• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


12.10.2010

ПРИНОШЕНИЕ МСТИСЛАВУ РОСТРОПРОВИЧУ

 19 сентября в Самаре прошел третий Музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» - приношение великому музыканту ХХ столетия. Этот фестиваль, начиная с 2008 года, ежегодно проводится по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра маэстро Валерия Гергиева и губернатора Самарской области Владимира Артякова.

  
 Обновленные интерьеры
   «Изюминкой» нынешнего фестиваля стало то, что он прошел в зале местного театра оперы и балета, открывшемся после реконструкции, которая длилась четыре года.
Сооруженное в 1930-е годы на центральной площади Куйбышева здание Дворца культуры всегда было одной из основных архитектурных меток областного центра. С ним связаны многие важные события в культурной жизни Куйбышева-Самары, в числе которых работа в годы войны эвакуированного Большого театра СССР, состоявшаяся 5 марта 1942 года мировая премьера Седьмой – «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича в присутствии автора, а в самом конце прошлого столетия - мировая премьера оперы «Видения Иоанна Грозного», осуществленная под художественным руководством Мстислава Ростроповича.
Конечно, время берет свое. Здание давно нуждалось в реконструкции и обновлении в соответствии с новыми требованиями, соответствующими современным эстетическим и техническим стандартам, а также нормам обеспечения безопасности людей.
Внешне огромный серый фасад здания остался неизменным, но достаточно переступить порог парадного подъезда, чтобы оценить  произошедшие внутри изменения. Появился еще один – нижний этаж, которого раньше вообще не существовало, где теперь размещается  гардероб. Одна из технических новинок – приспособленность здания для людей с ограниченными возможностями. К парадному подъезду ведут пандусы. Заехав на колясках в оборудованный предназначенными для них раздевалками вестибюль, на специальных лифтах эти зрители поднимутся на уровень партера, где на месте лож бенуара выделены для них просторные площадки.
Многие интерьеры театрального здания сохранили свои объемы и конфигурацию и вполне узнаваемы. Это относится в первую очередь к вестибюлю и центральному фойе бывшего бельэтажа с рядом массивных колонн и расположенной по его периметру балюстрадой. Но кардинально преобразился декор интерьеров, в котором использованы современные отделочные материалы. Много искусственного мрамора, лепнины, позолоты, всевозможных украшений. В огромных выходящих на площадь окнах фойе английские витражи, наборный паркет с  декоративным орнаментом придает фойе дворцовый вид. Хрустальные люстры изготовлены зарубежными фирмами - мировыми лидерами, украшающими своими изделиями лучшие европейские театры.
 Но, конечно, главное – зрительный зал и сцена, которые преобразились до неузнаваемости. Канул в Лету огромный «клубный» зрительский амфитеатр с нависающим над ним балконом. Теперь в зале - классическое обустройство: партер и три яруса. Вместимость зала практически такая же и составляет 1144 человека. Появился и традиционный атрибут интерьера – центральная ложа. Зрительный зал стал выше на восемь, а сцена – на двенадцать метров.
Зеркало сцены, обрамленное теперь массивным декором, осталось прежним. Зато сама сцена стала намного больше по площади. С обеих ее сторон появились «карманы», позволяющие в считанные секунды с помощью фур менять декорации. Пять сценических планшетов могут подниматься на высоту до трех метров, образуя разнообразные «ландшафты». Имеется семь кулис, смонтированы современное световое оборудование и усилительная аппаратура. Основание оркестровой ямы может устанавливаться на нескольких уровнях. Предусмотрено компьютерное управление машинерией сцены. При реконструкции здания приняты беспрецедентные меры по снабжению его средствами противопожарной защиты и сигнализации. Как отметили руководители работ, при функционировании этой аппаратуры абсолютно исключен человеческий фактор.
Много внимания уделено акустическому обустройству зала. В конечном счете был избран вариант, предложенный одной из московских акустических лабораторий. Подумали и о комфортном размещении артистов во время спектаклей и концертов. Гримуборные солистов снабжены душами и туалетами.
По всему видно: проектировщики постарались как можно изощреннее украсить интерьеры здания. Правда, теперь вопрос о стилистике декора, в котором ранее царила строгая неоклассика, остается открытым, и ко всему этому горожанам-старожилам - завсегдатаям театра предстоит еще привыкнуть.
 
Музыкальные откровения
В фестивале «Мстиславу Ростроповичу» по традиции принимают участие выдающиеся исполнители. В компании с маэстро Валерием Гергиевым в Самару уже приезжали такие культовые персоны, как Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Юрий Башмет. Здесь побывали пианист и дирижер Игнат Солженицын - сын  великого писателя Александра Солженицына, вдова писателя Наталья Дмитриевна Солженицына.
В числе участников нынешнего фестиваля также были звезды мирового масштаба: сам маэстро Валерий Гергиев, оркестр и хор Мариинского театра, солистка этого театра Ольга Бородина, немецкая скрипачка Анне-Софи Муттер. Почетным гостем фестиваля была композитор София Губайдуллина. Впервые в фестивале принял участие хор Самарского оперного театра.
С первых музыкальных тактов, которые раздались по взмаху руки маэстро Гергиева, стало очевидно: на сцене первоклассный оркестр, звучание инструментов которого со всей его тембральной насыщенностью, богатством оттенков и динамических нюансов, прекрасно долетает до слушателей, одинаково хорошо слышно во всех уголках обновленного зала.
 
Полная версия статьи Валерия Иванова в октябрьском номере "Музыкального Клондайка"
 

 

12.10.2010



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей