Новости |
ЛЮКА ДЕБАРГ: «Я ХОЧУ ИСКАТЬ ПОТРЯСЕНИЯ И НАСЛАЖДАТЬСЯ КРАСОТОЙ…»
Люка Дебарг:
«Я хочу искать потрясения и наслаждаться красотой…»
Вечером 29 июня Большой зал консерватории с трудом вместил всех слушателей – они стояли в проходах, сидели на ступеньках, лежали под дверьми. Во многом потому, что вечерние прослушивания на XV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского открывал 24-летний Люка Дебарг – пианист тонко чувствующий, незаурядно мыслящий и поражающий вдохновенной свободой своих интерпретаций с первых нот, всерьез и сразу. Пробравшись сквозь толпу поклонников, мы побеседовали с музыкантом после его финального выступления.
Итак, представляем Гостя июльского номера «Музыкального Клондайка» – французского пианиста, ставшего сенсацией юбилейного конкурса им. П.И.Чайковского ЛЮКУ ДЕБАРГА.
– Как Ваши впечатления?
- Они так свежи, что пока их трудно собрать вместе и сформулировать словами. В финале я сыграл так, как чувствую. А что получилось, нет — решать публике и членам жюри.
Странно, но сегодня ко мне многие подходят и спрашивают, как я, что думаю. А мое отношение к музыкальному произведению подобно тому, как относятся к любимому человеку. Мужчину никто никогда не спрашивает, что он думает, если рядом с ним спит его любимая женщина. Мне очень повезло играть на конкурсе. Может быть, это и есть счастье — то, что я переживаю сейчас?
– Что значит для Вас правильно сыграть произведение?
- Найти правду в звуках и не лгать себе во время исполнения. Такие поиски для меня — это каждодневная работа. И я всегда стараюсь находить особые звучания частей, фраз и отдельных нот.
– Со стороны кажется, что Вы заново сочиняете…
- Я очень четко представляю себе образы. Стараюсь бережно сохранить их в памяти. А главное — не переставать удивляться внутренней красоте произведения.
– Для Вас исполнение — это закрытый процесс?
- Да. И его можно сравнить с живописью. Когда художник рисует, его шедевр виден лишь после окончания работы. То же самое происходит в музыке. Можно проспать весь концерт, но, увидев музыкальное чудо, как будто открыть для себя Эверест.
Я не могу одновременно думать и играть. Если я думаю, то закрываюсь. Уверен, что невозможно создавать музыку и параллельно размышлять о своих действиях. Вообще о том, как играть, всегда сложно рассказывать, но легко показывать. Люблю выходить к роялю, концентрироваться, стараться находить правдивые ощущения и контролировать свои эмоции, чтобы прозвучали верные обертоны. Когда так не получается, я очень расстраиваюсь и чувствую себя разбитым около часу. Всегда нужно погружаться в звуки, чтобы создавать творческую атмосферу.
– По Вашим ощущениям, какова атмосфера конкурса?
- Она переменчива. Я волновался, когда многие участники отлично сыграли на первом туре. Помню, как тяжело занимался изо дня в день, радовался собственным успехам, как переживал.
– Скажите, а в каком режиме Вы занимаетесь?
- Я стараюсь играть каждый день на фортепиано, но это не всегда удается. Иногда мне нужно несколько дней для отдыха, иногда меня трудно оттащить от рояля (смеется).
– Были какие-то особые принципы, когда выбирали конкурсную программу?
- Только то, что мне нравились все произведения. Я не сыграл ни одного сочинения в Большом зале Московской консерватории, которое бы не любил.
– Вы стали играть джаз после 24-го концерта Моцарта, потому что нравится?
- Потому что он звучит ярко и вносит жизнь. Джазовые импровизации – вообще очень умная музыка. Некоторые считают ее ниже классики, но я думаю иначе. Классическая музыка часто говорит нам о смерти. Джаз — о том, что жизнь сменит смерть, и она прекрасна, хоть и неминуема.
Лично мне нравится наблюдать за чередованием гармоний, выстраиванием формы в джазе. Думаю, что он хорошо звучит после Моцарта. Здорово было бы сейчас забыть об этом финале — сыграть или послушать джаз.
– Говорят, что Вы исполняете русскую музыку с таким же трагизмом, как русский пианист.
- Я очень люблю русскую музыку и литературу. Возможно, поэтому возникло такое мнение, и оно мне приятно. На втором туре я играл сонату Николая Метнера. Это одна из моих самых любимых сонат. Мне также нравятся сочинения Александра Скрябина, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева. Если говорить о литературе, то раньше я много читал произведений Антона Чехова, Федора Достоевского, Владимира Набокова. Сейчас мне хотелось бы сфокусироваться на том, что играю. И, к сожалению, читать так часто, как бы хотелось, у меня не получается.
– Знаю, что Вы учились на литературном факультете Парижского университета. А почему решили заняться музыкой?
- Произошла обычная история. И все случилось естественно, само собой. Я слушал в записи музыкальные произведения. Однажды отец принес к нам домой электронное пианино. Я начал играть на нем. Потом стал подбирать по слуху симфонии Моцарта и концерты Баха. Решил брать частные уроки у разных педагогов. Бросил занятия музыкой и опять к ним вернулся. Тогда я встретил, к счастью, своего педагога (Рена Шерешевская — профессор Парижской высшей школы музыки имени Альфреда Корто и консерватории города Руэль-Мальмезон — прим. автора), который сказал мне, что я смогу создавать музыку сам, если начну заниматься систематически.
– Многие в 20 лет уже заканчивают фортепианную карьеру, а Вы только начали. Не было страшно?
-Каждый из нас чего-то боится. Даже тогда, когда он переходит с одной стороны улицы на другую. Опасности есть повсюду, и, наверное, я был бы страшно закомплексованным человеком, если бы не эта самая музыка. Где Вы черпаете силы и вдохновение? Что делает Вашу жизнь лучше? Мне кажется, именно музыка дает нам душевную теплоту и то, что отсутствует в нашей реальной жизни.
– У Вас много поклонников в России. А кто поддерживает Вас во Франции?
- Со мной на конкурс приехал мой педагог. И я всегда чувствовал мост между странами, благодаря ее присутствию в зале. Наверное, меня поддерживают некоторые друзья, узнавшие, что я прошел в финал. Хотя они живут в своем мире, своими проблемами. Возможно, что им и нет дела до этого конкурса и меня.
– Вы не назвали родителей — случайность?
- Они меня не поддерживают. Мне странно, что их волнует, сколько потратить, заработать и отложить средств на будущее. Я могу меньше есть, спать, но мне нужно искать потрясения и наслаждаться красотой. Каждому человеку важно находить в жизни события, которые заставят его развиваться и двигаться дальше. В каждой книге, картине, в каждом движении они присутствуют. Мне бы хотелось идти по жизни за ними и благодаря им.
– У Вас появились новые друзья на конкурсе?
- Нет. Я говорил со многими участниками, но так и не смог их по-настоящему узнать. Только начнешь разговаривать с одним человеком, подходит другой. Выходит, что говоришь все время со всеми. И вместе с тем ни с кем из них.
– Завтра уже не будет ни репетиций, ни конкурсных прослушиваний.
- И это ужасно. Мне будет не хватать той атмосферы, к которой я привык.
– Чем Вы займетесь?
- Пойду гулять по Москве. Я уже был в Третьяковской галерее и Пушкинском музее. Мне бы хотелось не возвращаться в скучный Париж и остаться здесь, где много человечности. Завтра, наверное, я поброжу и поразмышляю о людях, встречах с ними, о том, что со мной случилось и еще произойдет.
– Последних финалистов на конкурсе пойдете слушать?
- Могу о чем-то задуматься и не успеть. Поймите, мне незачем сравнивать себя с другими участниками. Когда ты сам играешь и слушаешь кого-то — это ведь очень разные вещи. Снаружи музыкального процесса ты — любитель музыки, внутри — музыкант, творящий любовь. Ты даришь ее каждому, но вместе с тем строишь свое, что-то новое. И ты всегда активнее тех, кто в зале. Благодаря интернет-трансляциям я послушал, как сам играл на первом и втором турах конкурса. Сначала поругал себя, а потом решил, что мне нужно еще многому учиться. И что бы там ни было, не стоит отчаиваться, потому что лучшее впереди.
PS
На XV Международном конкурсе им. П.И. Чайковского Люке Дебаргу были вручены IV Премия с дипломом и Приз ассоциации музыкальных критиков Москвы.
Анна ЕФАНОВА
Фото tchaikovskycompetition.com
и Ирины ШЫМЧАК
05.07.2015
Анонсы |
-19.04.24-
-20.04.24-
-26.04.24-