• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


09.09.2011

К 75-летию Владислава Агафонникова

ЖИТЬ, ЧТОБЫ СОЗДАВАТЬ НОВОЕ
 
Я как-то был в Большом зале консерватории, где в первом отделении исполнялся концерт для альта с оркестром Шнитке. Солировал знаменитый музыкант, которому автор посвятил свое произведение - глубокое, серьезное, требующее от музыкантов колоссальной концентрации и держащее слушателей в напряжении на протяжении всего исполнения.  Когда во втором отделении зазвучала музыка Шумана, я испытал блаженство, т.е. я как бы воспарил в потоке божественных звуков и погрузился в океан умиротворяющих эмоций. Мне не нужно было напрягаться, я просто испытывал чувственное наслаждение.
            Аналогичные ощущения охватывают меня каждый раз, когда я слушаю музыку Владислава Агафонникова, композитора, которому подвластны любые формы и жанры. Меня же в его творчестве больше всего привлекает хоровая музыка, которая, как лакмусовая бумага, проверяет музыканта на «настоящесть». По силе эмоционального воздействия хор, пожалуй, самый глубокий, всепроникающий и сильный музыкальный ретранслятор, но для этого необходима одна простая вещь - хорошая музыка. Воспитанник знаменитой «хоровушки», Агафонников впитал в себя традиции, заложенные знаковыми фигурами хоровой музыки: Бортнянским, Архангельским, Кастальским, Чесноковым -  и успешно продолжает и развивает их.            Традиционалист Агафонников и в свои годы остается очень современным композитором. Музыка Владислава Германовича, ученика Шебалина, а через него и Шостаковича, легко и логично вписывается в современную жизнь, делает ее содержательнее, значительнее и интереснее. 
            В мире новых технологий и прогрессивных тенденций, которые проникают во все без исключения сферы жизни, музыка не остается в стороне. Не скрою, мне далеко не безразлично, что делают молодые, талантливые композиторы. Поиски новых форм, эксперименты – все это очень интересно, и все же для меня на первом месте стоит мелодия, а Агафонников – блестящий мелодист, что обеспечивает его музыке долгое и прочное будущее.
            Музыка Агафонникова светлая и жизнеутверждающая, она сподвигает человека жить и творить. Она, как допинг, после которого уже не нужен наркотик, ставший неотъемлемой частью сегодняшнего дня.
 
В год 75-летнего юбилея композитора я встретился с Владиславом Германовичем, чтобы задать ему несколько вопросов. Заметив, что серебро седины не тронуло густую шевелюру юбиляра, я понял, почему до сих пор так молодо и энергично звучит его музыка.
 
- Я впервые услышал Вашу музыку благодаря замечательному музыканту Виктору Попову, хоры которого исполняли Ваши произведения. У Виктора Сергеевича был тонкий вкус и отменное музыкальное чутье. Как Вы с ним познакомились?
 
            Дело в том, что мы в 1944 году были приняты в Московское хоровое училище; он во второй класс, я – в первый. Мы жили в интернате, и ученики всех классов были детьми единой большой хоровой семьи. Ну, как знакомятся братья? Все делали вместе. В одно время с нами там учился и Родион Щедрин. Его отец Константин Михайлович преподавал у нас теорию и историю музыки, а дядя Евгений Михайлович, который был хормейстером, вел уроки сольфеджио. Нашими старшими товарищами по училищу были Ростислав Бойко, Александр Флярковский, Александр Юрлов и Владимир Минин. Знатная компания, ставшая впоследствии гордостью отечественной музыкальной культуры. А руководил нами гроза хоровых мальчишек, «великий и ужасный» Александр Васильевич Свешников, воспитавший не одно поколение отечественных музыкантов. Спустя многие годы с благодарностью вспоминаешь этого учителя и выдающегося музыкального деятеля.
 
- Совместная учеба и даже юношеская дружба не всегда ведут к творческому сотрудничеству. В вашем случае это возникло как результат воспитанного в одном заведении единого музыкального мышления или стало притяжением двух музыкальных индивидуальностей?
 
В училище из нас в первую очередь старались сформировать музыкантов, обнаруживая и развивая наши индивидуальные наклонности, чему, в частности, способствовало общение с раннего возраста с такими гигантами, как Игумнов, Оборин, Мравинский. Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Иван Козловский и другие знаменитые музыканты регулярно приезжали в училище и давали концерты.     
К счастью, творческое сотрудничество состоялось. Конечно, я думаю, большую роль в этом сыграло и наше обучение в стенах хорового училища, и наша дружба в студенческие годы и во все последующие десятилетия.
            Вспоминается 1986 год, когда мы с Витей провели совместную акцию в Свердловске, где в рамках уже ставшего традиционным Фестиваля детских хоровых коллективов России был проведен I Всероссийский фестиваль «Композиторы России – детям». И в заключительном концерте этого детского музыкального праздника прозвучала моя кантата «Пионерский салют». И, естественно, всю хоровую часть блистательно провел Попов.  
 
- Талантливые люди часто бывают очень непростыми для творческого контакта. Композитор в определенном смысле зависимый человек. Ему нужен исполнитель, который бы захотел донести его музыку до слушателя. У Вас были с этим проблемы? С кем еще из интересных людей сводила Вас жизнь в музыке?
 
- Я думаю, если у композитора, пишущего для хора, есть такие друзья, как В.С.Попов, то вопрос о его зависимости от исполнителей можно снять. Мне лично, как мне кажется, очень повезло...
 
ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИНТЕРВЬЮ МИРУСА ХОЛЛАНДА ЧИТАЙТЕ В СЕНТЯБРЬСКОМ НОМЕРЕ ГАЗЕТЫ "МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК"

ПОДПИСКА С ЛЮБОГО МЕСЯЦА ⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒ 

 

09.09.2011



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей