Новости |
«ГЛАВНЫЙ АСПЕКТ – ОБЩЕНИЕ»
«ГЛАВНЫЙ АСПЕКТ – ОБЩЕНИЕ»
Борис Матчин - основатель и руководитель культурно-просветительского проекта TONALi (Германия). Этот интереснейший комплексный проект соединяет многоэтапный и разноплановый музыкальный конкурс с конкурсом среди общеобразовательных школ на организацию интерактивного концерта и привлечение своей публики. Немецкий опыт уже достаточно известен, но в Сибири с ним познакомились впервые.
– Борис, хотелось бы узнать, в чем заключаются особенности реализации проекта TONALi в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля?
– В первую очередь, я хочу подчеркнуть феноменальную организацию. У нас есть большой опыт сотрудничества с разными странами, и с первого момента, как только Сибирь откликнулась, мы ощутили высокий профессионализм и заинтересованность и организаторов фестиваля, и самих школьников региона.
– А кто был инициатором проведения Транссибирского TONALi-тура?
– С зачинателями фестиваля Вадимом Репиным и Олегом Белым мы давно знакомы. Несколько лет назад Вадим рассказал мне о планах учредить Транссибирский Арт-Фестиваль. Я сразу спросил, каковы его планы в отношении культурно-просветительской работы, и описал то, чем мы занимаемся, – рассказал, каким мы видим будущее концертного формата, какие силы мы прикладываем для воспитания нового поколения заинтересованной публики.
– Каким образом вы, музыкант со сложившейся исполнительской карьерой, оказались вовлечены в образовательный проект?
– Проект стартовал в 2010 году. Мы организовали его вместе с виолончелистом Амадеусом Темплетоном. Я родился в Москве, окончил музыкальное училище им. Гнесиных, затем последовал переезд за границу. Я путешествовал вместе с инструментом из страны в страну, пока не оказался в Германии. В Гамбурге я основал свой квартет. Почти 20 лет я играл также в симфоническом оркестре, выступал в камерных составах. Часто я задавался вопросом, почему на сцене так много талантливых молодых исполнителей, а в зале так мало талантливой молодой публики? В какой-то момент мы услышали сногсшибальную новость: в Гамбурге будет построен новый концертный зал – Филармония на Эльбе, зал с потрясающей архитектурой и феноменальной акустикой на 2,5 тысячи мест. У нас уже есть один прекрасный зал с такой же вместимостью. Возник вопрос: а что будет с публикой, кто же заполнит все эти места. Это послужило импульсом нашей активной деятельности по созданию проекта, который вобрал в себя академию, конкурс и фестиваль.
– Вы говорите о воспитании публики, но даете молодым людям возможность примерить на себя роль арт-менеджера. А ведь известно, что принципы менеджмента универсальны. Как можно через овладение навыками арт-менеджмента воспитать публику?
– Есть такой принцип открытой кухни. Если дать ребенку заглянуть в поваренную книгу, сходить вместе с ним в магазин, весь процесс создания еды становится весьма интересным и привлекательным. В этот момент у ребенка возникает «личная связь» с тем, что стоит на столе. Мы использовали этот принцип, «открыли» процессы, необходимые для того, чтобы концерт состоялся. Что такое концерт? Это общественная форма восприятия искусства. Мы живем в то время, когда общее музыкальное воспитание отошло на второй план. Сейчас в общеобразовательных школах часто нет предмета «музыка», в семьях не поют, так что у множества детей отсутствует первый опыт восприятия этого искусства. Мы используем совершенно неожиданный момент – общение между молодыми слушателями и музыкантами в возрасте от 16 до 21 года. В нашем конкурсе каждый год принимают участие 12 исполнителей. Один год это - скрипачи, другой – виолончелисты, третий – пианисты. Каждый из этих двенадцати получает в Гамбурге свою школу-партнера. Для обеих групп – и для музыкантов, и для публики, – мы проводим семинары. Подобные обучающие семинары в феврале прошли в Новосибирске и Красноярске. Молодого музыканта мы учим тому, как представить себя и свое искусство неопытным слушателям, а школьникам объясняем, как можно организовать концерт так, чтобы он был красочен, интересен, интенсивен. Главный аспект здесь – общение.
Участники проекта TONALi Маюми Канагава (скрипка), Ханни Лианг (фортепиано),Фридрих Тиле (виолончель).
Фото А.Иванова предоставлено оргкомитетом Транссибирского фестиваля.
– Формат концерта классической музыки, по вашему мнению, должен меняться?
– «Все могло бы быть иначе!» – девиз, который нами движет. Я уверен на 100 процентов, что концерт можно сохранить, только изменив его. Нынешняя форма концерта устоялась в XIX столетии. Современной молодежи нужно преподносить классическую музыку на очень высоком уровне, не теряя то драгоценное, что в ней есть, но при этом мы должны сделать шаг вперед в поиске новых и разнообразных концертных форматов. Можно менять место, рассадку, свет и даже трактовку!
– Вы говорите, что проект в первую очередь, учит людей общаться – музыкантов с публикой, слушателей с исполнителями. Но общение – это тоже искусство…
– Именно этому искусству музыкантов не учили. Но я уверен, что за любым исполнителем находится целое сокровище, море интересных фактов, внутренних переживаний… Они слышны опытному слушателю, но молодежь не в силах различить все эти краски через звучание музыки. Поэтому мы учим молодых исполнителей на специальных курсах ведению концертов, искусству модерации. Это сложно, даже я учусь. Здесь все, как в музыкальном произведении – начало, середина, кульминация, финал. В числе преподавателей – опытные ведущие концертов, форумов, конгрессов.
Подведение итогов проекта TONALi. Учащиеся новосибирских школ, участвующие в проекте.
Фото А.Иванова предоставлено оргкомитетом Транссибирского фестиваля.
– Насколько обширна программа этих семинаров?
– Музыкантов сначала отбирают для участия в академии, после чего собирают в одном из частных университетов Германии. Туда приезжают школьные педагоги, которые решают, будет ли это интересно, понятно школьникам. К ним присоединяются профессионалы, которые знают, как донести мысль до аудитории. После этого в 12 школах Гамбурга организовываются концерты. Это первый опыт общения участников проекта с публикой. Они ведут собственные концерты, рассказывают о себе, о своих увлечениях, о каких-то интересных случаях из собственной жизни, делятся мыслями о той музыке, которую исполняют. Следующий этап – конкурс, который проходит пару месяцев спустя. В этом году соревнуются скрипачи, и мы очень рады, что в жюри - новосибирская звезда Наталья Прищепенко. Конкурс состоит из трех раундов. Первый – сольный. Промежуточный раунд – ведение концерта. Третий раунд – камерная музыка. После этого жюри выбирает трех финалистов, каждый из которых выступает в сопровождении оркестра в Большом зале Эльбской филармонии. Все 12 школ-участниц борются за места в зрительном зале. Та школа, что соберет максимальное число слушателей, получает культурный приз.
– И что за приз?
– Бывает по-разному. В этом году ребята едут на фестиваль. В прошлом году посещали фабрику Steinway.
– А школы-партнеры меняются?
– Примерно 70% остаются. Мы хотим, чтобы каждая школа работала с нами, как минимум, три года. Чтобы это пустило какие-то корни, что-то начало меняться. С прошлого года мы подключили очередной модуль проекта – летний фестиваль «Классика в твоем районе». Этот фестиваль целиком проектируют школьники вместе с молодыми музыкантами. Мы предоставляем им дома культуры, клубы, даже корабли, в трюме которых тоже проходят концерты классической музыки самых разных форматов! Это своеобразный выпускной экзамен в нашей академии. Классическая музыка выходит за стены концертных залов, звучит в необычной обстановке.
– Но, наверное, юным арт-менеджерам все-же приходится утверждать свои смелые концепции с кураторами?
– Да, за погрузку рояля в трюм корабля отвечаем мы. Но тут, я должен сказать, нам очень повезло, а может быть, идея была настолько свежая. Нам помогают 28 благотворительных обществ, город Гамбург и правительство Германии. И кстати, добавлю, что мы не теряем наших участников из виду. Мы организовали агентство для молодых исполнителей, в которое вливаются не только победители и лауреаты нашего конкурса, но все его участники.
– А каковы перспективы продолжения проекта TONALi в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля?
– Я уверен, что это будет не единичный опыт. У вас прекраснейшая публика, замечательные школьники, которые с таким интересом и азартом подошли к организации этих концертов, что я просто поражен! Мы считаем, что наша музыкальная элита несет ответственность за свою публику. Квинтэссенция нашего проекта выражается в том, что публика тоже должна взять на себя ответственность за своих музыкантов. Если это общение будет двусторонним, я уверен, нам предстоят долгие, интересные, интенсивные годы концертной жизни.
Беседовала Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ
Фото Бориса Матчина из личного архива
02.05.2017
Анонсы |
-26.04.24-
-26.04.24-
-02.05.24-
-07.05.24-