• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


21.07.2016

КОНСТАНТИН ИВАНОВ: «СЕГОДНЯ ТРУППА ГОТОВА КО ВСЕМУ»

Константин Иванов

Константин Иванов:

«Сегодня труппа готова ко всему»

Балетом Сергея Прокофьева «Золушка» закончились гастроли Марийского балета в Москве, проходившие в рамках проекта «Летние балетные сезоны 2016». Второй год подряд труппа под руководством заслуженного артиста России, народного артиста Республики Марий Эл Константина Иванова собирает аншлаги и заставляет говорить о себе всех московских балетоманов.

- Константин Анатольевич, Марийский театр оперы и балета имени Эрика Сапаева - единственный региональный театр, который второй год подряд приезжает в Москву на гастроли. Ощущения остались прежними?

 - В прошлом году мы приехали впервые за 43 года, и, конечно же, очень волновались. К счастью, всё для нас прошло очень хорошо: и публика приняла (не только иностранная, которой достаточно много в Москве в летний период, но и постоянные зрители «балетных сезонов»), и мои коллеги по Большому театру. В этом году всё проходит по накатанной, мы уже знаем, какие сложности могут быть, и готовы к ним. Сразу хочется поблагодарить организаторов за хорошую работу, РАМТ - за гостеприимство, администраторов «Летних сезонов» - за чуткое отношение.

- Как формировался гастрольный репертуар? В прошлом году одним из спектаклей, которые вы привезли, стал «Мастер и Маргарита». В этом году мы увидели только классику.

 - Количество спектаклей осталось неизменным – их было 6. А полностью классический репертуар - требования организаторов. В этом году советовались по поводу «Корсара», видимо, на предыдущих фестивалях кто-то неудачно выступил с этой постановкой. У нас немного другая версия: мы оставили самые яркие места, естественно, не нарушая ход действия, а только ускоряя его. Спектакль получился компактным, зрелищным и очень танцевальным. Результат в полной мере оценила публика – в зале аншлаг и долгие овации.

 - Расскажите о своей «домашней» театральной жизни. Я знаю, что она у вас очень интенсивная: вы переехали в новое здание, у вас огромный репертуар, через два года у театра юбилей. Есть ли уже какие-то намётки к предстоящему событию?

- Я уже 15 лет руковожу театром, и мы планомерно идём к юбилейному сезону. Репертуар, действительно, огромный, легче назвать то, чего у нас нет. Поэтому я очень рад, что к юбилею мы крепко стоим на ногах. И, конечно, в этот год будут показаны самые яркие спектакли, которые у нас есть. Абсолютно все постановки мы просто не успеем прокатать не только из-за их количества, но ещё и в связи с плотным гастрольным графиком. Конечно, будет Гала-концерт - на него мы пригласим театры, с которыми давно дружим: Нижний Новгород, Ижевск, Сыктывкар, Чебоксары и Казань.

Мастер и Маргарита балет Марийский театр оперы и балета

Фото с сайта Марийского театра театра оперы и балета, сцена из спектакля "Мастер и Маргарита"

Обычно спрашивают про премьеры, так вот, мы ежегодно выпускаем 4-6 новых спектаклей, обязательно включая оперный, балетный, оперетту и детский. Просто сейчас столько всего сделано, что приходится задумываться, насколько нужен тот или иной спектакль. Ближайшая премьера состоится в сентябре: балет «Чипполино» в постановке Генриха Александровича Майорова.

- Помимо детских спектаклей, что ещё вы предлагаете самым юным зрителям?

 - С детьми мы работаем очень активно. У нас идут концерты-лектории, недавно поставили прокофьевского «Петю и волка», впереди, естественно, ждёт новогодняя детская сказка. В репертуаре театра три детских балета, причём таких, которые нигде не идут: это «Цветик-семицветик», «Тимур и его команда, или Герой нашего времени» и балет «Василиса Прекрасная» на музыку Римского-Корсакова, в котором, в том числе, принимают участие учащиеся и студенты отделения «Хореографическое искусство» колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая.

 - То есть, у вас есть свой кадровый резерв?

 - У нас очень стабильная труппа. Именно благодаря тому, что мы в 1999 году открыли свою профессиональную балетную школу, труппа практически на 98% состоит из её выпускников. Я не езжу по стране и никого не переманиваю. Раньше, если я на конкурсе видел кого-нибудь раз в 5-6 лет, я мог пригласить, но на протяжении последних 8 лет этого не было.

Константин Иванов 

- Кстати, об участии в конкурсах и фестивалях. Вы отпускаете своих артистов «людей посмотреть, себя показать»?

 - Мы охотно участвуем в конкурсах, потому что это, во-первых, стимулирует артиста, а, во-вторых, и публика, и критики, и профессионалы, которые присутствуют на этих конкурсах, на забывают, что существует Марийский балет. У нас сейчас большая радость – ведущая солистка балетной труппы театра Екатерина Байбаева буквально накануне московских гастролей завоевала серебро на Международном конкурсе артистов балета «Молодой балет мира» в Сочи, который проводит знаменитый балетмейстер Юрий Николаевич Григорович.

А в нашем театре есть фестиваль оперно-балетного искусства «Зимние вечера». В апреле вот уже более 10 лет проходит единственный в мире балетный фестиваль в честь Галины Сергеевны Улановой. И фестиваль «Летние сезоны», на котором мы демонстрируем спектакли под открытым небом. В двухстах километрах от Йошкар-Олы на берегу Волги стоит замечательный Шереметевский замок. На фоне естественных декораций в этом году разворачивались события «Ромео и Джульетты», в прошлом - «Лебединого озера». Ещё спектакли фестиваля проходят в центре города на Патриаршей площади, где мы, собственно, и закрыли сезон премьерой оперы П.И. Чайковского «Иоланта».

 - Легко ли прижился у вас формат open air?

 - Он не просто прижился - его ждут! Я очень рад, что через подобный формат в театр пришло много новой публики, в том числе и молодёжной.

Лебединое озеро Летние сезоны РАМТ 

- Ваши спектакли традиционны в самом лучшем и превосходном смысле этого слова. Это целенаправленная политика?

 - Безусловно. Я резко отрицательно отношусь к попыткам перенести классический спектакль в другую эпоху или каким-то другим подобным образом «осовременить» его, тут даже говорить нечего. У нас, к сожалению, пока нет авторов, создавших такую же великую музыку, которая останется в веках, про нашу современную жизнь, современные взаимоотношения. Но я двумя руками защищаю именно классику. Её, конечно, можно развивать. Даже когда мы ставим классические балеты, я вношу какие-то коррективы: усиливаю мужской танец, ввожу новых персонажей, даю больше лексики, потому что на сегодняшний день ребята с этим справляются. И, соответственно, спектакль поднимается на новый уровень. Сейчас заниматься сохранением драмбалета, на мой взгляд, не надо. Мир уже другой, и балет должен становиться немножечко другим. Я – за сюжетно-действенный балет, чтобы было как можно меньше мизансцен и как можно больше танца.

 - Что сегодня не под силу Марийскому балету? За какие спектакли вы бы не взялись?

 - Я знаю, что сегодня труппа готова ко всему. Но, к сожалению, некоторые проекты не позволяет осуществить банальная нехватка средств. Очень бы хотелось, чтобы у нас поставил спектакль Борис Яковлевич Эйфман. Я его большой поклонник и, будучи солистом Большого театра, танцевал премьеру «Русского Гамлета» – Павла I. Это одна из самых интересных работ в моей жизни. Хотя я перетанцевал всего Григоровича, преклоняюсь перед ним и его спектаклями, но работа с Эйфманом поразила меня настолько, что до сих пор - мурашки по коже.

 - Одной из «изюминок» республиканских театров, как правило, являются спектакли национальные, основанные на местном фольклоре. Опера «Акпатыр» идёт на сцене театра с 1963 года.

 - У нас есть и балет – «Лесная легенда» на музыку Анатолия Борисовича Луппова. В 2005 году вышла его новая версия. Анатолий Борисович в своё время написал три балета: «Лесная легенда», «Замок Шеремета» и «Прерванный праздник». И, когда я приступал к работе, я обратился к нему с просьбой – скомпилировать музыку из других спектаклей и тем самым усилить «Лесную легенду». Из трёх балетов были выбраны самые лучшие музыкальные фрагменты. Единственное, что после переезда мы ещё ни разу этот спектакль не показывали, потому что нужно адаптировать декорации. В новом здании сцена гораздо больше. Но на следующий год мы сделаем это обязательно. «Лесная легенда» пользуется огромным успехом у зрителей. Кстати, в национальных республиках есть такая проблема, что на национальные оперы не очень охотно ходят зрители, потому что не все являются носителями языка. А балет – совсем другое дело. Тем более, он правильно структурирован и решён абсолютно как классический спектакль.

 - Константин Анатольевич, ещё раз примите искреннюю благодарность театру от лица всех, успевших посетить ваши великолепные спектакли. Мы ждём вас обязательно на следующий год! А для тех, кто собирается посетить Марий Эл, хочу сказать, что первая достопримечательность в списке – это Марийский театр оперы и балета имени Эрика Сапаева.

Беседовала Елена Александрова

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта «Летние балетные сезоны»

21.07.2016



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей