• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


06.07.2016

ЕЛЕНА ПРИВАЛОВА-ЭПШТЕЙН: «ФЕСТИВАЛЬ ДОСТИГ ТВОРЧЕСКОЙ ВЕРШИНЫ»

Елена Привалова-Эпштейн: «Фестиваль достиг творческой вершины»

Елена Привалова-Эпштейн:

«Фестиваль достиг творческой вершины»

Каждое лето перед меломанами вплотную встаёт вопрос: как переждать летнее концертное затишье? Не секрет, что в это время любимые концертные залы и театры закрываются, а артисты и оркестры либо гастролируют, либо отдыхают в отпусках… Но желание послушать живую классическую музыку в исполнении мастеров не исчезает. Меломанам Москвы везёт – вот уже седьмой год на территории чудесного парка Кусково в антураже величественного Большого Дворца проходит фестиваль «Органные вечера в Кусково». И не просто «проходит», а с каждым годом становится привлекательнее и интереснее. О том, как удаётся не только сохранить, но и развивать фестиваль в этих непростых для любого продюсера и арт-менеджера «кризисных» условиях, мы и поговорили с его бессменным организатором и руководителем (а также автором идеи) органисткой Еленой Приваловой-Эпштейн. Беседа с Еленой уже стала доброй традицией: из года в год наше издание с удовольствием освещает этот замечательный проект. Добавим только, что совсем недавно Елена стала мамой и руководит проведением фестивальных мероприятий издалека, однако по-прежнему всё работает как часы, а количество программ по сравнению с прошлым сезоном увеличилось: в этом году их 35. 

Елена Привалова-Эпштейн Органные вечера в Кусково

-Елена, если сравнить нынешний фестиваль с первым, когда Вы только начинали, какие отличия бросаются в глаза? Помните, как прошёл первый сезон?

- Конечно, помню. «Органные вечера в Кусково» для меня – как первый ребёнок: я к нему так же трепетно отношусь. Конечно, не сравнить с моей дочкой Амели (улыбается), но всё равно этот фестиваль для меня чрезвычайно важен, и я помню каждый сезон, а первый особенно. Это был пробный камень, мой первый самостоятельный проект. Я, конечно, делала его не одна – мне помогала Ульяна Мартынова, тем не менее, и идеей, и программой занималась сама. Пожалуй, главное отличие – первый фестиваль был молодым, юным и с точки зрения организации, и с точки зрения исполнительского мастерства – в нём выступали студенты, аспиранты Московской консерватории, Академии им.Гнесиных, а из «серьёзных» музыкантов участвовал только Константин Волостнов. Сейчас это фестиваль взрослых, маститых, талантливых, выдающихся российских музыкантов и даже гостей из-за рубежа.

Алексей Шевченко

Профессиональный уровень фестиваля значительно вырос: в нём принимают участие Алексей Шмитов, Александр Удальцов, Фёдор Строганов, Алексей Шевченко, уже состоявшиеся музыканты.  Но вырос не только профессионализм исполнителей. Например, в первом фестивале играла Олеся Кравченко, тогда она ещё была студенткой Московской консерватории, а теперь она самая стильная и модная российская органистка, известная по всей России. Когда я вижу её фотографии с концертов, поражаюсь, насколько артистически она подходит к своему амплуа. Это большая редкость, поскольку органисты, как правило, – обычные «серые мышки», не обращающие внимания на свой внешний вид.

Александр Листратов

-Помню-помню, как Вы заметили в прошлом интервью, что публика редко видит органиста: органисты спрятаны где-нибудь на верхотуре или сидят спиной к зрителю…

-Да, именно. А Олеся ломает этот стереотип внешнего незаметного облика органиста, и я этому очень рада. Или Анастасия Черток, которая принимала участие в первом фестивале, потом мы потеряли с ней связь, а сейчас она снова у нас появилась и уже играла с Алексеем Лундиным, одним из лучших российских скрипачей. У Анастасии впереди ещё один концерт (13 июля) с солисткой Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Натальей Мурадымовой. Когда я проверяла, есть ли какие-то слабые программы в этом году – оказалось, их нет! Остались программы с молодыми участниками, но я всегда специально слежу за тем, чтобы в нашем фестивале наряду с маститыми серьёзными музыкантами, о которых я уже говорила, выступала молодёжь: это и Анна Орлова, лауреат многих конкурсов, очень талантливая органистка (она в более юном возрасте уже играла у нас), и Иван Царёв, новый участник, он ещё студент Мерзляковки, и Мария Лесовиченко, замечательная органистка, окончившая в этом году консерваторию. Конечно, молодые органисты и раньше принимали участие в фестивале, но, мне кажется, сейчас их уровень вырос не только с точки зрения техники, какая-то взрослость игры наблюдается. И это невозможно не заметить. Поэтому концерты, в которых выступают молодые органисты, нельзя назвать «слабыми». 6 августа Анна Орлова, кстати, будет выступать с хорошо Вам знакомым альтистом Сергеем Полтавским. Будет уникальная программа – «Испанские безумства».

Сергей Полтавский

-Да-да, я уже взяла на заметку.

-Они выступят в квартете с Натальей Береславцевой, флейтисткой, и Олегом Бойко, гитаристом. Это одна из интереснейших программ в фестивале. И, продолжая тему - отличие первого фестиваля от седьмого – я бы заметила, что и публика изменилась. Дело в том, что на первом фестивале к нам в основном приходили случайные зрители и гости музыкантов. Бывало и такое, что в зале сидели 30-40 человек. К сожалению, в этом году и на нас кризис сказался, и не на всех концертах бывают аншлаги, но самое главное – у нас поменялась публика. На нас стала ходить профессиональная академическая публика, которая ходит в Малый зал консерватории, Концертный зал Чайковского. Мне кажется, это одно из моих главных достижений, что наш фестиваль с электронным органом (Вы же понимаете, что электронный орган – это компромисс) стал привлекательным для тех, кто привык посещать концерты в серьёзных академических залах.

Представьте, едут так далеко, на окраину города, это всё-таки не Большой зал консерватории… Чтобы доехать до Кусково, надо приложить усилия. В июне была сплошь плохая погода, я думаю, это тоже влияло на то, что в начале фестиваля у нас не было аншлагов. Не везло нам: что ни концерт, то дождь. И даже бывало, что с предварительно купленными билетами люди не доходили, а что уж говорить о тех, кто день в день обычно покупает билет перед началом концерта. Но всё равно у нас значительно выросла аудитория, много пишут положительных отзывов, и с удовольствием выкладывают фотографии. Есть и постоянные слушатели, которые ходят практически на каждый концерт. 

-Какие новые имена ещё появятся в афише седьмого фестиваля?

-Один из самых ярких концертов фестиваля состоится 17 августа с участием легендарной органистки Евгении Лисицыной. Пожалуй, Евгению Владимировну можно смело назвать «звездой советской органной музыки». Если кто-то раньше интересовался органной музыкой или собирал старые виниловые пластинки, это имя им будет, конечно, знакомо. С Евгенией Владимировной я познакомилась здесь, в Риге, она принимает участие в моих концертах в Церкви св. Павла. И я с удовольствием пригласила её в Москву, выступить в «Органных вечерах в Кусково».

-Скажите честно, к Вам исполнители приходят с уже готовыми программами или Вы сами составляете программу каждого концерта? В этот раз много камерного ансамблевого исполнительства, причем в самых необычных сочетаниях инструментов.

-Дело в том, что у нас уже сформировался определённый пул участников фестиваля, которых я приглашаю из года в год. Обычно я прошу присылать программы, из которых потом выбираю самые интересные. В этом году, действительно, просто невероятное разнообразие ансамблей с органом. Такого раньше не было! От традиционных скрипки, виолончели и сопрано до совершенно необычных, таких, как маримба, терменвокс, пан-флейта, саксофон. Каждый концерт уникальный, повторений фактически нет. Да, скрипка выступает несколько раз, но со скрипкой вообще получилось забавно: когда я сформировала фестиваль, вдруг обнаружила, что у нас нет ни одной программы со скрипкой! Я спешно попросила Анастасию Черток выступить со скрипачом Алексеем Лундиным, у них прекрасный и слаженный дуэт. 

29 июля будет ещё один концерт со скрипкой, с участием органистки Юлии Драгинды, которая окончила Московскую консерваторию, но сейчас живёт в Штутгарте. С ней выступит скрипачка Екатерина Белая, которая работает в оркестре Юрия Темирканова в Санкт-Петербурге (а до этого жила в Америке и работала там в оркестрах). Очень сильно вырос уровень музыкантов, принимающих участие в нашем фестивале – Олеся Ростовская (терменвокс), Оксана Лесничая (сопрано), Петр Главатских (маримба), арфистки Анна Шкуровская и Нина Гвамичава, гитаристы Екатерина Пушкаренко и Дмитрий Мурин и многие другие. 

Когда я вижу отзывы, понимаю, что этот проект – определённая вершина моего организаторского творчества, и я даже не уверена, удастся ли мне сделать когда-либо лучший фестиваль. Для этого нужны очень серьёзные финансовые вливания. Но на том уровне, на котором мы имеем возможность его проводить, фестиваль уже достиг творческой вершины. Кстати, в июне был один из лучших концертов фестиваля – орган и маримба, Фёдор Строганов играл с Петром Главатских. Пётр, помимо маримбы, играл на джамбо и на тамбурине. Концерт назывался «Звуки Вселенной» и, помимо известных переложений, музыканты исполняли композиции Фёдора Строганова для маримбы и органа. Тот концерт был уникален тем, что Фёдор импровизировал и вызывал из зала муз для вдохновения. Получилось очень необычно и интересно. 

Также с огромным успехом состоялся концерт, пожалуй, нашего лучшего российского органиста Алексея Шмитова. Алексей Михайлович блестяще исполнил программу «Мир органной токкаты» и публика отблагодарила его стоячей овацией. С аншлагом прошло выступление Олеси Ростовской (терменвокс) и Марианны Высоцкой (орган). Я постаралась, чтобы все программы были интересны как слушателям, которые впервые попадут на концерт (а таких всё равно очень много), так и профессиональной публике, которая постоянно ходит на концерты и ждёт новинок.

Алексей Шмитов

-Кстати, о новинках. Будут ли представлены в этом сезоне музыкальные раритеты?

-Да, например, в концерте, который уже состоялся 11 июня, солисты барочной капеллы «Золотой век» Алексей Шевченко и Мария Успенская исполнили красивейшую сонату Маттезона для клавесина и органа и произведения Мюттеля. Их сольные программы всегда отличаются тем, что наряду с шедеврами в них включены малоизвестные раритеты. 15 июля солисты «Золотого века» будут выступать трио (Мария Успенская – рояль, Алексей Шевченко – орган, Александр Листратов –  виолончель), и исполнят трио Рейнхарда, немецкого композитора, для фортепиано, фисгармонии и виолончели. В данном случае партия фисгармонии будет исполнена на органе. Электронный орган лучше всего имитирует романтическую фисгармонию. Эта музыка – красивейшая, она в стиле музыки Микаэла Таривердиева, «Детей капитана Гранта», как «душа нараспашку». При таком необычном составе это произведение исполняют достаточно редко. 

-У вас даже вокальный ансамбль «Интрада» выступает?

-Да, они представят программу из «Мотетов» Иоганна Себастьяна Баха. Я очень рада, что этот ансамбль участвует в нашем фестивале, думаю, это также сильно повышает его уровень, задаёт определённую планку. Аккомпанировать будет Мария Лесовиченко, о которой я уже упоминала, как о молодой, очень талантливой органистке. Она также исполнит сольные органные сочинения Баха. Вообще, завершение фестиваля пройдёт на кульминации: сначала 17 августа – программа с Евгенией Лисицыной, 24 августа выступает «Интрада», 26 августа Людмила Фраёнова будет играть на скрипке и петь…

Федор Строганов

-Как, одновременно?

-Да, вот такая девушка (улыбается). Сопрано и скрипка. Ну, и закрытие фестиваля состоится 27 августа с «Antonio-orchestra».

-Расскажите о нём подробнее, что это за оркестр?

-Это молодой коллектив под управлением флейтиста Антона Паисова, неоднократно принимавшего участие в нашем фестивале. И в заключительном концерте Антон, помимо управления оркестром, также выступит в роли флейтиста, а Олеся Кравченко исполнит партию бассо-континуо во «Временах года» Вивальди и сыграет соло на органе. 

-В Риге, где Вы сейчас постоянно проживаете, несмотря на рождение ребёнка, продолжаете исполнительскую и продюсерскую деятельность. Как Вам это удаётся?
-Затруднительно (смеётся). Но я играю в знаменитом Домском соборе каждый месяц концерт-пикколо. Часто выступаю в своей церкви Святого Павла, в которой установлен замечательный орган фирмы Walker. С конца 2015 года стала в этой церкви проводить регулярные концерты и мой организаторский опыт, полученный в России, здесь также пригодился. В Латвии многое сделать гораздо проще, люди более открыты. К примеру, меня часто приглашают на Латвийское радио, были передачи о Бахе, Мендельсоне. Когда дочка подрастёт, возобновим эти встречи.

-Возвращаясь к «Органному фестивалю в Кусково», планируете продолжать этот проект? Будет и восьмой, и девятый, а там, глядишь, и до юбилейного дойдёт?

- Обязательно! Надеюсь, в следующем году уже сама открывать восьмой фестиваль. Главное, чтобы всё в Кусково было хорошо, чтобы замечательный директор Сергей Владимирович Авдонин продолжал руководить музеем. Ему и администратору музея Юрию Борисовичу Степанову я очень благодарна за наше семилетнее сотрудничество. 

Ирина ШЫМЧАК

Фото автора и Татьяны СОКОЛОВОЙ

 

06.07.2016



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей