Новости |
09.09.2011
К 75-летию Владислава Агафонникова
ЖИТЬ, ЧТОБЫ СОЗДАВАТЬ НОВОЕ
Я как-то был в
Большом зале консерватории, где в первом отделении исполнялся концерт для альта
с оркестром Шнитке. Солировал знаменитый музыкант, которому автор посвятил свое
произведение - глубокое, серьезное, требующее от музыкантов колоссальной
концентрации и держащее слушателей в
напряжении на протяжении всего исполнения. Когда во втором отделении зазвучала музыка
Шумана, я испытал блаженство, т.е. я как бы воспарил в потоке божественных
звуков и погрузился в океан умиротворяющих эмоций. Мне не нужно было
напрягаться, я просто испытывал чувственное наслаждение.
Аналогичные
ощущения охватывают меня каждый раз, когда я слушаю музыку Владислава
Агафонникова, композитора, которому подвластны любые формы и жанры. Меня же в
его творчестве больше всего привлекает хоровая музыка, которая, как лакмусовая
бумага, проверяет музыканта на «настоящесть». По силе эмоционального
воздействия хор, пожалуй, самый глубокий, всепроникающий и сильный музыкальный
ретранслятор, но для этого необходима одна простая вещь - хорошая музыка.
Воспитанник знаменитой «хоровушки», Агафонников впитал в себя традиции,
заложенные знаковыми фигурами хоровой музыки: Бортнянским, Архангельским, Кастальским,
Чесноковым - и успешно продолжает и
развивает их. Традиционалист
Агафонников и в свои годы остается очень
современным композитором. Музыка Владислава Германовича, ученика Шебалина, а
через него и Шостаковича, легко и логично вписывается в современную жизнь,
делает ее содержательнее, значительнее и интереснее.
В
мире новых технологий и прогрессивных тенденций, которые проникают во все без
исключения сферы жизни, музыка не остается в стороне. Не скрою, мне далеко не
безразлично, что делают молодые, талантливые композиторы. Поиски новых форм,
эксперименты – все это очень интересно, и все же для меня на первом месте стоит
мелодия, а Агафонников – блестящий мелодист, что обеспечивает его музыке долгое
и прочное будущее.
Музыка
Агафонникова светлая и жизнеутверждающая, она сподвигает человека жить и
творить. Она, как допинг, после которого уже не нужен наркотик, ставший
неотъемлемой частью сегодняшнего дня.
В год 75-летнего юбилея композитора я
встретился с Владиславом Германовичем, чтобы задать ему несколько вопросов.
Заметив, что серебро седины не тронуло густую шевелюру юбиляра, я понял, почему
до сих пор так молодо и энергично звучит его музыка.
- Я впервые услышал Вашу музыку благодаря замечательному музыканту
Виктору Попову, хоры которого исполняли Ваши произведения. У Виктора Сергеевича
был тонкий вкус и отменное музыкальное чутье. Как Вы с ним познакомились?
Дело
в том, что мы в 1944 году были приняты в Московское хоровое училище; он во
второй класс, я – в первый. Мы жили в интернате, и ученики всех классов были
детьми единой большой хоровой семьи. Ну, как знакомятся братья? Все делали
вместе. В одно время с нами там учился и Родион Щедрин. Его отец Константин
Михайлович преподавал у нас теорию и историю музыки, а дядя Евгений Михайлович,
который был хормейстером, вел уроки сольфеджио. Нашими старшими товарищами по
училищу были Ростислав Бойко, Александр Флярковский, Александр Юрлов и
Владимир Минин. Знатная компания, ставшая впоследствии гордостью отечественной
музыкальной культуры. А руководил нами гроза хоровых мальчишек, «великий и
ужасный» Александр Васильевич Свешников, воспитавший не одно поколение
отечественных музыкантов. Спустя многие годы с благодарностью вспоминаешь этого
учителя и выдающегося музыкального деятеля.
- Совместная учеба и даже юношеская дружба не всегда ведут к
творческому сотрудничеству. В вашем случае это возникло как результат
воспитанного в одном заведении единого музыкального мышления или стало
притяжением двух музыкальных индивидуальностей?
В училище из нас
в первую очередь старались сформировать музыкантов, обнаруживая и развивая наши
индивидуальные наклонности, чему, в частности, способствовало общение с раннего
возраста с такими гигантами, как Игумнов, Оборин, Мравинский. Эмиль Гилельс, Святослав
Рихтер, Иван Козловский и другие знаменитые музыканты регулярно приезжали в
училище и давали концерты.
К счастью,
творческое сотрудничество состоялось. Конечно, я думаю, большую роль в этом
сыграло и наше обучение в стенах хорового училища, и наша дружба в студенческие
годы и во все последующие десятилетия.
Вспоминается
1986 год, когда мы с Витей провели совместную акцию в Свердловске, где в рамках
уже ставшего традиционным Фестиваля детских хоровых коллективов России был
проведен I
Всероссийский фестиваль «Композиторы России – детям». И в заключительном
концерте этого детского музыкального праздника прозвучала моя кантата
«Пионерский салют». И, естественно, всю хоровую часть блистательно провел
Попов.
- Талантливые люди часто бывают очень непростыми для творческого
контакта. Композитор в определенном смысле зависимый человек. Ему нужен
исполнитель, который бы захотел донести его музыку до слушателя. У Вас были с
этим проблемы? С кем еще из интересных людей сводила Вас жизнь в музыке?
- Я думаю, если у композитора, пишущего для хора, есть
такие друзья, как В.С.Попов, то вопрос о его зависимости от исполнителей можно
снять. Мне лично, как мне кажется, очень повезло...
ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИНТЕРВЬЮ МИРУСА ХОЛЛАНДА ЧИТАЙТЕ В СЕНТЯБРЬСКОМ НОМЕРЕ ГАЗЕТЫ "МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК"
ПОДПИСКА С ЛЮБОГО МЕСЯЦА ⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒
ПОДПИСКА С ЛЮБОГО МЕСЯЦА ⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒
09.09.2011