• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


02.05.2017

«ГЛАВНЫЙ АСПЕКТ – ОБЩЕНИЕ»

Борис Матчин

«ГЛАВНЫЙ АСПЕКТ – ОБЩЕНИЕ»

Борис Матчин - основатель и руководитель культурно-просветительского проекта TONALi (Германия). Этот интереснейший комплексный проект соединяет многоэтапный и разноплановый музыкальный  конкурс с конкурсом среди общеобразовательных школ на организацию интерактивного концерта и привлечение своей публики. Немецкий опыт уже достаточно известен, но в Сибири с ним познакомились впервые.

– Борис, хотелось бы узнать, в чем заключаются особенности реализации проекта TONALi в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля?

– В первую очередь, я хочу подчеркнуть феноменальную организацию. У нас есть большой опыт сотрудничества с разными странами, и с первого момента, как только Сибирь откликнулась, мы ощутили высокий профессионализм и заинтересованность и организаторов фестиваля, и самих школьников региона.

– А кто был инициатором проведения Транссибирского TONALi-тура?

– С зачинателями фестиваля Вадимом Репиным и Олегом Белым мы давно знакомы. Несколько лет назад Вадим рассказал мне о планах учредить Транссибирский Арт-Фестиваль. Я сразу спросил, каковы его планы в отношении культурно-просветительской работы, и описал то, чем мы занимаемся, – рассказал, каким мы видим будущее концертного формата, какие силы мы прикладываем для воспитания нового поколения заинтересованной публики.

– Каким образом вы, музыкант со сложившейся исполнительской карьерой, оказались вовлечены в образовательный проект?

– Проект стартовал в 2010 году. Мы организовали его вместе с виолончелистом Амадеусом Темплетоном. Я родился в Москве, окончил музыкальное училище им. Гнесиных, затем последовал переезд за границу. Я путешествовал вместе с инструментом из страны в страну, пока не оказался в Германии. В Гамбурге я основал свой квартет. Почти 20 лет я играл также в симфоническом оркестре, выступал в камерных составах. Часто я задавался вопросом, почему на сцене так много талантливых молодых исполнителей, а в зале так мало талантливой молодой публики? В какой-то момент мы услышали сногсшибальную новость: в Гамбурге будет построен новый концертный зал – Филармония на Эльбе, зал с потрясающей архитектурой и феноменальной акустикой на 2,5 тысячи мест. У нас уже есть один прекрасный зал  с такой же вместимостью. Возник вопрос: а что будет с публикой, кто же заполнит все эти места. Это послужило импульсом нашей активной деятельности по созданию проекта, который вобрал в себя академию, конкурс и фестиваль.

– Вы говорите о воспитании публики, но даете молодым людям возможность примерить на себя роль арт-менеджера. А ведь известно, что принципы менеджмента универсальны. Как можно через овладение навыками арт-менеджмента воспитать публику?

– Есть такой принцип открытой кухни. Если дать ребенку заглянуть в поваренную книгу, сходить вместе с ним в магазин, весь процесс создания еды становится весьма интересным и привлекательным. В этот момент у ребенка возникает «личная связь» с тем, что стоит на столе. Мы использовали этот принцип, «открыли» процессы, необходимые для того, чтобы концерт состоялся. Что такое концерт? Это общественная форма восприятия искусства. Мы живем в то время, когда общее музыкальное воспитание отошло на второй план. Сейчас в общеобразовательных школах часто нет предмета «музыка», в семьях не поют, так что у множества детей отсутствует первый опыт восприятия этого искусства. Мы используем совершенно неожиданный момент – общение между молодыми слушателями и музыкантами в возрасте от 16 до 21 года. В нашем конкурсе каждый год принимают участие 12 исполнителей. Один год это - скрипачи, другой – виолончелисты, третий – пианисты. Каждый из этих двенадцати получает в Гамбурге свою школу-партнера. Для обеих групп – и для музыкантов, и для публики, – мы проводим семинары. Подобные обучающие семинары в феврале прошли в Новосибирске и Красноярске. Молодого музыканта мы учим тому, как представить себя и свое искусство неопытным слушателям, а школьникам объясняем, как можно организовать концерт так, чтобы он был красочен, интересен, интенсивен. Главный аспект здесь – общение.

Участники проекта TONALi Маюми Канагава (скрипка), Ханни Лианг (фортепиано),Фридрих Тиле (виолончель). Фото А.Иванова предоставлено оргкомитетом Транссибирского фестиваля.

Участники проекта TONALi Маюми Канагава (скрипка), Ханни Лианг (фортепиано),Фридрих Тиле (виолончель). 

Фото А.Иванова предоставлено оргкомитетом Транссибирского фестиваля.

– Формат концерта классической музыки, по вашему мнению, должен меняться?

– «Все могло бы быть иначе!» – девиз, который нами движет. Я уверен на 100 процентов, что концерт можно сохранить, только изменив его. Нынешняя форма концерта устоялась в XIX столетии. Современной молодежи нужно преподносить классическую музыку на очень высоком уровне, не теряя то драгоценное, что в ней есть, но при этом мы должны сделать шаг вперед в поиске новых и разнообразных концертных форматов. Можно менять место, рассадку, свет и даже трактовку!

– Вы говорите, что проект в первую очередь, учит людей общаться – музыкантов с публикой, слушателей с исполнителями. Но общение – это тоже искусство…

– Именно этому искусству музыкантов не учили. Но я уверен, что за любым исполнителем находится целое сокровище, море интересных фактов, внутренних переживаний… Они слышны опытному слушателю, но молодежь не в силах различить все эти краски через звучание музыки. Поэтому мы учим молодых исполнителей на специальных курсах ведению концертов, искусству модерации. Это сложно, даже я учусь. Здесь все, как в музыкальном произведении – начало, середина, кульминация, финал. В числе преподавателей – опытные ведущие концертов, форумов, конгрессов.

Подведение итогов проекта TONALi. Учащиеся новосибирских школ, участвующие в проекте. Фото А.Иванова предоставлено оргкомитетом Транссибирского фестиваля.

Подведение итогов проекта TONALi. Учащиеся новосибирских школ, участвующие в проекте.

Фото А.Иванова предоставлено оргкомитетом Транссибирского фестиваля.

– Насколько обширна программа этих семинаров?

– Музыкантов сначала отбирают для участия в академии, после чего собирают в одном из частных университетов Германии. Туда приезжают школьные педагоги, которые решают, будет ли это интересно, понятно школьникам. К ним присоединяются профессионалы, которые знают, как донести мысль до аудитории. После этого в 12 школах Гамбурга организовываются концерты. Это первый опыт общения участников проекта с публикой. Они ведут собственные концерты, рассказывают о себе, о своих увлечениях, о каких-то интересных случаях из собственной жизни, делятся мыслями о той музыке, которую исполняют. Следующий этап – конкурс, который проходит пару месяцев спустя. В этом году соревнуются скрипачи, и мы очень рады, что в жюри -  новосибирская звезда Наталья Прищепенко. Конкурс состоит из трех раундов. Первый – сольный. Промежуточный раунд – ведение концерта. Третий раунд – камерная музыка. После этого жюри выбирает трех финалистов, каждый из которых выступает в сопровождении оркестра в Большом зале Эльбской филармонии. Все 12 школ-участниц борются за места в зрительном зале. Та школа, что соберет максимальное число слушателей, получает культурный приз.

– И что за приз?

– Бывает по-разному. В этом году ребята едут на фестиваль. В прошлом году посещали фабрику Steinway.

– А школы-партнеры меняются?

– Примерно 70% остаются. Мы хотим, чтобы каждая школа работала с нами, как минимум, три года. Чтобы это пустило какие-то корни, что-то начало меняться. С прошлого года мы подключили очередной модуль проекта – летний фестиваль «Классика в твоем районе». Этот фестиваль целиком проектируют школьники вместе с молодыми музыкантами. Мы предоставляем им дома культуры, клубы, даже корабли, в трюме которых тоже проходят концерты классической музыки самых разных форматов! Это своеобразный выпускной экзамен в нашей академии. Классическая музыка выходит за стены концертных залов, звучит в необычной обстановке.

– Но, наверное, юным арт-менеджерам все-же приходится утверждать свои смелые концепции с кураторами?

– Да, за погрузку рояля в трюм корабля отвечаем мы. Но тут, я должен сказать, нам очень повезло, а может быть, идея была настолько свежая. Нам помогают 28 благотворительных обществ, город Гамбург и правительство Германии. И кстати, добавлю, что мы не теряем наших участников из виду. Мы организовали агентство для молодых исполнителей, в которое вливаются не только победители и лауреаты нашего конкурса, но все его участники.

– А каковы перспективы продолжения проекта TONALi в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля?

– Я уверен, что это будет не единичный опыт. У вас прекраснейшая публика, замечательные школьники, которые с таким интересом и азартом подошли к организации этих концертов, что я просто поражен! Мы считаем, что наша музыкальная элита несет ответственность за свою публику. Квинтэссенция нашего проекта выражается в том, что публика тоже должна взять на себя ответственность за своих музыкантов. Если это общение будет двусторонним, я уверен, нам предстоят долгие, интересные, интенсивные годы концертной жизни.

Беседовала Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ

Фото Бориса Матчина из личного архива

02.05.2017



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей