• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


16.03.2018

Главный музыкальный бренд России

Автор фото - Евгений Шендриков

Главный музыкальный бренд России

20 марта 2018 года 130-летний юбилей отмечает всемирно известный петербургский коллектив – Государственный академический русский оркестр имени В. В. Андреева. В 1888 году созданный Василием Васильевичем Андреевым «Кружок любителей игры на балалайках» дал своей первый концерт.

История современной балалайки началась чуть раньше –с первых публичных выступлений Василия Андреева как солиста-виртуоза. Тогда впервые петербургская публика услышала усовершенствованный Андреевым русский народный инструмент. На одном из концертов присутствовал император Александр III, высоко оценивший художественные возможности балалайки и исполнительское мастерство музыканта.

Главной идеей Андреева было дать традиционным русским инструментам возможность звучать на профессиональной сцене, соединить «фрак и балалайку». Выдающийся музыкальный реформатор, Андреев возрождал и усовершенствовал традиционные инструменты. С его именем связано формирование национального профессионального исполнительского искусства в области народных инструментов.

После того, как в «Кружок любителей игры на балалайках» были добавлены домра и гусли, он стал именоваться Великорусским оркестром (1896).

Оркестр Андреева неизменно производил ошеломляющее впечатление на публику. Уже в первые десятилетия коллектив неоднократно бывал на гастролях во Франции, Германии, Англии, США, Канаде. Высочайшим исполнительским мастерством музыкантов оркестра восхищались Чайковский, Римский-Корсаков, Толстой, Шаляпин, Сен-Санс, Никиш, Стоковский и многие другие. В 1914 году коллективу был присвоен статус Императорского Великорусского оркестра, а его основателю пожаловано высокое звание Солиста его величества. Благодаря Андреевскому оркестру русские инструменты стали известны всему миру, а сам коллектив превратился в один из самых ярких символов национальной музыкальной культуры России.

Собеседница «Музыкального Клондайка»  - директор Государственного академического русского оркестра им. В.В. Андреева Наталья Алексеевна Митина.

Автор фото - Леонид Торопов

- По мнению многих исследователей, утверждение о том, что балалайка - это исконно русский инструмент, является мифом. Так ли это?

- Многие пытаются увязать слово балалайка с татарским словом «бала», что значит в переводе – ребенок, но в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, которому я склонна больше доверять, написано, что доказать это совершенно невозможно, потому что, скорее всего,  это слово - от русских глаголов «балаболить», «балакать» (быстро говорить). Балалайка – это, несомненно, русский бренд. Инструмент давно стал неотъемлемой частью русской культуры, ее символом – благодаря Андрееву. Ему удалось усовершенствовать почти забытый народный инструмент, сделать его концертным, профессиональным, узнаваемым и любимым во всем мире. Если спросить иностранца о русской музыке – скорее всего, первое, что придет ему в голову – это Чайковский и балалайка!

- Но Пётр Ильич не писал сочинений для балалайки?

- Совершенно верно, однако был прекрасно знаком с Василием Андреевым и его балалаечным кружком. Кто знает – может быть, и написал бы, ведь в год ухода композитора из жизни, коллективу едва исполнилось пять лет! Чайковского восхищало звучание русских инструментов, он говорил: «Какая прелесть эти балалайки! Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре!»

- Русские инструменты действительно обладают особым звучанием?

- Их звучание необычное, теплое, родное для русского человека. Солисты Мариинского театра (и не только) очень любят выступать под аккомпанемент Андреевского оркестра, потому что звук наших инструментов имеет такую мягкую краску, которая подчеркивает голос, деликатно уравновешивает партию вокалиста.

- Как появилась идея создания такого оркестра?

- Сегодня может показаться, что идея объединения русских инструментов в оркестр тогда, в конце XIX столетия, лежала на поверхности. Тем более что существовал весьма успешный пример в виде оркестров мандолин. Однако, Андреев считал важным собрать такой коллектив, который был бы наиболее созвучен особенностям русской национальной музыки. Он создал уникальный музыкальный организм, особым образом объединив семейства домр, гуслей и балалаек, при этом нисколько не уступающий в художественных возможностях, техническом совершенстве симфоническому оркестру. Для этого он вместе со своими соратниками Николаем Фоминым, Николаем Приваловым, Семеном Налимовым, Владимиром Насоновым проделали колоссальную работу – в течение не одного десятилетия собирая, реконструируя, изучая, совершенствуя русские инструменты. Эта работа восхищала современников! Даже самые скептически настроенные критики были покорены мастерством, с которым музыканты во фраках, но с домрами и балалайками в руках, виртуозно исполняли сложнейшие партитуры.

- Какие произведения составляют основу репертуара Андреевского оркестра?

- От лучших переложений русских народных песен до шедевров классического наследия, причем не только русского, но и западного. Высочайший профессионализм исполнителей и особое звучание инструментов позволяет воплощать самые сложные композиторские замыслы. Оркестр регулярно представляет премьеры сочинений. Совсем недавно в Большом зале Петербургской Филармонии состоялась премьера поэтории Виктора Плешака «Страсти по русской революции 1917 года» для хора, солистов, чтеца и русского оркестра. Это многочастное сочинение создано композитором специально по заказу Андреевского оркестра к столетию Октябрьской революции и основано на поэзии современников революционных событий – поэтов Серебряного века.

- У оркестра, наверное, богатейшая коллекция записей?

- Одни из самых ранних были сделаны под руководством самого Андреева в 1911 году в Нью-Йорке. Большое количество записей было сделано в годы работы оркестра на Ленинградском радио, среди них есть абсолютно уникальные – с выдающимися дирижёрами и знаменитыми исполнителями. В разное время с оркестром работали Э.Грикуров, К.Элиасберг, Л.Стоковский, В.Федосеев, Е.Образцова, О.Кондина, Д.Хворостовский, Ю.Марусин и многие другие. В настоящее время регулярно проводятся съемки и записи оркестра, в том числе для создания саундтреков к фильмам и мультфильмам. Мы продолжаем пополнение нашей коллекции записей, которой больше ста лет.

- Где сейчас базируется знаменитый коллектив?

- Интересно, что первоначально оркестр базировался на квартире самого Андреева. Впоследствии, в 1936 году был включен в структуру Ленинградской филармонии, где до войны соседствовал с заслуженным коллективом – оркестром филармонии под руководством Евгения Мравинского. В период 1942—1998 годов оркестр базировался на Ленинградском радио – почти ежедневно делал концертные записи и выходил в эфиры. В сложный период 1990-х коллектив остался без поддержки Радиокомитета, однако его удалось спасти, переведя в структуру Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В настоящее время мы арендуем как репетиционную площадку, так и концертные. Несмотря на солидный возраст, столь заметный на мировом музыкальном Олимпе коллектив до сих пор не обзавелся постоянной пропиской в родном городе. Однако музыканты не оставляют надежды на общественную поддержку и скорейшее благополучное разрешение этой ситуации.

- Расскажите про планы оркестра на предстоящий год.

- В год своего 130-летия оркестр готовит ряд юбилейных проектов, в том числе международных: гастроли, премьеры новых сочинений и многое другое. Торжества начнутся в марте 2018-го, когда к юбилею оркестр даст серию запланированных концертов в лучших залах Санкт-Петербурга, и будут продолжены в течение всего года. Коллектив будет выступать и большим составом, и камерным, с профессиональными солистами-виртуозами и талантливыми детьми из музыкальных школ. Будут звучать как сочинения, полюбившиеся публике и ставшие визитной карточкой оркестра, так и редкие, почти неизвестные, и совсем новые. К юбилею Андреевского оркестра приурочена и первая Петербургская международная неделя балалайки – масштабный городской фестиваль, на который съедутся исполнители-балалаечники из разных городов России и зарубежья. А в июле коллектив примет участие в фестивале имени С. Лемешева в Тверской области – на родине Василия Андреева.

