• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


30.09.2010

Знаменитая французская пианистка Брижит Анжерер выступила на нынешнем фестивале «Звезды белых ночей»

 

 

 

Брижит Анжерер:   «Затрудняюсь сказать,

 

к какой исполнительской школе – французской или русской – принадлежу»

 Знаменитая французская пианистка Брижит Анжерер выступила на нынешнем фестивале «Звезды белых ночей» в ансамбле с другой мировой знаменитостью - пианистом Борисом Березовским. В программе вечера, который состоялся в Концертном зале Мариинского театра, были сочинения Листа, Чайковского и Рахманинова для двух фортепиано и для фортепиано в четыре руки. Этот концерт прошел в рамках Года России-Франции-2010.

Брижит Анжерер. Фото В. БарановскогоБрижит Анжерер принадлежит к пианистической элите конца ХХ - начала ХХI веков. В пятнадцать лет она с отличием окончила Парижскую консерваторию, а с 1970 года продолжила учебу в Московской консерватории в классе профессора Станислава Нейгауза. Анжерер является лауреатом престижнейших конкурсов - имени М.Лонг и Ж.Тибо, имени королевы Елизаветы, имени П.Чайковского. Ее артистическая карьера сложилась блестяще. Она выступает на лучших концертных площадках мира с самыми прославленными дирижерами и оркестрами.
С Брижит Анжерер я познакомился в 2002 году на XII Конкурсе имени П.Чайковского, где она была членом пианистического жюри. И вот новая встреча. Это интервью записано сразу после концерта, прошедшего с большим успехом и завершившегося многочисленными бисами. Анжерер прекрасно говорит по-русски. Да и вообще Россия занимает совершенно особое место в ее жизни.
 
- У меня такое ощущение, г-жа Анжерер, что я беседую со своей соотечественницей.
- Русская культура, музыка и литература привлекали меня с детства и оказали на меня огромное влияние. В двенадцать лет я уже читала романы русских писателей и буквально влюбилась в вашу страну. Мечтала говорить по-русски, но тогда немыслимо было даже вообразить, что это когда-нибудь может осуществиться. Девять лет жизни в Москве, занятия в Московской консерватории у Станислава Генриховича Нейгауза были для меня настоящим счастьем. Затрудняюсь сказать, к какой исполнительской школе - французской или русской - принадлежу.
 
- Какую роль в Вашей судьбе сыграли победы на конкурсах, в числе которых был и Конкурс Чайковского?
- Я стала лауреатом пятого Конкурса Чайковского, который прошел в 1974 году. Победы на конкурсах, конечно, почетны, но сами по себе они еще не делают карьеру. Думаю, не так важно и то, какую именно премию получает конкурсант: первую или, скажем, шестую - это просто элемент удачи. В моей творческой судьбе огромную роль сыграли встречи с выдающимися дирижерами, в особенности - приглашение Герберта фон Караяна выступить в 1980 году с Берлинским филармоническим оркестром. В последующие годы довелось играть с лучшими оркестрами Парижа, Нью-Йорка, Чикаго, Лондона, Вены, Санкт-Петербурга с такими мэтрами, как  Кирилл Кондрашин, Даниэль Баренбойм, Зубин Мета, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов.
 
- Часто ли Вы работаете в конкурсных жюри? 
- Нет, не часто. Особенно приятно быть членом жюри конкурсов, в которых сама когда-то участвовала. «Чайковский» в их числе. Этот конкурс дал мне очень много. Хорошо понимаю, что играть на конкурсе непросто. Многие молодые люди чувствуют себя скованно. Есть вообще неконкурсные музыканты, которые ярче проявляют себя, выступая в обычных концертах. Думаю, что мой педагог Станислав Генрихович Нейгауз провалился бы на конкурсе: он был слишком чувствительной натурой. Но работать в жюри интересно: конкурсанты часто играют вещи, которые я сама не исполняла, и это обогащает.
 
- Не снижается ли сегодня у молодых людей интерес к классическому исполнительству?
- Сейчас во всем мире наблюдается «наступление» восточных  музыкантов. Это знак времени. В любой европейской консерватории шестьдесят процентов студентов – представители Востока: из Японии, Китая, Кореи. Но я думаю, что главное - это, конечно, не прописка человека. А уровень мастерства.
 
- Очень важно поддержать музыкантов в начале их карьеры. Вы строгий судья?
- Не знаю, что лучше: проводить предварительный отбор по аудиокассетам, что не гарантирует от ошибок, или на первом же туре снимать с дистанции тех, кто приехал издалека, собирая для этого средства в течение нескольких месяцев. Это тоже очень жестоко. Радостно открывать новые таланты. Я всегда стараюсь им помочь, и когда слышу талантливого исполнителя, тут же звоню знакомым импресарио, коллегам.
 
- Предпочитаете ли Вы играть соло или с оркестром?
- Очень люблю выступать с оркестром, обожаю соло и выступления с друзьями-музыкантами, с которыми можно говорить в музыке абсолютно естественно и свободно. Конечно, это требует большой работы, особенно, когда играешь на двух роялях: любая погрешность, расхождение сразу слышны и нарушают впечатления от исполнения. Но в конце концов нужно просто очень хорошо понимать своего партнера, чтобы на сцене можно было импровизировать, играть абсолютно естественно и выразительно.
 
- Как сложился Ваш ансамбль с Борисом Березовским?
- Мы встретились десять лет назад в Париже на фестивале русской музыки. Мне тогда понравилась его игра. А через месяц мы встретились еще раз - в ресторане «Максим», и решили, что будем играть вместе. С тех пор мы регулярно выступаем.
 
- Доводилось ли Вам выступать с маэстро Валерием Гергиевым?
- К большому сожалению, пока что нет. Но я много раз была на концертах этого выдающегося дирижера, аплодировала ему. Я боготворю Гергиева. Это гениальный музыкант, исключительно харизматичная личность. Благодарна ему за приглашение на фестиваль «Звезды белых ночей», в котором участвую впервые.
 
- Продолжаются ли Ваши связи с Россией?
- Конечно. Вся душа, сердце, воспоминания, молодость у меня связаны с Россией, с учебой в Московской консерватории. Несмотря на то, что в 1980 году я вернулась во Францию, не теряю связей с русскими исполнителями, русской музыкой и русской литературой. Без этого не могу жить. Сейчас читаю меньше, потому что очень занята: даю много концертов, преподаю. Мне приходится гастролировать по многим континентам. К тому же у меня двое детей. Правда, они уже выросли, но по-прежнему требуют к себе много внимания.
 
- Вы часто бываете в России?

 - Должна сказать, что после отъезда из России более двадцати лет не хотела сюда возвращаться. Было больно сознавать, что уже нет моего дорогого педагога, что многие друзья ушли из жизни или разъехались в другие страны. Когда в 2002 году приехала в Москву, начала плакать. Было столько эмоций, воспоминаний. Была удивлена, что москвичи по-прежнему с огромным интересом и энтузиазмом относятся к конкурсу Чайковского. Это наблюдается не везде...

Полную версию интервью читайте в № 8\9 "Музыкального Клондайка"

ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ С ЛЮБОГО МЕСЯЦА

30.09.2010



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей