Юрий Кочнев: «Это
счастливая судьба - столько лет быть связанным с крепким российским театром»
Художественный
руководитель и главный дирижер Саратовского академического театра оперы и
балета народный артист России Юрий Кочнев является одним из самых опытных
менеджеров в сфере оперного искусства. Об этом свидетельствует успешность
проводимой им в течение нескольких десятилетий творческой стратегии, в которой
пиетет перед традициями сочетается с терпимостью к новациям. Знаменитый дирижер
делится мыслями о современном состоянии оперного искусства.
- Юрий Леонидович, каким образом, по Вашему
мнению, сказывается на состоянии культуры общая ситуация в стране?
-
Я убежден, что какой бы ни была ситуация в стране, вопрос успешности развития
театра, филармонии, любого другого учреждения культуры зависит от людей,
которые в них работают и сами определяют законы своей творческой жизни.
Поэтому, несмотря на то, что в нашей стране ситуация достаточно непростая – и в
экономике, и в политике, я бы не сказал, что это как-то отражается на жизни
театра. Театр живет по своим законам, которые являются достаточно устойчивыми и
определенными, и поэтому ему ничто не мешает развиваться.
- Саратовский театр несколько раз
становился обладателем грантов всероссийского масштаба.
-
У нас действительно были гранты на программы, связанные с приглашением ведущих
солистов и дирижёров оперных театров страны. Сейчас рассматривается вопрос об
учреждении гранта, связанного с повышением заработной платы. Пока у нас в
стране два провинциальных оперных театра федерального подчинения. Это
Новосибирский и Екатеринбургский театры. Но если в советский период зарплаты во
всех театрах были одинаковые, то сейчас в эпоху рынка эти вопросы везде
решаются по-разному. И для того, чтобы укомплектовать труппы и поддерживать их на
достойном уровне, желательно, чтобы финансирование театров прогрессивно
развивалось.
- Очевидно, эта перспектива касается
конкретных коллективов.
-
Это может касаться целого ряда театров. Вначале гранты получили Большой и
Мариинский театры, и я думаю, что постепенно процесс должен затронуть и другие российские
театры, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны с точки зрения
результативности своей творческой жизни.
- И наверняка необходима инициатива с
мест.
-
Конечно. Но кроме инициативы нужны реальные достижения. Что касается
Саратовского оперного театра, можно говорить об успешности Собиновского
фестиваля, который прошел уже 24 раза, о регулярных выездах на фестиваль
«Золотая маска»: за 12 лет его существования театр был его участником шесть
раз. Иными словами, шесть сезонов мы были способны выпускать спектакли, которые
рассматривались в числе лучших в стране. По таким результатам можно решать и
какие-то финансовые и грантовые вопросы.
- Вся Ваша творческая жизнь, Юрий
Леонидович, связана с провинциальным театром. Не возникало ли у Вас желание
перебраться из провинции в столицу?
-
Понятие провинции можно рассматривать не
только в географическом, но и в художественном планах. Так вот. И в столице нередко делаются
провинциальные по художественному уровню работы, в то время как, например, в
Саратове, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске - работы, соответствующие самым
высоким столичным стандартам. Важно, что представляет собой человек на том
месте, где он оказался волею обстоятельств судьбы и где он делает вверенное ему
дело. Это счастливая судьба - столько лет быть связанным с крепким российским
театром, иметь возможность создавать и поддерживать в нём стабильный творческий
коллектив. Имею в виду, прежде всего, оркестр и концертмейстеров. А вот смена режиссёров, на мой взгляд,
явление достаточно продуктивное для оперного театра. Режиссёр-постановщик
совместно с художественным руководителем определяет концепцию спектакля, и, на
мой взгляд, полезно, когда в театре работают режиссёры с различными творческими
манерами и подходами к принципам актёрской игры.
- Вы, Юрий Леонидович постоянно рискуете,
выбирая для постановки в руководимом вами театре очень сложные для восприятия
произведения.
-
Это действительно так. На нашей сцене постоянно появляются достаточно редкие
названия. В их числе «Лоэнгрин» Вагнера, «Дон Жуан» Моцарта, «Возвышение и
падение города Махагони» Вайля. Кстати, четверть века назад первая в стране постановка этой оперы была
достаточной смелой акцией. К этим названиям можно присовокупить и «Леди Макбет
Мценского уезда» Шостаковича. Этот спектакль был отмечен «Золотой маской».
- Представленную на последнем Собиновском
фестивале оперу Танеева «Орестея» можно, таким образом, считать продолжением Вашей
давней творческой стратегии?
-
Премьера «Орестеи» - оперы, которая не ставилась на российской сцене около ста
лет, важное событие, выходящее за пределы региона. Это великое произведение
отечественной классики практически не исполняется. У него непростая судьба.
Определенное предубеждение к этой опере существовало и у современников
композитора, что было связано с непривычностью выбранного сюжета и музыкального
стиля – чуть ли не первого образца неоклассицизма в эпоху, когда этого
направления вообще еще не было. И труппа театра, которая обычно осторожно
относится ко всяким экспериментам, увлеклась музыкой оперы, перед которой я сам
ощущаю чувство восторга. Мы прошли непростой путь. Партитура чрезвычайно
сложная, блистательная, а в некоторых местах - феноменальная с точки зрения оркестровки.
Да и сам замысел поражает масштабом и серьезностью. Таким образом, это
произведение заслуживает самого пристального внимания...
ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИНТЕРВЬЮ Валерия ИВАНОВА ЧИТАЙТЕ В ИЮЛЬСКОМ НОМЕРЕ ГАЗЕТЫ
"МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК"
ПОДПИСКА С ЛЮБОГО МЕСЯЦА ⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