Большое внимание мы также уделяем историческим проектам. В июне оркестр совместно с Санкт-Петербургским государственным «Театром детского балета» вернет на петербургскую сцену постановку балета  Владимира Бояшова «Сказка о рыбаке и рыбке» 1984 года в хореографии Ирины Сафоновой. Это уникальный проект для Петербурга: музыка ученика Шостаковича, баяниста и дирижера, солиста Андреевского оркестра Владимира Бояшова, хореография замечательного балетмейстера, ученицы Вагановой, Ирины Сафоновой, декорации и костюмы Татьяны Бруни, на сюжет величайшего русского поэта!

- Интересно узнать подробнее о фестивале, который приурочен к 130-летнему юбилею оркестра.

- Мы давно мечтали сделать праздник петербургской балалайки «Русское чудо!», одним из знаковых мероприятий которого могло бы стать выступление всемирного сводного оркестра под названием «Тысяча балалаек на Дворцовой площади». Нынешний фестиваль проводится по инициативе Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга при поддержке других комитетов и министерств. Фестиваль будет проходить неделю. Хотелось бы, чтобы он стал ежегодным праздником, учитывая, что балалайка – это национальный музыкальный бренд России. Название фестиваля – «Русское чудо!» – также историческое. Изучая архивные газеты, мы увидели, что так называли наш оркестр и балалайку за границей. Тогда даже поговорка была: «Во времена Петра Первого каждый русский хотел стать немцем, а во времена Андреева каждый немец хотел стать русским». Ведь все выступления андреевцев за границей имели невероятный успех. Во время гастролей оркестра во Франции в 1892 и 1900-м годах,  Андреев был удостоен звания почетного члена Академии искусств «За введение нового элемента в музыку» и получил высшую награду Франции «Орден почётного легиона». На гастроли в Англии оркестр был приглашен всего на неделю, но успех был таким, что контракт продлили на 193 концерта! Тогда андреевцы спасли от разорения знаменитый лондонский зал «Колизей». Подобно Дягилеву, Андреев поменял представление Запада о русской национальной музыке. В годы первых заграничных туров было выпущено огромное количество сувениров: фрак «а-ля Андреев», фасон обуви под названием «Andreeff’’s Star», старейшая парфюмерная фирма в Англии Belley & Company выпускала духи «Andreeff» и мыло «Balalaika». Заказы на балалайки и домры из-за границы составляли внушительную статью российского экспорта. Ведь даже сегодня за пределами России действуют свыше ста оркестров русских инструментов, некоторые из которых были организованы еще в годы первых гастролей Андреева!

Вернемся к программе фестиваля. Юбилейные концерты пройдут в Большом зале Филармонии, Государственной академической Капелле, Белом зале Политехнического университета и на других престижных площадках Санкт-Петербурга. В день рождения оркестра запланированы также торжественный пушечный выстрел с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости, памятная церемония у могилы В. В. Андреева в Свято-Троицкой Александро-Невской  лавре и многое другое.

Автор фото - Леонид Торопов

- Что определяет творческое кредо оркестра имени Андреева сегодня?

- Сегодня Государственный академический русский оркестр им. В.В.Андреева – не только один из старейших музыкальных коллективов России, но и признанный лидер в области профессионального национального музыкального искусства для всех стран и народов. Современный Андреевский оркестр старается поддерживать баланс между традициями и новаторством, открытостью новым идеям и бережным отношением к культурному наследию. Созданный еще в XIX веке коллектив сам является частью этого наследия, и его высокая миссия - служить символом музыкального богатства русского народа, - будет актуальной всегда! Мы сохраняем и развиваем идеи, заложенные основателем оркестра – Василием Андреевым.

Беседовал Антон Иванов

Авторы фото - Евгений Шендриков, Леонид Торопов, Юлия Сухорукова

Фотографии предоставлены пресс-службой Русского оркестра им. Андреева

16.03.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей