• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


31.05.2017

Вячеслав Стародубцев. Поговорим о режиссёрской опере?

Вячеслав Стародубцев

ПОГОВОРИМ О РЕЖИССЁРСКОЙ ОПЕРЕ?

Не будет преувеличением сказать, что наши собеседники – это именно те люди, которые во многом определяют современное состояние российской оперы, понимаемой в смысле жанра музыкального театра. Показательно, что они находятся «у руля» театров, расположенных на расстоянии от обеих столиц (однако, ставят повсеместно). В этом видится некий знак времени – именно новому поколению доверено дальнейшее развитие этих коллективов, коллективов с настоящей историей, доверено лидерство, которое прежде всего означает повышенную ответственность. Итак, в майском «Лидер-блоге» - размышления востребованных практиков оперного театра - Вячеслава Стародубцева, Екатерины Василёвой и Филиппа Разенкова. Нам хотелось узнать, что думают они не только о самом понятии «режиссерская опера», но и о позиции главного режиссера, о работе с певцами, о союзе с дирижером, о том, как они видят свою аудиторию…

ВЯЧЕСЛАВ СТАРОДУБЦЕВ. Главный режиссер Новосибирского академического театра оперы и балета, кандидат искусствоведения. Интересно – до назначения Вячеслава этот грандиозный театр с огромной труппой в течение двенадцати лет официально не имел главного режиссера. Начав свое сотрудничество с Новосибирским театром в феврале 2016 года, Вячеслав Стародубцев в союзе с музыкальным руководителем и главным дирижером Дмитрием Юровским в течение года выпустил четыре полномасштабные премьеры («Турандот» Пуччини, «Аиду» и «Бал-маскарад» Верди, «Пиковую даму» - добавив к названию оперы Чайковского слово «Игра»).

DRAMMA PER MUSICA. Для меня оперный театр – это dramma per musica. Сказано это задолго до появления термина «режиссерская опера». Опера – драма через музыку, основа оперы – музыкальная. В драматическом театре основа - это пьеса. Можно при желании ее покромсать, можно что-то добавить, и родится новое произведение. В опере такое сделать достаточно сложно – есть строго математическая структура, в рамках которой ты должен существовать, - музыкальная основа произведения. Я свою режиссерскую концепцию выстраиваю от глубокого погружения именно в музыкальный материал, в композитора, в его биографию, его жизнь, культуру того времени, в исторический контекст и в психологический контекст автора, который написал то или иное произведение. Я люблю «рыть землю» и погружаться  вот в такие глубины, из которых и выходит затем режиссерское решение, и оно соединяется с моим внутренним видением, моим внутренним ощущением. «Задача – «вытащить» из музыки драму, а не придумать свою». Драма уже придумана и воплощена композитором в партитуре. Можно найти другие мотивации, погрузить этот материал в другую художественную эстетику. В «Свадьбе Фигаро» в Михайловском театре мне захотелось сделать красивый костюмированный спектакль, не исключая драматического внутреннего наполнения. Я не придумал ничего нового, я просто посмотрел на  «рококошную» историю, вспомнив увлечение Востоком, которое бытовало в то время, такой «китайщиной», «японщиной», и добавил эстетики восточного театра, Кабуки, Но. И все это как-то очень «легло» на музыку Моцарта, в этом есть моцартианство и его «хулиганство». Мы просто нашли другое эстетическое воплощение, но нигде не пошли «против» музыки.

РЯДОМ С АРТИСТОМ. У меня достаточно большой опыт разных постановок, но в должности главного режиссера я должен понимать, что есть и иные функции и задачи, которые добавляются, как только к слову «режиссер» было добавлено слово «главный». Я считаю, что прежде всего надо развивать всю труппу и каждого конкретного артиста. Может быть, у меня такое понятие сформировалось потому, что я преподавал в ГИТИСе и знаю, что в работе со студентом очень важно понять, а что человек может, как его вести. Для меня сейчас очень важно каждому артисту новосибирской труппы найти именно его собственный путь развития, чтобы не просто эксплуатировать голос определенного свойства в тех или иных партиях.  Это очень важно для меня. Бывают роли, где стопроцентное попадание в амплуа, бывают роли на сопротивление, и когда человек играет «на сопротивление», он растет. Считаю, что мое присутствие рядом с артистом в большинстве случае необходимо уже на стадии разучивания музыкального материала. Чтобы с самого начала работа шла в рамках той музыкально-драматической концепции, которую мы вырабатываем вместе с дирижером Дмитрием Юровским. Потому что если ты не  выстроишь музыкальные рельсы, никакое режиссерское решение «не покатится».

СМОТРЕТЬ НА СВОЙ СПЕКТАКЛЬ РАЗНЫМИ ГЛАЗАМИ. Думая об аудитории оперных спектаклей, я стараюсь использовать подход, которому научил меня Дмитрий Александрович Бертман, а его научил Борис Александрович Покровский. Надо  смотреть на свой спектакль разными глазами – ребенка, старика, глазами театрального критика и глазами человека, первый раз пришедшего в оперу. Я всегда  стараюсь заложить такой объем чтобы было интересно максимальному количеству зрителей, чтобы спектакль при легкости и внешней простоте имел много «слоев», которые и разгадывались бы аудиторией, и воспринимались не только сознанием и логикой, но и сердцем, чувством, бессознательными какими-то факторами нашего восприятия театра, действительности, жизни. Для меня это очень важно.

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ. Мне было важно наладить диалог со зрителем, приходящим именно в Новосибирский оперный театр и в рамках специального образовательного проекта «Открытый НОВАТ» перед каждой премьерой я читал лекции, потом совместно с Дмитрием Юровским и Анной Жаровой мы организовывали открытые диалоги на которых зрители встречаются с звездами нашего театра, главное для нас – это формат диалога. Я заметил, что современные люди практически не ведут живого диалога – все уткнулись в свои смартфоны. Благодаря диалогу рождаются мир и радость, а его отсутствие ведет к непониманию, конфронтации и даже агрессии. Мы часто делаем встречи с дирижерами и музыкантами, солистами оперы и балета. И разговариваем! Думаю, мы достигли определенных результатов – мы знаем своего зрителя, и зритель знает нас.

ГАРМОНИЯ РОЖДАЕТСЯ В КООРДИНАЦИИ. Формируя репертуар, мы думаем о том, что будет развивать наш театр, но не только его труппу, но и зрителя. Важен баланс, гармония рождается в координации. Сейчас у нас много серьезных драматически напряженных опер, хочется добавить легких, комических, которых, я думаю, нашей грандиозной сцене не хватает. Должна быть классическая музыка, современная музыка, разная музыка. Когда в театре грамотно подобран репертуар, наш зритель развивается и мы взрослеем вместе с ним.

С оперными режиссёрами беседовала Надежда КУЗЯКОВА

Фото Эмиля МАТВЕЕВА

Продолжение ►►►►►►

«Музыкальный Клондайк» будет продолжать эту тему. Читайте в следующем номере материал о конкурсе молодых оперных режиссеров «НАНО-ОПЕРА». Представители нашего издания участвуют в работе медиа-жюри, и мы также учредили свой собственный приз!

 

31.05.2017



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей