• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


09.09.2014

ИНТЕРВЬЮ: МИХАИЛ БРЫЗГАЛОВ

Михаил Брызгалов

Михаил Брызгалов:

В музеях пишется вся история современности…

Две недели назад Департамент культурного наследия Министерства культуры РФ возглавил Михаил Аркадьевич Брызгалов. До назначения он более пяти лет руководил Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры (ВМОМК) имени М.И. Глинки, мероприятия которого неоднократно освещались на страницах «Музыкального Клондайка». Так вышло, что в сентябрьском номере мы планировали интервью с гендиректором о планах ВМОМК имени М.И. Глинки на новый сезон, но тему разговора пришлось немного изменить. Немного – потому что Михаил Аркадьевич по-прежнему горит музейной работой и увлеченно рассказывает о музеях Объединения.

-Михаил Аркадьевич, что конкретно курирует Ваш департамент? Чем занимается?

--Департамент культурного наследия реализует политику музейного дела в России и курирует работу всех музеев страны, прежде всего это 61 музей в прямом подчинении Министерства культуры. Есть музеи прямого подчинения, а есть музеи региональные, муниципальные. Помимо музеев, департамент имеет еще несколько направлений: управление Музейным фондом Российской Федерации, археология, и возвращение утраченных культурных ценностей. К примеру, Музейный фонд Российской Федерации. Где бы какой экспонат в стране не находился, на Соловках, в Таганроге, Новосибирске – в какой бы подчиненности не состоял музей, если этот музейный предмет включен в Музейный фонд Российской Федерации – он вносится в Государственный каталог  и вопросы его учета, перемещения, сохранности и безопасности относятся к полномочиям Минкультуры России. Сейчас это собрание, являющееся федеральной государственной собственностью, насчитывает более 72 миллионов единиц хранения и размещена по всем музеям страны - от Калининграда до Владивостока.

-То есть Государственный каталог существует?

- Частично. Госкаталог уже прошел начальный этап, да, он существует, но пока не работает так, как должен в идеале. Было несколько вариантов концепций, много спорили, по какому принципу его сделать – предложений было много. За спорами отошли, на мой взгляд, от главного - его предназначения. В настоящий момент споры стихли, и началась согласованная работа в этом направлении. Такой каталог, конечно, стране необходим, потому что в России свыше двух с половиной тысяч музеев, причем именно государственных, муниципальных, региональных, а ведь существуют еще музеи ведомственные, народные, школьные. И этим нужно заниматься, необходимо активизировать работу по включению в общественный культурный оборот максимального количества музейных предметов, хранящихся в музеях страны и Госкаталог должен стать мощным инструментом в этом деле.  Департаментом уже разработаны соответствующие изменения законодательства, но не хочу забегать вперед. Задач стоит много, а у Департамента трудная судьба. В последнее время там были частые смены руководителя, даже, может быть, слишком частые… Будем работать.

-Ваши первые шаги в роли руководителя департамента? Вошли в свой кабинет и что сделали?

- То, чему учили учителя. Стал читать основополагающие документы, изучать, что это такое…Система же работает, как машина. Пришлось сразу же говорить, писать, общаться с людьми. То есть никакого переходного периода даже не почувствовал.

-Как пришли, сразу включились?

-Ну конечно, тем более, что процесс для меня не совсем новый, все-таки некоторый опыт в музейном деле я получил, поэтому все, о чем говорится, было более-менее сразу понятно.

Михаил Брызгалов

- Я бы сказала, у Вас не «некоторый», а большой опыт работы в крупном музыкальном музее страны. Будете его использовать в работе на новой должности?

-Конечно, буду! В основном  и опираюсь сейчас на опыт работы, который там получил вместе с нашей замечательной командой за эти почти 6 лет работы  в музее имени Глинки. Каждое изменение сферы деятельности имеет значение. Недавно посчитал, что работаю в культуре, этой непростой, но очень важной сфере уже 34 года! Конечно, всегда и везде существует своя специфика и проблемы, но, как  мне кажется, что, если бы мне сейчас сказали «давай, еще раз заново» – пошел бы учиться и работать в сферу культуры.

По поводу опыта последних лет… Все меняется. Работал региональным министром культуры, потом пришел в музей. Было непросто. С одной стороны, изучить музейное дело было не очень трудно, потому, что, в общем-то, понимал, как это строится, но не знал многих нюансов, на изучение необходимо было время. По большому счету всё вроде бы функционирует хорошо. Но общее проигрывает в мелочах. Надо всегда обращать внимание на мелочи, так меня учили. Стал заниматься, восполнять свои пробелы в музейном деле, хотя в должности министра культуры Саратовской области приходилось заниматься музеями. В ведении министерства культуры Саратовской области находилось 27 музеев. Когда-то, одними из первых в России мы внедрили компьютерную программу для оцифровки фондов. Так что, как говорится, «был в теме». А вот годы, проведенные во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры им. М.И. Глинки, конечно, дали мне уже с учетом моего предыдущего опыта больше понимания. Нам с командой удалось за 5 лет построить совершенно новый музей, совсем другое учреждение. Сотрудники, которые давно работали в Музее Глинки, говорят, «мы пришли работать в один музей, а сейчас работаем в другом». Хорошо это или плохо – время покажет, я всегда это говорю. Время – самый строгий судья. Но все же нам удалось вместе очень многое сделать. Сегодня маховик раскручен, остановить его трудно. Вращается с очень хорошей скоростью, с интересными и амбициозными проектами, которые, я верю, будут реализованы.

-Из Ваших слов понятно, что Вы по-прежнему увлечены работой музыкального музея.

- Это так. Вряд ли можно сразу перестать любить и переживать за жизнь такого музея. На мой взгляд, музей интересный и удивительный.

Кстати, в момент перехода с должности генерального директора Музейного объединения на должность директора Департамента, состоялось интересное событие, имеющее для меня огромную важность. Я вам рассказывал когда-то про Международный Совет музеев – ИКОМ (ICOM) – объединяющий большинство мировых музеев. В его составе существуют комитеты: комитет политехнических музеев, комитет музеев природы и так далее. А комитета музыкальных музеев нет. Правда, существует CIMCIM – Международный Комитет музеев и коллекций музыкальных инструментов. Но у нас в Москве есть уникальный музей – музей музыкальной культуры! Поэтому в августе прошлого года на генеральной конференции ИКОМ в Рио-де-Жанейро  мы выступили с инициативой организовать новый комитет в составе ИКОМ – международный комитет музеев музыки и музыкального театра. Хотя сам ИКОМ давно существует, никто до нас такую идею не предлагал.

Каждый год конференции комитета CIMCIM проходят в новой стране. Заседания Комитета проводились в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Брюсселе. Мы стали его участниками только четыре года назад. За это время старались активно работать в составе Комитета. Параллельно познакомились и вошли в другие международные организации, связанные с музейной деятельностью и музыкальной культурой. Считаю, что присутствие главного музыкального музея страны в таких организациях должно быть обязательным! Именно в музеях пишется вся история современности. Хорошо мы это делаем или плохо? Не знаю. Думаю, что пока недостаточно хорошо. Но считаю, что это – одна из главных задач сегодняшнего музея. Помимо «собирать, хранить, приумножать, популяризировать» – а это четыре музейные заповеди – необходима и новая. На настоящий момент она звучит так: «Писать сегодняшнюю историю». Музыкальную историю нашей страны. Через несколько десятилетий люди, чтобы узнать о нынешней музыкальной жизни в Москве, Петербурге, Лондоне, пойдут в музей. И круг замкнётся. Таково мое понимание этого процесса.

Так вот, в Нью-Йорке в 2012 году мы предложили Совету директоров CIMCIM рассмотреть возможность проведения заседания комитета в 2015 году в Москве. А это лучшие в мире специалисты в области музыки и музыкальных инструментов с абсолютными знаниями в этой  сфере! Специалисты высочайшего класса – директора музеев, хранители экспозиций, ученые. Впервые я участвовал в работе Комитета в 2010 году, и почувствовал, что нужно заниматься самообразованием в этом направлении. Пришлось  погрузиться в специфику. Но сейчас мы с нашими зарубежными коллегами уже все хорошо знакомы и говорим на одном языке. Ситуация в мире сейчас не простая, и на фоне прежних договоренностей и готовности провести заседание Комитета в Москве вдруг прозвучало - «нет, возможно не поедем в Москву…». Очередная Конференция, проводимая Комитетом, совсем недавно состоялась в Стокгольме (Швеция) и Турку (Финляндия). В программу было включено и мое выступление с презентацией Конференции 2015 года в России. Презентация состоялась, и было подчеркнуто, что для нас проведение Конференции в Москве и Санкт-Петербурге очень важно, и что не следует менять решения сегодня, потому что, на наш взгляд, никаких поводов и оснований для этого нет. Музея с такой богатой и разноплановой коллекцией не существует ни в одной стране мира. К нашей всеобщей радости Международная конференция CIMCIM в 2015 году все же состоится в Москве! Полагаю, что это знак большого уважения к России, нашей культуре, и музею музыкальной культуры им. М.И. Глинки в частности. Сейчас мы все готовимся к этому событию, и я тоже, несмотря на то, что перешел на новую работу. Мы должны соответствовать требованиям. Верю, что все получится.

- Михаил Аркадьевич, наши читатели с удовольствием слушают Вашу программу «Экспомузыка» на Радио Орфей. Будет ли дальше выходить эта программа?

- Спасибо за добрые слова в адрес нашей радиопередачи. Надеюсь, что программа будет продолжаться. Делаю это с удовольствием в свободное от основной работы время.

Михаил Брызгалов на Радио Орфей Экспомузыка

- Как родился этот проект?

- Этот проект мне предложили мои друзья – Ирина Герасимова и Надежда Кузякова. Сначала я подумал, что это полная авантюра, ведь я этим никогда не занимался.  Но они стали настаивать. Конечно, я очень сильно волновался, переживал, ответственно подходя к делу. У любого человека есть некоторый страх перед микрофоном. Но мне помог мой прежний артистический опыт, все-таки 15 лет на сцене…. Придает уверенности и знание музейного дела изнутри. И все равно каждая программа – это, прежде всего, большая подготовка, детальная проработка тем, приглашение гостей. Беседуем в студии с директорами музеев о том, что волнует сегодня, о проектах, о  мечтах.  Представляем записи из фондов музеев.. Но самое главное – мы понимаем друг друга. И аналогов этой программе нет. «Экспомузыка» в эфире каждый вторник в 18:30. Приглашаю и вас к прослушиванию!

Беседовала Ирина ШЫМЧАК

Фото предоставлены пресс-службой ВМОМК им.М.И.Глинки

 

09.09.2014



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей