Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

08.05.2018

Мария Людько: «Я надеюсь, что выращу поколение хороших певцов, которыми будет гордиться наша отечественная вокальная школа»

Собеседница «Музыкального Клондайка» - прекрасная певица, педагог, заслуженная артистка России Мария Людько. Её концерты - это грамотно распределённые эмоции, умноженные на профессионализм, что делает её выступления особенно запоминающимися. Певица с хорошим музыкальным вкусом и тонким пониманием музыки, Мария Германовна рассказала об особенностях исполнения камерно-вокального репертуара и поделилась некоторыми педагогическими приемами, которые она использует при обучении своих студентов.

- Далеко не каждый, даже самый успешный музыкант умеет совмещать плотный гастрольный график и встречу со студентами. Как вам удаётся совмещать концертную деятельность с педагогической?

- Я с четырёх лет занимаюсь музыкой. Я училась в Санкт-Петербургской десятилетке, которая требовала наравне с общеобразовательными дисциплинами, очень серьезных музыкальных занятий. То есть, фактически мы работали за двоих, плюс обширная концертная практика. Затем я училась на двух факультетах в консерватории: теоретическом и вокальном, и это тоже научило грамотно распоряжаться своим временем и успевать многое делать одновременно. Я считаю, что тот, кто много делает, тот много успевает.

- Вы работаете в Санкт-Петербургской консерватории заведующей кафедрой камерного пения. Как вы пришли к камерно-вокальному репертуару?

- Моё детство прошло в классах Е. М. Шендеровича и С. Б. Вакман, великолепных аккомпаниаторов, я слышала, как они работают с нашими замечательными певцами над камерной музыкой. Я поняла, что это важнейшая часть жизни каждого музыканта, своего рода творческая лаборатория, которая вырабатывает многие  исполнительские навыки, такие, как интонация, индивидуальный стиль интерпретации и многое другое. И уже когда я училась в консерватории, мне посчастливилось заниматься в классе у нашей прекрасной камерной певицы Киры Владимировны Изотовой. С самого начала своей концертной деятельности я пела как оперу, так и камерные концерты. Так что всё пришло логично.

- Чему вы уделяете особое внимание при работе со студентами?

- Раскрытию личности студента. В какой-то мере я стараюсь сформировать личность студента через музыку, через его общение с музыкой, через постижение музыкальных текстов, через попытки открыть замысел композитора. Для меня интерпретация стоит на первом месте и для того, чтобы что-либо исполнить, создать те или иные краски, необходимо владеть различными техническими приёмами.

- В чём, на ваш взгляд, особенность исполнения камерно-вокальной музыки?

- Она приводит к необыкновенной тщательности проработки деталей, к способности мгновенных переключений эмоциональных состояний, то есть это потрясающая актерская работа. При этом ты сам себе и актер, и режиссер, и осветитель, и декоратор. Малейший жест певца, исполняющего камерную музыку, тончайшее изменение интонации, какие-то артикуляционные моменты очень важны и заметны.

- Часто ли вы даете мастер-классы?

 - Да, в последнее время довольно часто, не только в России, но и за рубежом. Мне радостно, что нашу исполнительскую школу очень уважают за границей. Имидж Санкт-Петербургской консерватории очень высок. В других странах я занимаюсь не только русской музыкой, как ни парадоксально, но в общем и целом вокальной техникой, а в городах России для меня важно искать талантливых певцов, в особенности, среди молодёжи, чтобы они поступали в нашу консерваторию, обучались у нас и потом занимали своё достойное место на оперной или концертной сценах.

- Как, по вашему мнению, мастер-классы и конкурсы влияют на профессиональное становление молодых певцов?

 - Они необходимы. Конечно, конкурс конкурсу рознь и мастер-класс мастер-классу рознь, но в моей жизни это все сыграло позитивную роль. С одной стороны, надо о себе заявлять, а где ты о себе можешь заявить, будучи наичнающим певцом? Именно на конкурсе! Подготовка к конкурсу - это шаг к совершенствованию, шанс подготовить новую программу. Это как в спорте – надо уметь настроиться на борьбу, в которую тебе предстоит включиться. Необходимо умение выбрать правильный для своего голоса репертуар, осознать свои возможности, как технические, так и исполнительские, понять, в каких произведениях ты будешь более убедительным. А мастер-классы нужны по очень многим причинам. С одной стороны,  у твоего педагога может и ухо немного, как говорится, «замылиться», так как он тебя слишком хорошо знает. С другой стороны, ты не всегда его идеально понимаешь, может быть, он говорит совершенно правильные вещи, а ты что-то не понял. Всё то же самое тебе скажут немного другими словами, и вот - ты нашел, открыл для себя то, что искал. Кроме того, мастер-классы с западными педагогами способствуют тому, что мы узнаем лучше о произношении, о стилистике исполняемых произведений. Понятно, что за один мастер-класс ты ничему не научишься, но собственные размышления на основе полученного на мастер-классе, особенно, если ты человек ищущий, могут очень продвинуть твоё профессиональное развитие. Поэтому, мне кажется, что западная идея программы Erasmus, когда и педагоги ездят из ВУЗа в ВУЗ преподавать  и давать мастер-классы, и студенты могут один семестр поучиться в другом вузе, очень хорошая и важная.

- Я слышал, что Санкт-Петербургская консерватория тоже использует эту программу обмена студентов, которая называется Erasmus+, многие уезжают учиться за границу?

 - Да, в основном инструменталисты, но в этом году одна моя студентка-вокалистка поехала в Италию. И я в этой программе участвовала, давала мастер-класс в Эстонской академии музыки и театра.

- Считаете ли вы себя продолжателем школы вашего педагога или экспериментируете с вашими студентами?

 - Конечно, я продолжатель петербургской вокальной школы, и чисто технически, и исполнительски тоже. Я училась у своей мамы, которая занималась у великолепной певицы Татьяны Николаевной Лавровой, первой Наташи Ростовой в опере Прокофьева «Война и мир», она, в свою очередь, училась у великой певицы С.В. Акимовой, которая в свое время брала мастер-классы у Лилли Леман. У нас существует преемственность русско-европейской школы, но, естественно, просто продолжать традиции школы невозможно, их надо развивать и я надеюсь, что я тоже вношу какой-то вклад, и стараюсь студентам передать то, чему меня учили, что я сама услышала когда-то, нашла у других педагогов, «подслушала». Моё главное желание, чтобы сами студенты научились думать и делать что-то новое на основе старого. Брать старое и развиваться. Время же тоже идет вперед, и исполнительская школа развивается.

- Как и кем вы видите себя через 10 лет?

 - Я, надеюсь, что через 10 лет я буду в хорошей вокальной форме и продолжу гастролировать и петь, давать мастер-классы, наша кафедра будет по-прежнему развиваться, возможно, мне удастся сделать какие-то шаги по её укреплению и расширению. Потому что камерная музыка любима, уважаема, может быть, учитывая новые образовательные стандарты, мы сможем сделать её выпускающей. Я надеюсь, что выращу поколение хороших певцов, которыми будет гордиться наша отечественная вокальная школа.

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фотографии из личного архива Марии ЛЮДЬКО


← анонсы

Выбери фестиваль на art-center.ru

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Июнь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 252627282930  

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша