• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


26.04.2011

ГОСТЬ АПРЕЛЬСКОГО НОМЕРА

ВАЛЕРИЙ ВОРОНА:
«СТАРАЙТЕСЬ БЫТЬ ВЕРНЫМИ СВОЕМУ НАРОДУ
И НАШИМ ВЕЛИКИМ ПРЕДШЕСТВЕННИКАМ,
ЦЕНИТЕ ИХ НАСЛЕДСТВО…»
 
«Вкладывая деньги и свой труд в поддержание культуры, мы становимся сопричастны формированию целой эпохи, повышению культурного уровня своего государства в историческом пироге человеческого бытия.» - наверное, так должен мыслить каждый государственник, гражданин, патриот своей страны, и именно таким человеком мы и увидели Валерия Иосифовича Ворону, засл. деятеля искусств России, человека, способного мыслить и действовать широко и мудро, в масштабах всего нашего государства Российского. Он известен как скрипач, дирижер, и, конечно же, как ректор Московского музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова. Почти два десятилетия он Президент Общественного благотворительного фонда «Русское исполнительское искусство», в чьей копилке  множество крупных международных акций, фестивалей, конкурсов, издательские проекты, выпуск аудио- и видео дисков, циклов телепередач о стипендиатах и корифеях русской исполнительской школы. Об всем этом можно прочесть в газетных публикациях. Однако оказалось невозможным разыскать информацию о его семье, детстве, о том, что сделало его таким человеком, который в результате упорного и самоотверженного труда был отмечен, вопреки всей присущей ему скромности, как выдающийся деятель культуры, награжден международной премией «Золотой Икар» за вклад в развитие музыкальной культуры Восточной Европы.   
 
В. И. ВОРОНА: «Я никогда не скрывал своей биографии,  меня об этом просто не спрашивали. Родился я в крестьянской семье. Отец был детдомовцем из западной Украины, а по материнской линии - мы из казаков. Бабушкина фамилия была Кривонос, и по семейным преданиям в нашей родословной отметился исторически известный  Максим Кривонос, один из ближайших соратников Богдана Хмельницкого. Чувство Родины, так называемой «русскости», думаю, передалось мне от моих дедов, которых хорошо помню. От них веяло такой архаичной Русью, такой потрясающей внутренней мудростью, интеллигентностью, которых теперь уже, наверное, и не встретить. И, конечно же, они были очень набожны, читали мне наизусть стихи, сказки. Отец с матерью познакомился в Херсоне в ремесленном училище, где отец преподавал, вернувшись с фронта. Интересно, что со временем училище стало музыкальным, впоследствии я там и учился.
Если говорить о музыкальных корнях, то никто из моих предков не имел какого-либо спец. образования, но вот то, что почти все мои близкие были необычайно одарены музыкально, отрицать не могу. Некоторые пели, а особенно хороши были голоса у моей матери, ее сестры и деда, послушать их собирались специально, и регулярно приглашали для концертов самодеятельности в Киев. Думаю, если бы до них добрался Даргомыжский, то звезд бы он из них точно сделал. Почти все члены нашей семьи, как самоучки, играли или на гитаре, или, как мой дядя, краснодеревщик судостроительного завода, -  на аккордеоне. Благодаря дядиному трофейному аккордеону я и познакомился с музыкой, ставил на него стопку книг, нот в доме не было, и изображал музицирование на клавиатуре. Когда я впервые увидел рояль в детском саду, меня охватила необъяснимая физическая дрожь, я готов был на все, лишь бы посидеть с ним рядом. Мама, по совету воспитателей, даже рискнула отдать меня на обучение к одной старушке-музыкантше, но после первого её удара линейкой по рукам вся моя любовь к инструменту куда-то испарилась. На этом бы моя музыкальная карьера и оборвалась, если бы не судьбоносная встреча с уникальным педагогом, скрипачом, учеником самого Столярского Иваном Григорьевичем Курлян. Интересно то, как сам Столярский, разъезжая по городам находил музыкально одаренных детей. Он раскладывал перед ними разные игрушки, среди которых были и музыкальные, и смотрел, что ребенок выберет, тех же, кто тянулся к музыкальным, он брал в ученики. Так вот, когда у нас открылась музыкальная школа, десятилетка по типу ЦМШ, и я был туда принят по классу скрипки, то совершенно не представлял себе, что это за инструмент. Экзамены прошел «на ура», угадав все ноты и спев: «я встретил девушку, полумесяцем бровь...», и где-то до 3-го класса меня, показывали всем как вундеркинда, пока не родился младший брат, с которым мне пришлось нянчиться вместо работающих родителей. Конечно, это не могло не сказаться на моих «исполнительских успехах» и я перешел в категорию «разгильдяев». А что еще можно было ожидать, если на подготовку к экзамену я мог позволить себе всего один день? Вспоминаю, что школе я сразу «отличился», вероятно, педагогическая жилка уже тогда давала о себе знать, хотя и в детском саду в играх мне, почему-то, всегда доставалась роль учителя. Так вот, не умея писать, я, рукотворно сотворив из красного карандаша чернила, стал копировать подпись учительницы в своем дневнике. Думая, что сим уже освоил профессию педагога, и,  рассчитывая на похвалу, я самолично отнес свое творчество на суд учительнице, которая незамедлительно вызвала моего отца, ярого коммуниста, в школу и потребовала объяснений, кого же он воспитывает, если ребенок уже в 1-м классе подделывает документы? Я думал, что отец меня убьет, когда мы вернулись домой, что жизнь моя кончилась. А я –то, наивный, рассчитывал, что меня на пьедестал водрузят за такой «подвиг». Конечно, это стало уроком на всю жизнь, но, педагогом, как видите, я все же стал.»
 
Знаковым событием в своей жизни В. И. Ворона считает первую пробу «дирижерской руки» в 15 лет. Это случилось, когда он уже поступил в музыкальное училище. После преобразования школы в 7-милетку Валерий оказался в обычной школе, где тут же математические и спортивные достижения превратили его в ценного для школы победителя олимпиад и спортивных состязаний. В результате все как один преподаватели уговаривали его продолжить академическое образование, оставив музыку, пойти в науку. Но когда он пришел проститься к своему музыкальному педагогу, то не смог вымолвить ни слова, только разрыдался… Учитель, конечно же, ничего не понял, а ученик не стал ему объяснять, просто на следующий день он  подал документы, выбрав профессию музыканта, как говорят, по велению сердца.
 
ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИНТЕРВЬЮ Дины Д. Майер
ЧИТАЙТЕ В АПРЕЛЬСКОМ НОМЕРЕ ГАЗЕТЫ
"МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК"
 

26.04.2011



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей