• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


01.07.2010

Газета «Либерте» на другой день после выступления отметила, что «...Шанявски-хор из России выплетал на сцене настоящие русские кружева».

 

ХОР НАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА им. А.Л. ШАНЯВСКОГО
(исторический очерк)
 
"В искусстве главное не знать, а догадываться..."
Вс. Мейерхольд
 
Первый в России «вольный университет», как неофициально называли Народный университет имени русского мецената польского происхождения А.Л. Шанявского, был основан в 1908 году и сразу выступил как оппонент официальной системы образования. Его лозунгом было: «Университет для студентов, а не студенты для университета!» И это был действительно «университет для студентов»! Его академическая жизнь существенно отличалась от традиционного устройства высших школ Российской Империи, а главным критерием отбора было только желание учиться. Здесь сформировался тип «студента-шанявца», чуждого иждивенчества и школярства, с сильной мотивацией к науке, искусствам, великолепно развитым стремлением приложить свои знания на практике.
Московские студенты наряду с обучением в своих вузах стремились посещать университет Шанявского. Ведь там читали лекции такие светила, как физик Петр Лебедев, историк Вячеслав Волгин, археолог Юрий Готье, криминалист Михаил Гернет, психолог и философ Павел Блонский, биолог Николай Кольцов, химик Александр Реформаторский, геохимик и минералог Александр Ферсман, и другие корифеи науки. На организуемые «у Шанявского» диспуты и семинары стремились попасть все профессора Москвы.
О Народном университете имени Шанявского написано множество научных и популярных трудов – интерес к этому беспрецедентному учебному заведению всегда заслужен и совершенно оправдан. Однако, к большому сожалению, за прошедшие десятилетия не предпринималось ни одной попытки изучения такой немаловажной составной части истории единственного в своем роде Народного университета, как музыкально-певческая, хотя она тесно переплетена с важнейшими аспектами истории российской музыкальной культуры первой четверти ХХ века.
Уникальной архитектуры здание Московского городского народного университета, построенное в 1912 году, входило в ансамбль культурного центра Миусской площади. По неписанным правилам того времени любое учебное заведение Российской Империи, независимо от формы собственности, обязано было иметь два «духовнообразующих элемента» – домовой храм и певческий коллектив. Фактически это было необъявленной частью социально-образовательного стандарта начала ХХ столетия, вплоть до Революции 1917 года. Университет Шанявского не был исключением – наряду с официально декларируемым базовым образовательным процессом здесь проводилось факультативное обучение пению и нотной грамоте всех желающих. Это ни у кого не вызывало ни вопросов, ни удивления в тот период времени пела вся страна, пела Москва, пела Миусская площадь оплот сразу нескольких учебных заведений с собственными хоровыми коллективами. Потребность петь была такой же естественной, как потребность дышать. Поэтому появление в Народном университете собственного хора, а в списке изучаемых предметов – факультативных музыкальных дисциплин было воспринято как нечто должное и само собой разумеющееся. Руководил музыкальным направлением Университета выпускник Московской консерватории, музыкант-теоретик и дирижёр Юлий Брандт – близкий друг семьи Шанявских.
Уже в первый год существования певческого коллектива в него пришло много желающих. Об этом свидетельствуют архивные документы, труды известных ученых по истории Университета Шанявского, воспоминания бывших воспитанников. Костяк хора изначально составили студенты и преподаватели историко-философского отделения, однако вскоре состав начал существенно расширяться за счет представителей других факультетов, а также сторонних участников, не имеющих отношения к Университету, а просто желающих петь их с радостью принимали в ряды хора, дружески называя «наши с Миусской площади», подчеркивая тем самым истинную народность как своего учебного заведения, так и его хорового коллектива.
В хор с удовольствием приходили попеть профессора университета. В их числе – К.А. Тимирязев, Н.К. Кольцов, А.Е. Ферсман, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, П.П. Лазарев, П.Н. Лебедев и многие другие.
В те годы любительское хоровое пение во всех учебных заведениях России традиционно было неразрывно связано с торжественными актами, которые посвящались окончанию учебного года (июнь–июль), а также различным юбилейным датам коронования императорских особ, тезоименитства и т.п. Хор Университета Шанявского пел и во время церковных служб – в университетском Домовом храме (подробные данные о нем обнаружить не удалось – они были старательно вымараны из архивов в советский период, в бытность в здании Университета Высшей партийной школы) и возведенном неподалёку грандиозном соборе Св. Александра Невского (уничтожен в середине ХХ столетия).
Значительную роль в становлении и развитии хора Народного университета сыграл композитор и дирижер Всеволод Ануфриевич Дуневич, добровольный помощник Юлия Брандта. Репертуар коллектива был традиционен для своего времени – лучшие авторские образцы русской духовной музыки, обиходный церковно-певческий репертуар (песнопения Всенощного бдения, Божественной литургии и специальных богослужений), мировая хоровая классика, народные песни в различных обработках. Хор Университета неоднократно приглашался для участия в постановках частной оперы Саввы Мамонтова (ныне – Московский театр Оперетты), что позволяло пополнять репертуар хоровыми сценами из лучших опер.

Мария Чередниченко

 

 

 Полную версию статьи читайте в № 6\7 "Музыкального Клондайка"

Подписаться на газету
 

01.07.2010



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей