• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


18.01.2019

ИЕРЕЙ ЕВГЕНИЙ ТРЕМАСКИН: "ПСАЛМЫ И МОЛИТВЫ – ЭТО ПЕСНОПЕНИЯ…"

Создавая в нашей газете рубрику «Арт-пространство», мы прежде всего исходили из того, что существуют художественные, музыкальные явления, которые выходят за рамки собственно творческих событий. Согласитесь, не всякое творческое событие, даже очень яркое, способно сконструировать вокруг себя некую среду, некую реальность, словом, именно пространство, и вовлечь свою аудиторию в него, давая не просто художественное впечатление, а жизненные, духовные ориентиры. Поэтому мы такое внимание стараемся уделять событиям и проектам, в которых велика просветительская, преобразующая составляющая. Удается ли нам это – судить читателям. Но сегодняшний гость нашей рубрики, как нам представляется, максимально соответствует ее задачам, хотя его появление на наших страницах и может показаться немного неожиданным. Священник Евгений Тремаскин – клирик Храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий имени А.С. Хомякова. А еще отец Евгений – известный композитор и музыкант-исполнитель.

- Отец Евгений, как бы вы определили свое творчество в жанровом отношении?

 - Я работал в разных жанрах, но всегда исполнял то, что очень нравилось. Как правило, это были хиты. То есть мне нравилось самое лучшее. Неверно называть «хитами» только те произведения, которые относятся к легкой музыке. Хит может быть в любом стиле – в джазе, роке, классике. Хит - то, что может нас захватить. Но я сам работал, в основном, в  жанре популярной музыки. Суровая статистика показывает – как правило, большинство выбирает для слушания формат трехминутной песни…

- Поясним нашим читателям, что определяющее место в вашем творчестве занимают произведения на священные тексты – псалмы, молитвы… насколько это в принципе можно увязать с популярной музыкой, жанром песни? И как вообще  возможно звучание этих текстов вне церковных стен? Это ведь все равно церковная музыка?

– Давайте начнем с того, что нет такого понятия – литургическая или церковная музыка. Я говорю с православной точки зрения. Это все равно, что «научный атеизм». Какая именно наука доказала, что Бога нет? Существует понятие «церковное пение». В культовом служении используется только инструмент человеческого голоса. Человек – одушевленный инструмент, который славит Бога. Слово «мусикия» трижды упоминается в Ветхом Завете как сопутствующий момент ветхозаветной безысходности, когда Бога еще не было на земле. Это слово имеет свое значение и используется только вне стен храма. Демественное, домовое пение, исполнение со сцены, на улицах – это музыка, а в православном храме есть только пение. И что такое церковное пение – это Слово, окрашенное в звук. Эталоном его является ангельское пение, которого мы не слышим. Отражением этого ангельского пения на Земле является знаменный распев. Отражением знаменного распева является пение обиходное. Отражение обиходного – партесное пение. Отражением партесного, авторского пения является светская музыка. Современная жизнь такова, что в светской музыкальной среде, которая окружает современного человека (мы не говорим сейчас об «островках» академических концертных залов), которая составляет, насаждаемый шоу-бизнесом музыкальный фон жизни всех – от мала до велика, даже отдаленного отражения возвышающего Слова не встретишь. Примитивные конструкции, программирующие на разрушение, что-нибудь типа «рюмка водки на столе», воплощение низменных желаний и столь же низких целей.

- Об этом постоянно очень много говорят… И в чем же выход?

- Можно и нужно доносить Слово, используя привычные слуху самой широкой аудитории музыкальные формы и жанры, те, которые каждый день звучат фоном в теле и радиоэфире, то есть в том виде, который не вызовет отторжения своей необычностью или непривычностью. И в этой привычной, прежде всего для молодежи, форме предлагать абсолютно новое содержание, доносить смыслы, нести просвещение. Немного истории – на Руси образование издавна начиналось с Псалтыри. Это сейчас даже многие постоянные прихожане храмов признаются, что им непонятны эти тексты, а для наших предков с детства это все было понятно. Строй этих текстов просто-напросто пронизывал всю жизнь человека. Псалмы и молитвы – это песнопения. И они пелись и во времена их создания, и во все последующие времена. И пелись на том музыкальном языке, который был характерен для того или иного времени, типичен для той музыкальной среды, современен ей. Например, гласовое пение. Это же народные песни. Иоанн Дамаскин собрал их в Осьмогласник. Святой Василий Великий изучал и применил на практике те формы исполнения, которые были распространены в его время в народе. Почему же сейчас нельзя исполнить псалмы и молитвы на современном музыкальном языке? Можно и нужно. Сразу оговорюсь – разумеется, вне стен храма. В храме пение звучит только каноническое, и, как я уже говорил, без инструментального сопровождения. А что такое псалмы? Это древние песнопения. Никто не знает, как они звучали. Известно лишь одно - пение псалмов не прекращалось никогда.

Мой тройной альбом "ИЕРЕЙ" - это Образовательная Псалтирь на языке современной музыки. Здесь представлены несколько молитв и псалмы царя Давида. Прослушать и скачать альбом в интернете можно на сайте на radioierey.ru

Беседовала Надежда КУЗЯКОВА

Фото из личного архива священника Евгения Тремаскина

18.01.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей