• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


01.02.2015

Intermedia: Интеллектуальная собственность - это будущее!

Intermedia:

Интеллектуальная собственность - это будущее!

Нет ничего удивительного в том, что большинство авторов и исполнителей даже не знают о том, что они носят гордое имя «правообладатель» и имеют полное право защищать свою интеллектуальную собственность. Где зарегистрировать музыкальную группу? Что такое депонирование? Как заработать на своем творчестве? Можно ли уберечь свой медиапродукт от пиратства? Ответы знают немногие.  «МК» задал несколько вопросов Евгению Анатольевичу Сафронову – генеральному директору коммуникационного холдинга InterMedia, который c 1993 г. создаёт и развивает информационное пространство для профессионалов сферы культуры, индустрии развлечений, СМИ и шоу-бизнеса.

Г-н Сафронов поделился с нами практическими  рекомендациями в сфере защиты авторских и смежных прав, рассказал, чем может быть полезен самый большой профильный справочник Восточной Европы – Ежегодник InterMedia, а также многими другими крайне полезными сведениями.

- Евгений Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о главной книге индустрии развлечений и культуры - ежегоднике InterMedia. Чем она может быть полезна для молодых авторов и исполнителей, а также опытных продюсеров и музыкальных менеджеров?

-  Ежегодник InterMedia мы начали выпускать в 1994-м специально для того, чтобы быть полезным всем указанным Вами специалистам. Начнём с самого важного - базы контактов, в которой больше 40 тысяч позиций специалистов и компаний. Это просто решает половину задач (конечно, если есть творческий продукт, который можно продавать или покупать). Второй большой раздел - аналитический блок с информацией о том, что происходит сейчас в индустрии развлечений в стране и мире: прогнозы, мнения экспертов и лидеров мнений и т.д. В ежегоднике информация собрана в концентрированном виде, это большой плюс. Хотя все равно получается больше 600 страниц.

- Каким образом добываются контакты?

- Это отработанная технология: операторы Департамента маркетинговых исследований связываются лично с каждой организацией, менеджерами артистов, коллективов и уточняют данные. Постоянно мониторится интернет, база дополняется, отслеживаются часто меняющиеся координаты. Конечно, на нашу базу контактов можно подписаться и в интернете, но всё же очень многие наши клиенты особо довольны тем, что они есть «в Книге», это для них важно.

- Т.е. вы не размещаете контакты тех людей, которые на это не согласны?

- Конечно! Мы стараемся в таких случаях быть максимально деликатными и не нарушать Уголовный кодекс - есть ведь Закон о персональных данных. Однако просят изъять свои координаты у нас очень редко - появление в ежегоднике InterMedia в чём-то является свидетельством серьёзности компании или известности артиста. Многие звёзды официально разрешают нам публиковать даже их мобильные телефоны.

- Какие исследования проводит InterMedia?

- Исследованиями мы начали заниматься ещё в системе Министерства культуры СССР, а в 1987-м уже появились наши первые музыкальные чарты. По большому счёту, для такой работы нужен большой НИИ, но и мы многого добились. К примеру, недавно проведённое нами по заказу Министерства культуры РФ масштабное исследование отечественной музыки показало наглядно и в цифрах, что Россия уже 300 лет располагает уникальной системой музыкального просвещения и образования, равной которой нет нигде в мире. Мы привыкли, как к само собой разумеющейся, общегосударственной системе музыкальных школ, училищ, ВУЗов, филармоний, и забываем о том, что даже в развитых странах нет ничего подобного по масштабу и подходу. Если сопоставить расходы на музыкальное образование и просвещение в России, начиная с Петра I, станет ясно, что развитию этой отрасли уделялось огромное внимание, выделялись серьёзные деньги, - этого не было ни в одной другой стране, и, возможно, это было только в такой мощной империи, как Российская. Эта система дала России не только Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова и ещё сотни имен - она дала миллионы грамотных и подготовленных слушателей. Что уж говорить о том, что российские музыканты и композиторы всегда высоко ценились за рубежом, ведь творческий человек - это главное богатство нашей страны!

- Почему тогда у нас в России принимают музыкантов серьёзно только после того, как они чего-то добились за границей? Что же, они до этого были бесталанны?

- Это нормальный процесс. В любой культурной индустрии, на каждом её этапе существует центр, в котором и идут оценки и сопоставления. На каком-то этапе тон задавали в Вене, потом - в Берлине, позже - в США, ведь туда переместился финансовый центр, а музыка всегда следует за деньгами. Россия никогда не была центром мировой культурной индустрии, но всегда занимала очень заметное место, и, обыграю ваше название, была «Музыкальным Клондайком»: сюда все европейские знаменитости веками приезжают на заработки, так как их ждёт продвинутая и весьма обеспеченная аудитория. Но стоит ли огорчаться? В Норвегии или Швейцарии тоже не было мирового центра - ничего, они не переживают… А признание артиста в центре мировой индустрии - это же знак качества, подтверждение заслуг - очень важный механизм в искусстве!

- Правда ли, что в Финляндии налоги от шоу-бизнеса идут на развитие музыкального образования?

- Во всех развитых странах существуют такого рода механизмы. Они довольно сложны: если этот механизм слишком прост, обязательно появятся злоупотребление, отмыв и т.д. Множество организаций в европейских странах занимаются продвижением своего музыкального искусства. Например, шведский МИД учредил специальную премию для своих артистов, представляющих наилучшим образом Швецию на мировом рынке. Сотрудники Бюро продвижения французской музыки работают в большинстве французских посольств в мире. В Великобритании этим занимается Британский Совет. В России подобной деятельностью занимается Россотрудничество, но оно больше ориентировано на русскоязычных жителей других стран, а этого всё же мало. Таким же образом мир быстро забыл и о былом авторитете российского кино, в развитие которого было вложено бешеное количество денег и усилий! Однако тот, знаменитый, советский кинематограф уже практически разрушен сейчас. Думаю, страна много потеряла в последние десятилетия, забыв о развитии и продвижении российской музыки на мировом уровне - возможно, кое-что и в политике могло бы пойти получше.

- В нашей газете открыт дискуссионный стол «Культура абсурда». Как так случилось, что в «Новостях культуры» публикуют скандалы и происшествия из личной жизни «носителей культуры»?

- Принято считать новостями культуры то, что происходит в организациях культуры, управляемых государством, - это слишком узкий подход. С другой стороны, массовая драка на вокзале – это тоже проявление культуры, хоть и весьма своеобразное. Каждое издание имеет право структурировать рубрики так, как считает нужным. А если серьёзно, то светская хроника укладывается в понятие “новости культуры” практически полностью - ведь в ней обсуждается жизнь, в первую очередь, деятелей искусства и культуры, интересных читателю; и даже политики и бизнесмены в ней воспринимаются, как артисты (точнее, клоуны). А все артисты знают, что пиар лишним не бывает, любое упоминание (даже в самом отвратительном виде) всегда повышает интерес, на концерт будет продано лишних 3-4 билета - именно поэтому огромное количество материалов является инспирированным, т.е. они специально выбрасываются, чтобы продвинуть артиста.

- По Вашему опыту, насколько важна реклама и PR, как для начинающего артиста, так и для опытного? Можно ли обойтись и без этого, будучи очень талантливым?

- И начинающим, и опытным музыкантам реклама и пиар нужны всегда. Однако здесь нужен профессиональный подход, а с этим сложно. Я знаю много артистов и в «попсе», и в академической музыке, которые обожествляют пиар. Они говорят: давайте сейчас обо мне сделаем статью, и я стану звездой. Это ерунда. Так происходит только тогда, когда тебе есть, что сказать и показать товар лицом, иначе всё впустую. Организовать статью можно в любом издании - за деньги, бесплатно, как угодно - но было бы, что показать! Публику можно завлекать, как угодно, интриговать, но не обманывать - не получится. Есть и другая крайность - артист (особенно известный) нередко считает, что он настолько популярен, что на пиаре может сэкономить - и просто не занимается своим продвижением. В таких случаях популярность иногда уходит раньше, чем можно было ожидать.

- Ваше отношение к соцсетям?

- Всё, что связано с получением информации и установлением контактов, очень помогает. Кадровые вопросы всегда легче решать таким образом, потому что можно получить много информации и рекомендации! А вот продвигать артиста в соцсетях не очень удобно - есть определенные сложности. Соцсети должны быть составной частью пиар-кампании, но не основой.

- Появление краудфандинга в России долго вызывало недоверие у общества. Сейчас это направление набирает обороты. Считаете ли Вы профессию «Менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ» квалификацией будущего?

- В журнале «Billboard» был опубликован наш большой материал на эту тему. Понятие «краудфандинг» заключается только в одном: если ты себя очень хорошо подашь, ты насобираешь 500 рублей мелочью от ста человек и 50 тыс. от кого-то одного. Эти 500 рублей мелочью нужны лишь для того, чтобы просто убедить в том, что вам можно дать 50 тыс., раз 500 рублей уже насобирали. Можно, конечно, называть это модным словом «краудфандинг», но, если почитать письма Чайковского к баронессе фон Мекк, то вы там найдёте просто замечательный краудфандинг. Это обычная система существования искусства в мире, только умноженная на современные технологии. И, конечно, вне всякого сомнения, такие платформы будут существовать. Это перспектива! Если более детально - просто нужно уметь это делать. Любая краудфандинговая платформа связана с тем, насколько серьёзный у этого ресурса выход на аудиторию. Пока, к глубокому сожалению, опыт всех краудфандинг-платформ показывает, что деньги собирают звёзды, а молодые артисты, очень сильно надеясь на краудфандинг, получают копейки и вынуждены закрывать свои проекты. Если идея красива и убедительна, то никакой краудфандинг особо не нужен - можно ведь найти деньги и у инвесторов. Помните историю, когда группа The Beatles пришла в компанию Decca, а менеджер с порога им ответил что-то типа:«Ребята, да вы с ума сошли! Гитарная музыка бесперспективна!» Надо всегда иметь в виду, что людям свойственно ошибаться.

- Многих начинающих продюсеров и музыкантов мучает вопрос: Как зарегистрировать группу, песню или другой проект?

- Это очень важный момент. Если артист хочет делать сольную карьеру, то ему обязательно следует зарегистрировать собственное имя, название группы или псевдоним в качестве товарного знака.

- В Роспатенте?

- Да, именно так – но только, если кто-то не зарегистрировал ваше имя и фамилию раньше. С псевдонимом – ещё проще, плюс к этому его потом можно продать, монетизировать.

- Как домены?

- Да, совершенно верно! Доменное имя тоже надо регистрировать сразу, и в нескольких зонах: ru, com, su и др. Но если кто-то использовал ваше имя как домен, вы можете его отсудить (если товарный знак принадлежит вам). Но на это уйдут время и деньги, так что лучше сразу подстраховаться.

- Свою песню надо регистрировать или можно только депонировать?

- Регистрировать не надо, авторское право возникает в момент создания произведения. При этом депонировать произведение в РАО не помешает (в виде аудиозаписи или нотного варианта).

- А депонирование подтверждает то, что именно этот автор-заявитель сочинил произведение?

- Нет, это просто архив. В суде депонирование может быть одним из доказательств, - но только одним из них.

- А если прислать себе письмо по почте, то это будет более эффективным?

- Это тоже возможно, но депонирование полезнее. РАО - все-таки старейшая организация, входит в международные ассоциации, пользуется в судах уважением. Но совсем серьёзно изменит ситуацию введение Глобальных лицензий (возможно, уже в 2015 г., но пока идет жёсткая борьба по этому вопросу). Специальный онлайн-механизм глобально и однозначно зафиксирует Ваши права, при этом автор сразу же начнет получать отчисления - если, конечно, его произведение будет интересно публике.

- Вы говорите, что право у автора появляется в момент сочинения музыки. А в каком виде это может быть доведено до всеобщего сведения: диск или конкретно концерт?

- Не будем вдаваться в дебри - нам с вами достаточно понимать, если вы произведение наиграли бабушке, то авторское право уже есть, но исключительным правом доведения до всеобщего сведения вы пока не воспользовались (и если бабушка тайно записывала ваше исполнение, а потом выложила в интернет, то вы можете подать на неё в суд). Но если вы выложили эту запись в интернет, то уже довели до всеобщего сведения, и дальше на вас распространяются другие законодательные нормы. Вы можете издать это на диске, сыграть в прямом эфире радиостанции, просто записать трек и отдать на радиостанцию, а отчисления для вас с этого момента должно собирать РАО (с трансляций в эфире, публичных исполнений, но не с интернет-использования - законами РФ это пока не предусмотрено).

- Почти четверть всего интернет-трафика в мире – нелегальное скачивание, т.е. нарушение прав чужой интеллектуальной собственности. В Европе и Америке это строго наказуемо, вплоть до лишения свободы. Какие законы действуют в России? И каким образом можно стимулировать легальное распространение информации, чтобы победить “пиратство”?

- Поправлю – не “почти четверть”, а целых 60-70%, и зарабатывают на этом миллиарды кто угодно, только не правообладатели. В некоторых странах Европы и США, конечно, меньше уровень пиратства, но в каждой стране своя система. К сожалению, до сих пор продолжаются попытки перенести систему авторского права XIX века в наше время – это же просто невозможно физически, потому в России это почти не работает. Надо модернизировать систему, и вот как раз Глобальные лицензии могут быть таким прорывом.

- Могут ли привлечь к ответственности русского певца за исполнение, скажем, песни французского композитора во Франции, если у него не будет документального разрешения?

- В международной практике публичное исполнение уже обнародованного произведения не лицензируется, и это очень демократично и удобно, согласитесь. Т.е. вы можете исполнять всё, что угодно и где угодно (если только лично вам это официально не запрещено автором - такое бывает, но редко). Автор тоже не будет обижен, и получит свои отчисления от общества по коллективному управлению. К примеру, когда германская группа Rammstein исполняет на концерте в США “Песню о тревожной молодости”, организатор концерта отчисляет деньги американскому обществу, а оно перечисляет через РАО роялти Александре Николаевне Пахмутовой.

- Каким образом можно заработать на видео в YouTube?

- Сейчас это не очень удобно, и в одиночку это делать не имеет смысла, - надо заключать договор с издательством, привлекать юристов... А вот Глобальные лицензии дадут артисту и композитору возможность намного проще зарабатывать в интернете, и YouTube будет полезен.

- С какими трудностями может столкнуться молодой музыкальный продюсер, организовывая гастроли своего проекта за рубежом?

- Самая главная трудность – это недостаток опыта, и я бы посоветовал перед тем, как идти в самостоятельное плавание, сначала наняться к хорошему продюсеру в помощники и понять, как этот бизнес строится. Идти работать за три копейки, но с людьми, которые уже умеют это делать. Учиться на своих собственных ошибках - непозволительная роскошь, это значит, подставлять тех людей, с которыми ты работаешь, ведь от продюсера иногда сотни людей зависят. И главное правило – стараться заранее никому не платить, но всегда брать предоплату! Этому бизнесу нельзя просто так научить словами, люди здесь ушлые, нужно развивать чутье. Большим плюсом будет учёба в зарубежных школах менеджмента, а из московских могу назвать бизнес-школу RMA, которая старается дать качественное образование именно по музыкальному менеджменту, наши ведущие специалисты там преподают.

- Раньше InterMedia было информационным агентством, а теперь - крупный коммуникационный холдинг. Какие ещё услуги предоставляются в компании?

- Информационное агентство остается основой холдинга, а на его базе уже возникли другие подразделения. Департамент продвижения и рекламы занимается продвижением артистов, фестивалей, конкурсов, других больших мероприятий: от классики до эстрады, работает не только в музыке, но и по другим событиям. Например, мы уже 18 лет без перерыва вывозим российскую прессу на фестиваль «Славянский базар» в Витебске, несколько последних лет занимаемся продвижением “Классического балета Н. Касаткиной и В. Василева”, другими заметными проектами. Третье наше большое подразделение - уже известный Вам Департамент маркетинговых исследований.

- В завершение - несколько личных вопросов. Вы заметили, что на многих руководящих постах часто дирижёры?

- Ничего удивительного (я так понимаю, что Вы раскопали кое-что из моей биографии). Дирижёр - серьёзная руководящая должность, и с первых дней обучения начинается специальная подготовка, ведь правильная организация работы оркестра необходима для совершенного звучания.

- В журнале Forbes была статья, в которой отмечено, что, «многие талантливые дирижёры – хорошие менеджеры, ведь дирижёр – это руководитель. Профессия очень многоплановая и требует дисциплины и организаторских способностей». Повлияло ли на Вашу карьеру, как эксперта в области музыкального рынка, это дирижёрское «мышление»?

- Конечно! Самым парадоксальным в этом смысле явилось быстрое понимание того, что лучшего дирижёра страны из меня не получится, а раз так, то нужно заниматься тем, что у тебя получится лучше других. Дирижёрское образование рано даёт неплохое понимание общественной иерархии, соотношения возможностей и способностей. Я учился с блестящими музыкантами, отличными специалистами, и довольно быстро понял, что их уровня мне не достичь - талантов не хватит. Зато уже в то время я располагал определенными знаниями и опытом в области теории и практики культурной индустрии, мои статьи публиковались в газетах. Потому я и принял решение - отложить продолжение музыкального образования лет эдак на 50 и заняться другими вопросами. Решение, думаю, было верным.

Беседовала Кристина ГОЛУБЕВА

Фото из архива InterMedia

01.02.2015



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей