• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


22.06.2017

БОРИС ТАРАКАНОВ: «ИНТОНАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ»

 

БОРИС ТАРАКАНОВ:

«ИНТОНАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ»

Борис Тараканов – человек, неутомимый в реализации самых невероятных планов. Хор РГГУ, хор «Билайна», хор Московского Метрополитена… Любительские, «самодеятельные» коллективы, исполняющие сложную музыку на престижных площадках… «Безумные» проекты, типа «оперы в метро». И так далее.

- Добрый день, Борис! Вы руководите несколькими хоровыми коллективами. Наиболее известным сегодня является хор Российского государственного гуманитарного университета. Университетский, институтский хор – это понятие ведь имеет давнюю историю в России? Чем вы руководствовались при создании хора РГГУ?

Концепция была простая – поют и студенты, и преподаватели, «с улицы» тоже берем. Хор должен быть неким культурным центром, где внутри него дается музыкальное образование. Это подходит человеку, у которого есть только два фактора: интонация и мотивация. Музыкальную грамотность человек получает тоже в хоре, и через какое-то время уже начинает творить чудеса. И сейчас интересно, что вот после хора РГГУ можно петь в любом хоре, так как даются некие и профессиональные навыки. Мы учим людей читать с листа.

- Как это происходит?

- На самом деле, у нас поет много технарей, и они хорошо понимают график звуковысотности, и свою строчку в партитуре они понимают именно как график с некой подтекстовкой. А дальше следует объяснение, что «хэштег», сиречь диез, – это чуть-чуть повыше, а «фигня с пузиком», бемоль – это чуть-чуть пониже. И они это прекрасно понимают, постепенно осваивая названия нот, мы берем любую партитуру, и уже через год работы с нотным материалом люди начинают петь с листа с текстом. Такой подход на технический склад ума ложится очень хорошо.

- Вы не пользуетесь специальными музыкально-образовательными системами для любительских хоров?

- Я был бы рад, но некогда. Эти системы нужно для начала осваивать, а это дополнительный временной ресурс, у нас его нет. Скажем, когда собрался хор метро, мне сказали, что через месяц нужно петь оперу в метро с симфоническим оркестром. Там уже не до Кодая, не до Орфа, не до Струве, уже просто берешь и делаешь.

- Расскажите о хоре Московского метрополитена, откуда пришла такая необычная идея: предложить работникам метро петь в хоре?

- Сначала нужно пару слов сказать о хоре «Билайна». Когда руководство «Билайна» решило, что им нужно петь, ко мне пришел Марк Иланский, который занимает там значительную должность, и предложил на базе хора РГГУ создать хор «Билайн». Чтобы они всему обучились внутри коллектива, а потом просто выводить их отдельным составом на какие-то мероприятия «Билайна». Сначала пришло человек 50, образовался уже приличный состав академического хора. Когда они пришли ко мне в сентябре, я им объявил, что уже в марте мы должны петь в Мариинском театре Мессу мира Карла Дженкинса, и треть хора встала и ушла. И когда в марте мы все-таки выступили в Мариинке, с замечательным Мариинским оркестром и дирижёром Эдуардом Кротманом, многие очень жалели, что ушли в самом начале. Поэтому любителям очень важно сразу же ставить большие задачи. А дальше действовать по законам «майского жука»: по всем своим аэродинамическим показателям он не может летать, но просто он не в курсе. Вот и летает. Понятно, что не может недавно созданный любительский хор за месяц освоить на должном уровне оперу или, скажем, кантату «Александр Невский», но мы берем и делаем, потом выходим и поем, делая это хорошо. И когда я начал руководить хором РГГУ, я понял, что именно так и нужно работать. Те же принципы я использую в работе с хором Метрополитена, который был создан недавно волею руководства метро и уже выполняет довольно сложные профессиональные задачи, причем с огромным энтузиазмом.

- Сколько человек в вашем хоре на сегодняшний день?

- В хоре РГГУ сейчас 95 человек, это именно моих. В «Билайне» – 30, в метрополитене – 56. Везде – смешанный и очень мотивированный состав. Мы сейчас уже преодолели этот нигилизм в искусстве, люди стали заботиться о душе и пошли петь. К сожалению, сейчас я не могу себе позволить работать с «гудошниками», то есть людьми не интонирующими, но которым можно поставить интонацию через хор, то есть методом погружения в поющую среду. Сейчас, «гудошники» будут немного тянуть назад, так как уровень хора довольно высокий, у него сформирована некая концепция, некая медийность, некая профессиональная репутация. Именно поэтому совместно с композитором Антоном Федоровым мною была написана книга «Хор вам в помощь!». У нас с Антоном накопился некий опыт, который мы начали получать очень давно. В этой книге собран весь опыт нашего труда - как вывести хор на определенную ступень, как избежать многих ошибок, - все это там есть.

- В Рамках акции "Ночи в метро" звучала хоровая музыка. Это был какой-то потрясающий проект, который захватил многих поклонников произведений Толкиена. Как вам удалось соединить саги Толкина и ваши многочисленные хоры? Расскажите про концепцию и реализацию проекта "Сильмариллион. Памяти Толкиена. Эльфийская оратория".

- Это была дань уважения Толкиену, как филологу, как генератору и креатору этой культуры, а главное – этого языка. То есть, будучи лингвистом, разработать язык со своей грамматикой, фонетикой, - это, наверное, очень дорогого стоило. На этом языке сейчас даже пытаются говорить, после премьеры этой оратории, даже со мной пытались заговорить на эльфийском. Правда, безуспешно... В этом проекте участвовал хор метрополитена, хор РГГУ, «Voice Fusion» – это совершенно новый хор, который создал студент консерватории Миша Котельников, собрал его также из студентов консерватории. Затем хор «Платинум» – это уже Люба Каменская, совершенно гибкий хор нового поколения, он делает абсолютно все! Камерный хор Ипполитовки, - это наши партнеры и хорошее друзья, любимые люди, объединенные мастерством и харизмой Галины Богдановой. Если есть какой-то проект, который регулирую я, то Ипполитовка будет первыми, кому я позвоню и приглашу к нам. Мужской хор кафедры хорового дирижирования Академии имени Гнесиных. Денис Морозов - выпускник кафедры хорового дирижирования, - берет мужиков из разных курсов и создает мужской хор, за который не стыдно. Это желание – создать хор - идет снизу, а не сверху.

- Как вы думаете, в чем причина этого?

- Сложно сказать. Дело в том, что низкое финансирование – это даже не повод. В преподавании хоровых дисциплин никогда не бывает никаких больших финансов, поэтому если люди идут преподавать на хоровую кафедру, они знают, на что идут. Они либо горят этим, либо не горят. Здесь совершенно иные приводные ремни. Сложность создания хора в музыкальных учебных заведениях заключается в том, что каждый год у тебя фактически новый хор. Последний курс выпускается, первый курс приходит, какая-то середина остается. Но нет поощрений сверху, то есть преподаватели не создают хоровые коллективы вне учебного плана, а вот студенты берут и создают. И это нужно ценить и поощрять всячески.

- Будет ли проект «Эльфийская оратория» иметь продолжение?

Дело в том, что я очень не люблю слова купить, продать, проект. Но сейчас этот проект покупает одна компания, пока не скажу какая, это секрет. Скажу только, что это будет некий стадионный масштаб. И я, конечно же, благословляю это начинание, потому как будет звучание большого хора, большого оркестра, работа специалистов по оцифровке звука, так как сама оратория не является классическим представителем жанра. Это уже произведение, где работает XXI век: новый звук, новый свет, новое сценическое воплощение, безусловно, лазерное шоу. Сочетание аудиовизуальных эффектов должно дать некий третий эффект, хотя при этом, оратория написана в традициях 18-19-20-х веков. То есть, нет атональных моментов, все традиционно. Композитор Михаил Костылев, у него еще есть эльфийское имя Линд Эреброс. Так вот, у него традиционные гармонии, простые три аккорда выражены так, что больше и не нужно, то есть какой-то минимализм, который в итоге порождает максимализм.

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фото из личного архива Бориса Тараканова

22.06.2017



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей