• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


27.11.2014

АЛЕКСАНДР КЛЕВИЦКИЙ: «МНЕ ПРИШЛОСЬ ЗАБЫТЬ, ЧТО Я КОМПОЗИТОР»

Александр Клевицкий

АЛЕКСАНДР КЛЕВИЦКИЙ: 

«МНЕ ПРИШЛОСЬ ЗАБЫТЬ, ЧТО Я КОМПОЗИТОР»

60 х 60 – такими цифрами украшена афиша декабрьского гала-концерта легендарного Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В. Силантьева. О том, что это означает, и о том, что такое классика на эстраде, «Музыкальному Клондайку» рассказал художественный руководитель и главный дирижёр оркестра, композитор Александр Клевицкий.

- Шестьдесят человек – это количество музыкантов нашего оркестра. И такое же число имеет непосредственное отношение к моему юбилею. Концерт 12 декабря завершает мой юбилейный год. На юбилеях принято подводить итоги, но я не хотел бы этого делать. Хочу, чтобы просто прозвучала созданная мной музыка в исполнении моих любимых музыкантов, певцов, коллективов. Но если всё же говорить о каких-то итогах на сегодняшний день, то самым важным для себя я считаю возможность работать с уникальным, неповторимым коллективом – оркестром имени Силантьева. И я очень благодарен за эту возможность Российскому государственному музыкальному телерадиоцентру, в состав которого входит наш оркестр, благодарен руководителю РГМЦ Ирине Анатольевне Герасимовой, которая поверила в меня и восемь лет назад пригласила в оркестр. Всю жизнь я занимаюсь музыкой, пишу музыку, имел опыт создания оркестра, руководства оркестром, но, конечно, выходить к силантьевскому – это высший пилотаж для дирижёра. И могу сказать, что я многому учусь у своих музыкантов. Наверное, настоящее единение оркестра и дирижёра – это именно когда идет взаимное обогащение, взаимный энергообмен.

- Когда Вы получили предложение возглавить силантьевский оркестр, сомнения Вас не посещали?

- Ещё как посещали. Нужна была элементарная смелость, чтобы ответить согласием. Тем более, что у коллектива были непростые времена. В составе осталось всего 32 музыканта, некогда безграничный репертуар сузился, коллектив почти исчез с нашего музыкального небосклона. Я рад, что мне удалось привлечь к новому сотрудничеству с оркестром выдающихся композиторов Александру Пахмутову, Евгения Крылатова, Эдуарда Артемьева, вернуть в репертуар произведения тех авторов, которые всегда были в нашей афише – Бабаджаняна, Хренникова, Туликова, Фрадкина, Френкеля и многих других. И мы снова зазвучали – в концертных залах, в телевизионном и радиоэфире, участвуем в «Романтике романса», постоянные партнеры конкурса имени Муслима Магомаева, и так далее. Успех, конечно, окрыляет.

- Но ради успеха оркестра, Вам, наверное, приходится чем-то жертвовать?

- Не знаю, можно ли назвать жертвой то, что практически всё моё время посвящено оркестру. На самом деле, это счастье. Но не скрою, что на достаточно долгий срок мне просто пришлось забыть, что я сам композитор. Собственная музыка отошла для меня на дальний план.

- Юбилей – хороший повод для того, чтобы дирижёр Клевицкий вспомнил о композиторе Клевицком? Уместно напомнить нашим читателям, что Александр Клевицкий – автор рок-опер и мюзиклов, произведений для хора, балетов, музыки для кино и, конечно, множества песен.

- Да, придётся вспомнить: будут и премьеры, и сюрпризы для слушателей, я надеюсь.

- Вы так широко обозначили музыку, которая будет представлена слушателям на этом концерте - классическая эстрада и современная классика. Если с современной классикой в данном контексте всё более-менее ясно – это те Ваши произведения, что написаны в академическом жанре (музыка для балета, хоровые произведения), то хотелось бы знать, что Вы понимаете под классической эстрадой? Ведь зачастую классика и эстрада друг другу противопоставляются.

- В моем понимании классическая эстрада – когда профессиональные композиторы пишут песни на стихи прекрасных поэтов, и эти песни исполняют выдающиеся певцы. На сломе эпох, к сожалению, ушел из нашей жизни жанр, который полностью отвечал этим требованиям – жанр советской песни. Советская песня включала в себя много разных аспектов – и народную песню, причём не только русскую. В ней звучал мелос многих народов: и татарский, и еврейский, и какой угодно. Плюс в советскую песню прочно вошёл и джаз. Позднее и рок появился. И всё это в сочетании с оркестром. А потом появились группы, и мода на оркестр ушла. Вокально-инструментальные ансамбли были очень интересным явлением – появились высокопрофессиональные музыканты, которые умели и петь, и играть. Они обладали музыкальной культурой. Сейчас, к сожалению, очень много в популярной музыке самодеятельного. Мне бы не хотелось, чтобы мои слова воспринимались как брюзжание – вот, дескать, в наше время… Мне многое нравится из того, что сегодня делается, я с удовольствием сам могу пойти в клуб и подвигаться там под музыку. Но музыкальная культура, поэтическая культура, увы, отсутствуют. Да что там говорить – отсутствует и мелодия, всё положено на ритмическую основу. После того, как изобрели компьютер и специальные музыкальные программы, появился такой «конструктор» – сделай песенку сам. Становится обидно за профессиональных музыкантов.

Надеюсь, что сейчас, когда всё больше и больше в моду входит жанр классического кроссовера, когда соединяются классика и рок, попмузыка, электронная музыка, можно будет говорить о возвращении музыкальной культуры на эстраду. А так - насильно мил не будешь, просто взять и вернуть в лёгкие жанры профессионализм и культуру не получится. Но стремиться к этому надо. И, конечно, такие мероприятия, как, например, конкурс имени Магомаева, на концертах которого молодые люди имеют возможность видеть своих ровесников, красивых, талантливых, прекрасно поющих настоящими голосами настоящие песни, очень этому процессу помогают. Настоящая песня – всё же не для танца под неё, а для слушания.

- Ваша поглощённость работой с оркестром все эти годы, мешая Вашей композиторской деятельности, тем не менее, не мешала деятельности общественной?

- Я с юности чувствовал в себе и задатки, и склонность к такой деятельности. Придумать идею, найти способы её реализовать, суметь задействовать других людей – это увлекательно. Сейчас я в основном сосредоточен на работе в области юридических, правовых аспектов в музыкальной деятельности, являюсь Вице-президентом Российского Авторского Общества, членом Правлений Всероссийской организации интеллектуальной собственности и Российского союза правообладателей. Считаю работу этих организаций очень важной, мои коллеги должны знать, что их интересы охраняются. Также с благословения Евгения Максимовича Примакова я был одним из создателей в Торгово-промышленной палате РФ подкомитета по предпринимательству в сфере культуры, в котором обсуждаются важные проблемы в этой сфере, проводятся круглые столы, привлекая общественное внимание.

- Но это не единственная сторона Вашего сотрудничества с выдающимся государственным деятелем Евгением Максимовичем Примаковым?

- Есть ещё один, не совсем обычный, аспект: я написал песню на стихи Евгения Примакова. Немногие знают, что Евгений Максимович пишет стихи. «Война остаётся в песнях» - так она называется. Первым исполнителем был Иосиф Кобзон.

60х60 Александр Клевицкий

- А кто будет исполнителем Ваших песен в концерте 12 декабря?

- Я счастлив, что это будут певцы, которые являются настоящими музыкантами – Мария Максакова, Кристина Аглинц, Екатерина Гусева, Нина Шацкая, Максим Катырев, Евгений Кунгуров.

Беседовала Надежда КУЗЯКОВА

Фото из личного архива Александра КЛЕВИЦКОГО

27.11.2014



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей