• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


04.06.2015

ЕЛЕНА ПРИВАЛОВА-ЭПШТЕЙН: «БАХ – ЭТО КОМПОЗИТОР, КОТОРОГО МОЖНО СЛУШАТЬ ЕЖЕДНЕВНО, ЕЖЕЧАСНО…»

Елена Привалова-Эпштейн

Елена Привалова-Эпштейн:

«Бах – это композитор, которого можно слушать ежедневно, ежечасно…»

Елена Привалова-Эпштейн, организатор ставшего уже традиционным летнего фестиваля «Органные вечера в Кусково», известная органистка, поражает своей увлечённостью и необыкновенной преданностью этому инструменту и фестивалю. Шесть лет подряд проводить фестиваль в музейном учреждении (а все мы знаем, как трепетно относятся к экспонатам музейные сотрудники, и как они «впускают» в свою «святая святых»…), и не просто проводить, а привлекать к участию в нём известных мастеров старинного исполнительства и собирать при этом почти всегда полный зал слушателей, - это достойно восхищения. «Музыкальный Клондайк» поддерживает этот замечательный проект уже не один год. Вот и в этот раз накануне открытия фестиваля мы пообщались с Еленой.

«Органные вечера в Кусково»

Эта хрупкая, изящная девушка обращается с органом легко и уверенно. Уважительно называет Баха исключительно полным именем – Иоганн Себастьян Бах. Рассказывает о нём увлекательнейшие вещи. И главное – умудряется и выступать, как органистка, в России и в Латвии, где сейчас проживает, и фестиваль вести…Вот и в субботу, 23 мая, Елена выступила на открытии фестиваля в Танцевальном зале Большого Дворца усадьбы Кусково, вместе со своими коллегами, известными исполнителями старинной музыки, барочной капеллой «Золотой век».

-Елена, как вам удаётся не остывать, гореть и всё это организовывать?

-Как можно бросить своё детище? Тем более, когда проект уже идёт, и его ждут. В этом году мне многие издания уже в апреле прислали запрос – а где ваш фестиваль, ваша программа? Я была приятно удивлена. И в то же время это один из самых больших фестивалей органной музыки. Конечно, сейчас параллельно делается много различных мероприятий с органной музыкой, как с настоящими органами, так и с цифровыми. У нас в этом году установлен цифровой орган фирмы Viscount, предоставленный компанией «Forte&Piano». И концерты будут проводиться всё лето, с 23 мая по 29 августа. В этом году нам удалось сделать программу яркую и интересную. Мне кажется, что с каждым годом уровень фестиваля значительно повышается.

-Он уже и в прошлом году был высокий!

-На достигнутом не останавливаемся (улыбается). В этом году в фестивале примут участие ведущие российские органисты Алексей Шмитов, Алексей Шевченко, Фёдор Строганов, Татьяна Андрианова, Александр Удальцов, Евгений Авраменко, Мария Лесовиченко, Олеся Кравченко…Я тоже, конечно, буду выступать, как органистка.

-А как подбираете репертуар? Ведь за эти годы столько всего было исполнено. Откуда черпаете новые идеи, чтобы не повторять программу из года в год? Или все-таки позволяете повторять?

-Позволяем. Во-первых, музыканты сами присылают программу. У них есть своё определенное амплуа. Например, барочная капелла «Золотой век». Конечно, они играют барочную музыку. Это музыканты широкого спектра исполнительства, но большей частью мы их любим именно за исполнение барочной музыки. Во-вторых, у нас в фестивале задействовано много органистов, которые принимали участие прежде – это такие значимые известные музыканты, как Алексей Шмитов, Алексей Шевченко, Фёдор Строганов.

Они уже ежегодные участники. К примеру, в этом году Фёдор сыграет две различные программы: одну с российской певицей, ныне проживающей во Франции, сопрано Кариной Деборд, так же, как в прошлом году, но вторая программа – другая. Она очень интересная: с Михаилом Басовым, который играет и на трубе, и на флюгель-горне, и на варгане, и с Иваном Лебедевым, у которого с Фёдором Строгановым дуэт «Орган-оркестр».  Кроме того, что они сыграют на органе в четыре руки, добавится исполнение «орган-клавесин», «орган-фортепиано». Тем не менее, это всё уже традиционно. Я очень люблю этих исполнителей, и искренне рада, что они хотят принимать участие и представлять такие интересные программы.

-Что нового ждёт нас в этом году?

-В фестивале в первый раз примут участие зарубежные исполнители. Это Рудите Ливмане из Германии, которая родилась в Латвии, органистка, преподаватель, музыковед. И в ансамбле с ней выступит альтист Николай Николов (Германия – Болгария). Это сложившийся дуэт, с которым они успешно выступают по Европе. В этом году, учитывая опыт прошлых лет, я сделала акцент в первую очередь на солистах.

-Да, я заметила, в программе много вокалистов.

-Обычно широкая аудитория идет на орган, как на инструмент, и имен органистов знает мало. Если спросить, кого вы знаете из органистов, наверно, сложно будет получить ответ. Так уж сложилось. Во-первых, орган – один из самых сложных инструментов, во-вторых, мы сидим спиной к слушателям и не имеем с ними контакта, а если играем в церкви, так нас и вообще не видно… А певцы и инструменталисты – они все на виду, и публика сразу попадает под их влияние. Я очень рада, что в этом году согласились принять участие в фестивале Екатерина Щербаченко, из Большого театра, Алиса Гицба, солистка «Геликон-оперы», Оксана Лесничая, приглашенная солистка Большого театра, Екатерина Либерова, одна из лучших певиц барочной музыки.

«Органные вечера в Кусково» Золотой век барочная капелла

Будет выступать Кирилл Новохатько – начинающий, но уже завоевывающий внимание и любовь публики талантливый контртенор. С органистом Александром Удальцовым 19 августа Кирилл поёт в изысканной программе «Корифеи высокого барокко. Бах и Вивальди». В концерте 18 июля «Галантная Европа» с Екатериной Либеровой, которая выступит уже сложившимся дуэтом с органисткой Татьяной Андриановой, прозвучит придворная музыка XVI – XVIII веков.

-То есть у вас фестиваль в этом году больше склоняется в пользу барочной музыки?

-Нет, не совсем. Так же, как в прошлом году, музыка будет представлена самая разная. Из барочных программ это, конечно, выступление барочной капеллы «Золотой век». Кроме того, все солисты капеллы играют сольные концерты. Художественный руководитель капеллы Александр Листратов выступит с Алексеем Шевченко. Рустик Позюмский (виола да гамба) сыграет также с Алексеем Шевченко, и к ним присоединится яркий флейтист-барочник Игорь Лисов, который будет играть на траверс-флейте.

Александр Листратов

-А из классических барочных инструментов что будет представлено?

-Разумеется, у нас будет барочная скрипка – это солистка капеллы «Золотой век» Фатима Лафишева. 22 августа она выступает с органисткой Марией Лесовиченко в программе «На пути к Баху», а 12 августа Сергей Полтавский, гениальный альтист, будет играть на виоль д’амур вместе с органисткой Маргаритой Еськиной и Владимиром Парунцевым (блок-флейта). Они исполнят барочную программу – «Четыре гения: друзья-соперники». Под «друзьями-соперниками» подразумеваются Бах, Гендель, Телеман и Вивальди.

Фатима Лафишева

Достаточно необычное название: нельзя сказать, что эти великие композиторы соперничали между собой, да и не дружили они на самом деле лично, тем не менее, всех их связывает много нитей. Например, Телеман был крёстным отцом одного из сыновей Иоганна Себастьяна Баха, а Бах и Гендель вместе претендовали на пост органиста в Церкви св.Марии после Дитриха Букстехуде. Дитрих Букстехуде предложил обоим пост вместо себя, но тогда было такое требование – вновь пришедший органист должен был жениться на дочери предшественника. И Бах, и Гендель отказались. Это всё было, конечно, в разное время.

-А в моноконцертах Бах будет представлен?

-Конечно. И будет не один, а целых три концерта! Первая программа, полностью посвящённая Иоганну Себастьяну Баху – это мой концерт-открытие 24 мая. Вторую программу представит Алексей Шмитов, фантазии и токкаты, в ней прозвучат все фантазии и токкаты Иоганна Себастьяна Баха, может быть, за редким исключением, потому что это один из любимых жанров великого композитора. И третий концерт будет необычным – он состоится 20 июня – «Истории из жизни Баха», более или менее известные широкой публике, расскажет в этот вечер известный актер театра и кино, народный артист России Валерий Баринов. Известный прежде всего, как исполнитель блестящих ролей в кино и театре, артист регулярно принимает участие в литературно-музыкальных проектах.

Золотой век

В этом концерте мы представим жизнь Баха, как обычного человека: каким он был в миру, со своими жизненными трудностями, перипетиями. Литературная часть основана на хрониках, сохранившихся биографических данных. Музыка будет иллюстрировать подобранные произведения, ведь орган сопровождал Баха всю жизнь. Бах будет присутствовать почти в каждом концерте, за редким исключением. Ведь орган и Бах – это две неразделимых стихии…Когда говорят Бах – сразу представляется орган. А когда говорят орган – сразу представляется Бах. Из 25-ти программ фестиваля в 23-х будет звучать Иоганн Себастьян Бах.

-Понятно. Как же без Баха…Но при всем пиетете к исполнителям баховских сочинений в нашей стране, хочу заметить, что интерпретация его произведений нашими музыкантами отличается от западной. У нас Бах – романтичный, страстный, даже чувственный. На Западе – строгий, сдержанный, бесстрастный, как Фемида.

-Я не соглашусь с этим мнением. Наверно, Баха каждый мыслит по-своему. Дело в том, что на органе Иоганн Себастьян Бах звучит крайне объективно. Если послушать Баха органного, становится понятным, что более объективного звучания, чем на органе, достичь невозможно. Даже органистам, которые играют с большим чувством и пытаются привнести много личного в исполнение, не удается пробиться через объективизм инструмента. А мнение, которое Вы высказали, касается, прежде всего, фортепианного исполнения. Просто все остальные инструменты, кроме органа, обладают более личным характером, личными свойствами, они более интимны, и здесь уже исполнитель может передать свои эмоции и чувства. Скажем так, аутентичным исполнением озабочено мало музыкантов.

При исполнении Баха нужно стараться использовать те штрихи, которые стопроцентно известны, ведь вышла замечательная книга Карла Эммануила Баха «О штрихах и артикуляции». Если любой исполнитель почитает эту книгу, он уже будет играть иначе. Но это большой труд, и этого никому не хочется. Если все привыкли играть арию Баха слезливо, то это ничего не изменит. Но я не соглашусь, что все так исполняют… Помимо барочной капеллы «Золотой век», я знаю ещё много исполнителей, которые очень бережно относятся к музыке Иоганна Себастьяна Баха и пытаются, или по крайней мере, стараются донести то, что он хотел сделать. Также мы можем представить, как он это мыслил, благодаря трактатам и теоретическим работам.

-Конечно, органное исполнение отличается от фортепианного…

-Да, и клавесинное тоже. Но клавесин – более камерный инструмент, и его слушать достаточно сложно. Если концерт органной музыки – это сплошное удовольствие, то концерт клавесинной музыки – это уже большой труд. А в эпоху Баха эти инструменты и существовали, фортепиано и роялей же не было… Конечно, это компромисс, когда Баха играют на рояле. И в то же время невозможно играть Баха на рояле так, как его играют на органе или клавесине. Другая эстетика.  Кстати, 11 июля публика сможет оценить совместное звучание двух баховских инструментов – органа и клавесина – в программе «Великий Бах. Концерты для двух клавиров» в исполнении Юлии Лихачевой, клавесинистки, и Марии Лесовиченко, орган.

-Вижу по программе фестиваля, что у вас и арфа появилась (в прошлом году ведь не было)?

-Да, опять появилась арфа, это наша давняя участница, Анна Шкуровская, и я очень рада, что она согласилась к нам присоединиться в этом году. Это одна из лучших арфисток России и очень тонкий музыкант. Более того, сочетание арфы и органа – это что-то фантастическое, звучание тембров божественно. И ещё одно необычное звучание, которое встречалось у нас и до этого – это орган и гитара. Опять повторюсь – в этом году мне удалось привлечь очень ярких российских музыкантов, один из них – гитарист Дмитрий Мурин. Наверно, очень сложно представить рядом два более непохожих инструмента, чем орган и классическая гитара, но, несмотря на разность в габаритах и силе звучания, их тембры дополняются идеально. Думаю, этот концерт 3 июня будет одним из самых ярких на фестивале. Что очень важно, он посвящён памяти выдающегося российского музыканта, гитариста, педагога, заслуженного артиста России, профессора Академии им.Гнесиных Александра Камилловича Фраучи.

-На что ещё советуете обратить внимание?

-Будут сольные органные концерты. Это Алексей Шмитов (13 июня, я о нём уже говорила), мой сольный концерт…Кстати, впервые за время существования фестиваля я буду играть свой сольный концерт. Раньше я выступала всегда с ансамблями, или сольно – но на других площадках. В этот раз решила, что всё-таки пора. И также будет сольный концерт у высочайшего мастера старинной интерпретации, замечательного органиста, солиста капеллы «Золотой век» Алексея Шевченко.

-Я заметила в программе интересный концерт – 22 июля вы играете в дуэте с трубачом Кириллом Солдатовым. Это, наверно, вообще удивительное сочетание – труба и орган?

-Да, это впервые. Тем не менее, я сама слышала раньше это сочетание. Это великолепно! Труба – один из самых ярких инструментов, пронзительных, и в то же время очень нежных, проникновенных. Кирилл Солдатов – прекрасный трубач, один из лучших трубачей России. И я очень рада, что он сможет принять участие в нашем фестивале. Программа этого концерта – достаточно эклектичная.

-Но везде, в каждом концерте, присутствует орган.

-Это же органные вечера! Вокруг органа всё и происходит… И в каждой программе орган будет звучат соло, помимо ансамблей. Мне бы хотелось выделить ещё один концерт, один из самых ярких, как мне кажется, с Екатериной Щербаченко, сопрано, 25 июля. Мы с ней вместе исполним арии из «Магнификата» Иоганна Себастьяна Баха, из «Юлия Цезаря» Генделя – арию Клеопатры, и какие-то более камерные вещи. Екатерина – потрясающая певица, для меня это большая честь, что музыканты такого уровня принимают участие в фестивале.

Одна из самых благодатных программ – концерт «Аве Мария», 17 июня, солирует сопрано Оксана Лесничая, аккомпанировать ей будет Лили Мгерян. Они представят «Аве Марию» разных авторов. Это шедевры, созданные на тексты католической молитвы «Аве Мария».

-И последний вопрос, у вас концерты по субботам начинаются в пять часов?

-Да, по средам в семь часов вечера, по субботам – в пять. Мне кажется, в этом году программа получилась интересная, нет повторов, если не считать повторов, конечно, с произведениями Иоганна Себастьяна Баха. Но это неизбежно. Ну, как органный концерт может быть без Баха…Иоганн Себастьян Бах – это композитор, которого можно слушать ежедневно, ежечасно, и он никогда не надоедает…

Ирина ШЫМЧАК

Фото автора

 

04.06.2015



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей