, чтобы пролить слёзы по поводу его потери. Конечно, самое главное, чего от меня ожидают в Самаре, - это качественное звучание музыки в моей интерпретации. Это то, чем я владею, чем, говоря без излишней скромности, могу гордиться и чем готов поделиться с театром и с публикой...

Беседу проводил Валерий ИВАНОВ

Полную версию статьи и другие материалы  читайте

в мартовском номере газеты "Музыкальный Клондайк"

МАРТОВСКИЙ  ВЫПУСК №3 (124) 

ПОДПИСКА С ЛЮБОГО МЕСЯЦА

 

04.03.2013



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей