• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


25.10.2017

Денис Голубев:
«Возможность пожить интересно»

Денис Голубев

Денис Голубев. Фото Сергея Каревского

ДЕНИС ГОЛУБЕВ: 

«ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЖИТЬ ИНТЕРЕСНО»

В течение трех осенних дней в Москве  необычайно сконцентрировано и насыщенно прошел третий международный музыкальный фестиваль «Зеркало в зеркале» («Spiegel im Spiegel»). Судите сами – за неполных три дня прошли 5 концертов, состоялась творческая встреча со специальным гостем фестиваля - композитором Эркки-Свен Тююром, - и лекция музыковеда Тоомаса Сиитана. Концерты поражали как своей программой, так и составом участников.

Эстонский филармонический камерный хор под управлением легендарного Тыну Кальюсте исполнил одно из центральных произведений в творчестве Арво Пярта – «Покаянный канон»; джазовый дуэт UMA и певица Ирис Оя представили необычную программу духовных песнопений; в исполнении знаменитого ансамбля Hortus Musicus под руководством Андреса Мустонена прозвучали произведения Арво Пярта, Александра Кнайфеля, Рене Эеспере, Тыниса Каумана, Пеэтера Вяхи и Клаудио Монтеверди. Площадками фестиваля стали пространства государственного музея архитектуры имени Щусева и Кафедральный собор св. Петра и Павла.

На гала-концерте в Большом зале Московской консерватории были представлены первые исполнения в России произведений Э.-С. Тююра «Awakening» для хора и оркестра (первое исполнение в России) и «Salve Regina» для мужского хора и оркестра в версии для скрипки и оркестра. Звучали также «Svyati» для виолончели и хора Дж. Тавенера, «To the Mother» для гобоя и струнного оркестра П. Вяхи. Завершился концерт исполнением «Te Deum» Пярта для трёх хоров, фортепиано, струнного оркестра и магнитофонной записи. В гала-концерте приняли участие Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель Александр Соловьев), Московский государственный симфонический оркестр для детей и юношества. Дирижировал Андрес Мустонен, солировали Диана Лиив (фортепиано), Ааре Таммесалу (виолончель), Денис Голубев (гобой), Андрес Мустонен (скрипка). Собственно, сам этот перечень композиторских и исполнительских имен говорит о масштабе фестиваля. О том, как же удается проводить творческие мероприятия такого уровня, и многом другом мы разговариваем с артистическим директором фестиваля «Зеркало в зеркале», известным музыкантом, гобоистом Денисом Голубевым.

- Общеизвестно, что мероприятий, в «шапке» которых стоит слово «фестиваль», и в столице, и в регионах проводится великое множество. Что вас подвигло на то, чтобы увеличить их количество организацией «Зеркала в зеркале»?

- Меня вдохновил юбилей Арво Пярта, который мы отметили вместе со всем музыкальным миром три года тому назад. Сам опыт организации концертов говорит о том, что продуктивнее и интереснее делать фестивали, нежели отдельные концерты.

- Как бы вы сформулировали концепцию фестиваля?

- Открытие новой музыки слушателю.
У нас есть уникальная возможность приобщить  слушателя к качественной музыке, которую слушает весь мир, которая пишется сегодня, увидеть композитора, поговорить с ним. Эстония сейчас занимает ведущее место в музыкальном мире. Небольшая страна, и при этом такое богатство композиторских идей. Причем даже о школе как таковой, наверное, не скажешь, потому что там до какого-то момента была преемственность, была композиторская школа (примерно до 70-х годов ХХ века), а дальше каждый пошел своим путем. У нас сложился, практически сам собой, очень интересный формат: каждый год мы привозим специального гостя - приглашенного композитора. Делаем с ним творческую встречу, идет профессиональный разговор, можно спросить, что мастер имел в виду; как он считает, как именно нужно исполнять его произведения и так далее. В прошлом году это были Галина Григорьева и Пеэтер Вяхи, в этом - Эркки-Свен Тююр. Галина Григорьева очень много исполняется во всем мире, так же, как Вяхи и Тююр, музыкой которых в Европе открываются новые концертные залы. А Арво Пярт официально считается наиболее часто исполняемым в мире композитором из числа ныне здравствующих. Это очень интересный и благодатный материал. Недавно я встретил у одного из писателей (к сожалению, не вспомню, у кого) такую фразу: если есть возможность пожить интересно, не надо эту возможность упускать. Пусть даже это и связано с определенными сложностями.

- Кто вам помогает в таком сложном и творческом, и прежде всего, организационном процессе? В этом году и коллективы приехали большие. И площадки были самые разные.

- Прежде всего, надо назвать трех человек – это руководитель Камерного хора Московской консерватории Александр Соловьев, директор фестиваля Елизавета Мирошникова и дирижер Андрес Мустонен.  Андрес Мустонен - резидент нашего фестиваля. Его движущая сила, локомотив, человек, которого не пугает вообще ничего!
Когда он у меня спрашивает, сколько будет репетиций и узнает, что репетиций будет очень мало, говорит: "Ну, значит, будем работать больше на тех репетициях, что есть."

Творческая встреча с композитором Эркки-Свен Тююром. Фото Данилы Дегтяренко

Творческая встреча с композитором Эркки-Свен Тююром.

Фото Данилы Дегтяренко

- А организационно?

- Организационно нас поддерживает министерство культуры Эстонии, которое помогает с оплатой нот и организационных расходов, потому что мы делаем все абсолютно легально, находимся в европейском поле в части соблюдении авторских прав и, кстати, учим этому студентов, руководителей коллективов, потому что у нас в стране, к сожалению, этой культуры нет в принципе. Сама мысль, что ноты надо заказывать,  надо арендовать, ставить в известность композитора, связываться  с издательством, не всегда воспринимается. Это требует определенных затрат. В Москве нас поддерживает Московская консерватория. К сожалению, до нашего Министерства культуры пока достучаться не удалось, хотя между Россией и Эстонией подписано соглашение о культурном сотрудничестве. Надеюсь, что это просто случайность, и в будущем такой контакт состоится. Наш фестиваль нельзя  не заметить, он уже есть, и он занял свою нишу, ничего не отнимая у других коллективов и фестивалей.

- То, что вы делаете, настолько самобытно и оригинально, что, конечно,  именно это надо поддерживать. Ведь бывает так, что мы называем фестивалем просто серию пусть даже и очень хороших концертов, но которые не открывают публике ни новый репертуар, ни исполнителей.

- У нас в России сложилась ситуация, полностью противоположная той, которая есть во всем мире: там публика идет на новое и неизвестное, у нас же -  на старое и, желательно, хорошо знакомое.

-Чем это объясняете?

- Помните слова Пушкина: "Мы ленивы и нелюбопытны?" И очень во многом это идет и от традиционного образования, и, к сожалению, от провала культурного слоя в 90-е годы. Что-то словно просело.

- Вам не кажется, что широкая публика может быть просто «напугана» современной музыкой, считается, что это непонятно, что это сложно. Кстати, меня очень порадовало большое количество молодых людей на концертах фестиваля, прежде всего в соборе Петра и Павла. И никто не уходил, хотя музыка исполнялась непростая…

- Здесь, конечно, огромную роль играет качество исполнения тоже. Но вообще, что такое современная музыка? Это же тот язык, на котором мы сегодня говорим. Ведь музыка так же меняется со временем, как и человеческая речь. И смысловые ряды также меняются. Мы же не читаем  сегодня Ричардсона, которым зачитывалась матушка Татьяны Лариной, хотя он, может быть, вполне достойный писатель. Мы читаем современный нам психологический материал, который интересен сегодня. То же и в музыке.
Мне интересно слушать то, что меня задевает, а не, скажем так, звуковой эксперимент, который тоже существует в современной музыке. То, что звучало у нас на фестивале, не было звуковым экспериментом, это был язык современный, но нам говорили о вечном, о волнующем нас – о другом ведь говорить бессмысленно!

Арво ПЯРТ. Фото Kaupo Kikkas

Арво ПЯРТ. Фото Kaupo Kikkas

- Каждая программа фестиваля затрагивала высоко духовные начала, и это связано было впрямую с христианством, с Евангельскими и богослужебными текстами, с молитвами. Это случайно так получилось или сознательно? Или просто свидетельствует о том, что пытаясь говорить о вечном, мы никуда не уйдем от Евангельских истин?

- В этом контексте очень интересно поговорить о Пеэтере Вяхи, который увлекся индийской музыкой, и это прозвучало в его произведениях. То есть мы можем говорить о вечном  на разных языках. Но изначально все же наш фестиваль - это  фестиваль Пярта. Арво Пярт как абсолютный и высокодуховный выразитель нашего времени. А он глубоко верующий православный человек. Человек, создавший свой музыкальный язык, на основе того, что в начале было Слово. Не меняя ничего в каноническом тексте Евангелия или молитвы, он преобразует это Слово в музыку. Понятно, что впечатление от услышанного выходит за рамки чисто эстетического. Да, мы остаемся в этом мире, но, снимая пелену ежедневности, Пярт дает нам увидеть вертикаль реальности.

- Про Арво Пярта говорят, что он затворник, отшельник. У вас установился с ним контакт? Чисто человеческое впечатление от него каково?

- С ним очень приятно находиться рядом. Все вопросы отпадают, кажутся совершенно ненужными, наивными, глупыми.

- Вы осознаете что вы рядом с гением находитесь?

- Гений – не совсем то слово, которое можно отнести к Арво Пярту.
Гений может, например, считать быстрее всех в уме или еще что-то делать экстраординарное. Он - совершенно не гений в этом плане. Он очень простой человек, очень скромный, очень человечный, очень молчаливый, но при этом он вмещает в себя целую вселенную того, в которую он погружает слушателя.  Человек-вселенная, вот кто он. Для кого-то он холоден, для кого-то эта вселенная теплая, но это человек-вселенная. И нет никакого мудрствования, попыток какой-то многозначительности. Когда ему что-то не нравится, он сразу говорит: "Мне это не нравится."

- Как вы формируете программу фестиваля, как подходите к отбору произведений?

- Это попытка объять необъятное. Каждый раз мы понимаем, что явно не хватит формата двух отделений, и тогда мы начинаем отсекать. Я очень доверяю Андресу Мустонену, потому что это человек, который энергетически вскрывает произведение, если можно так обозначить его амплуа как дирижера. Он его вскрыл, и дальше уже всем понятно, что делать, всем все ясно. Это очень подкупает музыкантов. У него фантастическое ощущение времени. И он в этом времени себя очень свободно чувствует, вот почему с ним очень спокойно играть оркестру. Не потому, что все под контролем, а потому, что каждый человек четко понимает, в какой точке времени он находится.
Это потрясающее дарование, и дирижерское, и философское. Андрес Мустонен – больше, чем дирижер.
И когда Андрес Мустонен говорит, что мы исполним «Awaking» Эркки-Свен Тююра, сначала мне становится страшно, потому что я понимаю - это дико сложно. Это оратория. Идет 30 минут. Значит, надо выучить слова, еще масса трудностей. Но потом понимаю, что, действительно, это единственное правильное решение, и композитор может приехать и представить свое произведение.

Андрес Мустонен. Фото Елены Квита

Андрес Мустонен. Фото Елены Квита

- Программа фестиваля у вас словно «спрессована» - такой плотный график.

- В этот раз это была идея Елизаветы Мирошниковой –  лидера фестиваля, человека, на котором держится вся организационная и административная работа, словом, практически все. И идея оказалась просто гениальная, совершенно верная – все спрессовать, провести подряд. Это аккумулирует всех участников,  ты сразу понимаешь, что идет именно фестиваль, и получается настоящее погружение в это пространство. Резонанс от фестиваля усиливается, интерес к нему все больше. Он вышел за пределы камерного события. Каждый раз, когда мы с Елизаветой обсуждаем программу, и мы понимаем, что иногда явно бывает не по Сеньке шапка, и думаем, что с симфонической музыкой надо завязывать, а Большой зал консерватории сложно собрать, и вообще все это мы затеваем слишком пафосно, надо - камерная музыка и только она! Но потом мы понимаем опять же, что без  симфонической музыки, без жанра оратории, который очень популярен и созвучен нашему времени, обойтись не можем…

- Денис, а что лично вас привело к сосредоточению именно на такой деятельности? Вы успешный музыкант, и есть много ваших коллег, которые, находясь на вашем уровне, вполне довольны своим достаточно, так сказать, традиционным и намного более спокойным существованием – нормальная работа в оркестре, время от времени какие-то сольные проекты…

- У каждого человека все по-разному…В этом году я ушел из театра,  потому что понял, что моя жизнь принадлежит именно мне, а не тому человеку, который составляет график репетиций. Меня не устраивает тот уровень взаимоотношений, который существует у нас, работников искусства. Я очень люблю русскую культуру XIX века, занимаюсь отдельным проектом, посвященным этой теме. И меня смущает, что мы недалеко ушли от крепостного театра в плане организации процесса. А это очень мешает хорошо работать музыкантам, и взаимоотношения «музыкант - дирижер» в нашей стране совершенно неверные,  и очень редко случаются исключения. Может, поэтому так и боятся люди, формирующие репертуарные планы, включать современную европейскую музыку в репертуар наших коллективов, потому что это совершенно другой воздух.
Как я уже говорил вначале, мне просто очень интересно. Нам с Елизаветой как-то удается это делать, и каждый раз ничего почему-то не рушится, а наоборот,  хотя происходит все вопреки здравому смыслу. И опять же – с чего все началось. Мы, люди XXI века, живущие в своем очень высоком темпе, останавливаемся, когда слышим музыку Арво Пярта. Это тот духовный космос, который нам всем необходим как воздух.

Беседовала Надежда КУЗЯКОВА

Фотографии предоставлены организаторами фестиваля

25.10.2017



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей