• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


23.11.2010

Борис Тараканов: «Кантата Танеева «Иоанн Дамаскин» это безусловный эзотерический артефакт»

 5 декабря 2010 года в Зале Полководцев на Поклонной горе состоится единственное представление кантаты Сергея Ивановича Танеева «Иоанн Дамаскин» огромным сводным хором Объединенного хорового движения в сопровождении Юношеского симфонического оркестра России. В преддверии этого уникального культурного события мы взяли интервью у главного хормейстера проекта, президента Объединенного хорового движения, художественного руководителя и дирижера Академического большого хора РГГУ Бориса Тараканова.

  - Борис, то, что Вы вновь стоите во главе очередного масштабного проекта, уже никого в музыкальной общественности не удивляет. Расскажите, как Вам удалось вовлечь в исполнение такой сложной партитуры, как «Иоанн Дамаскин», более 300 человек?

 - Только давайте сразу расставим приоритеты. Инициатором проекта был отнюдь не я, а замечательный и яркий дирижёр Василий Валитов. Он позвонил мне в сентябре этого года и спросил: «Боря, ты в курсе, что в декабре мы с твоим хором делаем «Иоанна Дамаскина» Танеева?» Это он так предложил. Без взвешивания перспектив, без психологической подготовки собеседника – просто поинтересовался у руководителя самодеятельного хорового коллектива: а не в курсе ли он? Надо сказать, что в тот момент я был не то чтобы не в курсе, а вообще мечтал о подобном счастье весьма сдержанно, хотя всю жизнь ощущаю себя буквально контуженным красотой этой кантаты: колоссальной сложности партитура, вагон работы, где найти оркестр, как обеспечить репетиции, где потом исполнять… И тут вдруг счастье неожиданно материализовалось в виде Василия Валитова, причем на расстоянии одного телефонного звонка. Помню, что я даже не стал ничего мямлить и сразу бросился в омут головой: «Ну в курсе, уже работаем...» На том и порешили. Сейчас я понимаю, что это было бесстрашие идиота, но обратной дороги уже нет, она изначально не была предусмотрена.

Как эта идея пришла в голову Валитову, не совсем понятно. Ведь не секрет, что «Иоанн Дамаскин» – это опус, имеющий определенный мистический уклон. Очень интересно высказалась моя педагог по дирижированию Елена Максовна Кругова: «Борь, только не делайте вид, что это вы с Васей взяли и выбрали для исполнения именно «Иоанна Дамаскина». Танеев вот уже почти сто лет САМ выбирает, кто будет в очередной раз исполнять его кантату. Так что идите и не подведите – ни его, ни меня!» И что вы прикажете делать после таких заявлений, я вас спрашиваю? Так что сложившуюся ситуацию я воспринимаю не иначе, как Чудо, и это нормально.
  - Да, действительно, с этим сочинением связано много мистических историй. Расскажите немного о составе исполнителей.
- Состав уникальный, что и говорить – ведь одно Чудо, как правило, тянет за собой другое, это цепная реакция. Мы с Василием решили не быть собственниками-монополистами и сделать специальный упор на молодежь и студенчество – поделиться возможностью исполнения кантаты со многими хоровыми коллективами. Сразу возникла мысль об адаптации хоровой партитуры для певцов и хоров с различной подготовкой, и мы традиционно обратились с этим к композитору Антону Федорову. Антон внимательно изучил все слои партитуры и сказал: «Не надо ничего адаптировать – тут все на месте и нет ничего сверхъестественного, ребята всё споют, надо только хорошенько поработать и выучить».
Так и вышло. Хор РГГУ был объявлен Василием Валитовым базовым коллективом. Я упирался, конечно, но вы как-нибудь попробуйте с ним поспорить – я вам не позавидую. В наши ряды влились хоры, которые я давно отношу к категории моих любимых, – это Камерный хор МИТХТ под управлением моего друга Ивана Самойлова; Академический хор МАДИ, которым руководит молодая выпускница консерватории Екатерина Заборонок; мой хор-крестник, как я его называю – Академический хор Банка России с неподражаемой Анной Хабаровой во главе; учебные коллективы Института музыки МГУКИ; делегированные в проект лично профессором Магометом Мусаевым; хор Рыбинской авиационно-технологической академии – очень сильный коллектив, пример для всех нас. Им руководит настоящий подвижник Сергей Шестериков.
И, конечно же, нельзя не сказать о Юношеском симфоническом оркестре России имени Николаева – это единственный в своем роде молодежный коллектив, с которым считают за честь выступать многие маститые профессионалы. Это генератор не известной науке молодой энергии, способной подзарядить любой подсевший аккумулятор. Василий Валитов, как дирижер, творит с оркестром настоящие чудеса. Мы сотрудничаем с ним уже не первый год и всегда с нетерпением ждём очередного безумного проекта, которые, как показала практика, лучше всего и удаются. А свежих идей Василию не занимать.
 
- Борис, вот Вы подготовили для совместного исполнения кантаты Танеева большой Сводный хор. Скажите, трудно ли работать с таким огромным количеством людей?

 

 - Во время работы об этом не думаешь. Большой хор – это всегда вызов обстоятельствам. Это всегда колоссальная взаимовыручка, практически, фронтовое братство. Но в случае большого хора, не стесняясь танеевских бэкграундов, важно, прежде всего, не позволить фирменной полифонии «Дамаскина» превратиться в банальную разноголосицу. А это во многом зависит не столько от финальной работы главного хормейстера на сведении воедино всех коллективов, сколько от руководителей хоров-участников, от добросовестности певцов каждого хора, входящего в сводный состав. Сложнее было организовать разнородные коллективы, заинтересовать, заразить руководителей самой идеей исполнить не что-нибудь, а кантату «Иоанн Дамаскин», создать условия для совместных общехоровых репетиций (а это более 250 человек!), помогать с распечаткой нот... И не знаю, что я делал бы без поддержки ректората РГГУ. Наш курирующий проректор – профессор Валерий Минаев – как-то обмолвился на совещании: «Борис, ваши проекты – это наши проекты». Обещание широкое, как русская душа, сильное! И надо сказать, что ни одно из данных ректоратом обещаний не было забыто или переведено в категорию «на потом» – ни одно! Но злоупотреблять таким отношением, конечно же, нельзя – идей-проектов у меня много, а ректорат у нас один, и его беречь надо. Поэтому решили пока ограничиться объединенным исполнением «Иоанна Дамаскина» и посмотреть, что из этого получится.

Несколько месяцев все хоры работали самостоятельно на своих репетиционных базах, и здесь надо отдать должное их руководителям – прекрасным специалистам-музыкантам. Работать с певцами-любителями над таким сложным произведением дело каторжное, вы уж мне поверьте. Но очень благодарное: нужно видеть глаза этих молодых ребят, среди которых попадаются и рокеры из подвальных рок-групп, и металлисты... Они работали над кантатой Танеева так, будто он их хороший знакомый или даже друг...
 
Продолжение интервью в ноябрьском выпуске "Музыкального Клондайка"

 

23.11.2010



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей