• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


06.05.2014

АНДРЕЙ БУСЫГИН: ЖИЗНЬ В АРХАНГЕЛЬСКОМ БЫЛА ВСЕГДА!

Андрей Евгеньевич Бусыгин

Андрей Бусыгин:

Жизнь в Архангельском была всегда!

В последнее время «Музыкальный Клондайк» стал тесно общаться с представителями музейных усадеб (близится конкурс «Дети играют старинную музыку»), вот и в майский Лидер-блог мы пригласили Андрея Евгеньевича Бусыгина, директора музея-усадьбы «Архангельское», профессора, доктора экономических наук.

Большинству творческих людей Андрей Евгеньевич известен, конечно, как заместитель Министра культуры РФ, которым он являлся до конца февраля 2013 года. Как директор музея-усадьбы, Андрей Евгеньевич взялся за работу с таким же энтузиазмом и энергией, как и во времена своей министерской деятельности. Бывший замминистра прямо-таки поразил нас своей искренней увлеченностью «Архангельским», энциклопедической глубиной знаний предмета, и удивительной доброжелательностью и настроенностью на людей...

Сама усадьба «Архангельское» уже пульсирует жизнью, и, хотя только-только наступила робкая весна, сотрудники музея вовсю готовятся к открытию сезона. Совсем скоро на площадках парков и аллей зазвучит прекрасная музыка — «Архангельское» приглашает на «Музыкальные Сезоны-2014». А открытие сезона состоится 31 мая на фестивале «Дворянское гнездо».

Наша справка:

Андрей Бусыгин  - доктор экономических наук, профессор. В 2006–2008 годах — замминистра культуры и массовых коммуникаций РФ. С 6 июня 2008 по 22 февраля 2013 года занимал должность замминистра культуры РФ, где координировал деятельность департамента культурного наследия и контроля и департамента надзора и лицензирования в сфере культурного наследия. С марта 2013 года — директор Федерального государственного бюджетного учреждение культуры «Государственный музей-усадьба «Архангельское».

-Андрей Евгеньевич, парки открываются после зимней спячки, и «Архангельское» начинает «Музыкальные сезоны» фестивалем «Дворянское гнездо».  Расскажите, пожалуйста, как возникла идея проведения этого фестиваля?

-Идея пришла мне в голову в прошлом году, летом, во время беседы с сотрудниками Министерства культуры, моими бывшими коллегами. Поскольку в Архангельском богатые музыкальные традиции, я обратился в Минкультуры за помощью, чтобы финансировать проведение такого рода фестиваля. Коллеги откликнулись, и первый фестиваль, под названием «Дворянское гнездо», мы провели в начале октября прошлого года. Хотя, надо сказать, само название «Дворянское гнездо» мне не очень нравится – оно не в полной мере отражает облик Архангельского, поскольку это парадная дворянская усадьба — не «гнездо», а один из дворцовых подмосковных центров. И это начинание имело продолжение, через целевую программу были выделены деньги для того, чтобы провести еще более масштабный фестиваль в текущем году. Мы решили разбить его на две части: первая часть фестиваля проходит при открытии летнего музыкального сезона в «Архангельском»  – то есть 31 мая и 1 июня, а вторая часть — при закрытии сезона, в начале октября. И, если первую часть условно можно назвать «Начало лета», то вторая  часть –  это настоящая «Золотая осень».

-Чем этот фестиваль отличается от других, ведь в последнее время в парках проводится много фестивалей?

-Этот фестиваль мы проводим, делая акцент на предоставлении площадок молодым исполнителям. В одном из Указов Президента 2012 года говорилось как раз о том, что учреждения культуры должны поработать в этом направлении. Мы включились в программу и стараемся делать так, чтобы у нас выступали молодые артисты. Это лауреаты международных конкурсов, те, кто показал себя, как растущие и подающие надежды исполнители.  В частности, осенний фестиваль тоже проводился с учетом этой особенности, поскольку у нас выступали профессора Московской консерватории со своими учениками, которые добились признания на международных конкурсах.

Архангельское

-Как отбираете участников для фестиваля?

- С помощью наших коллег, которые ориентируются в этой области. Для организации этого фестиваля мы пригласили к сотрудничеству  Музейное объединение музыкальной культуры им.М.И.Глинки, Государственную Московскую консерваторию им.П.И.Чайковского, Радио «Орфей», Информационное агентство «Музыкальный Клондайк», Управление культуры Минобороны России, заслуженных артистов России, лауреатов премии Правительства прошлого года братьев Ивановых – Михаила и Андрея. Выслушиваем рекомендации, советы, которые нам дают, отбираем то, что будет интересно нашим потенциальным слушателям.

-Какова музыкальная направленность фестиваля?

-Мы не хотим замыкаться только на барочной музыке или вокале, старинных инструментах, квартетах, симфонических оркестрах…Кстати, приглашать большие коллективы мы получили возможность только этим летом, поскольку с помощью Министерства культуры нам удалось приобрести сцену для выступления на открытом воздухе, отвечающую всем принятым стандартам, где может разместиться большой симфонический оркестр. Раньше мы могли использовать только камерные площадки – Овальный зал Дворца, Колоннаду и Театр Гонзага. Театр Гонзага до этого был самой большой площадкой — там размещалось 144 зрителя. Но все-таки это музейное помещение, барочный театр,  поэтому мы не можем давать полный сценический свет, поскольку там строгий температурный режим. Кроме того, театр не отапливается, исключены резкие перепады температур. Весной мы должны ждать, пока он сам нагреется, а зимой температура в помещении не выше 6 градусов. Но в этом году с помощью новой сцены мы получим возможность собирать на Парадном дворе на каждом музыкальном событии свыше 1000 зрителей.

-Расскажите, пожалуйста, об основных площадках фестиваля.

Театр Гонзага Архангельское

-У нас их пять. Первая, это Колоннада - бывший Храм-усыпальница князей Юсуповых. Надо сказать, что храм никогда не был освящен и никогда не использовался по своему прямому назначению. Его строительство было закончено в 1916 году, а строил его архитектор Клейн, который, кстати говоря, является строителем главного здания Музея Изобразительных искусств им.Пушкина. Сейчас Колоннада используется как концертная площадка и открытое хранение картин. Вторая площадка — Овальный зал во Дворце, предназначавшийся когда-то для балов, концертов и приемов. Это небольшой камерный зал, на концерте может присутствовать примерно 70-80 слушателей. В нем выступали многие известные музыканты. На втором этаже Дворца мы открыли в этом году так называемый «Екатерининский зал» - это наша третья площадка.  Тоже небольшой камерный зал, вмещает около 80 слушателей. Зал невысокий, но акустика – прекрасная. В Екатерининском зале стоит действующий – ему более 150 лет –  уникальный рояль-стол фирмы Лихтенталь, который был изготовлен в промежутке между 1851 и 1854 годом. Мы его отреставрировали, и специалист из Музея музыкальной культуры им. Глинки его настроил. Видимо, этот инструмент был куплен князем Николаем Борисовичем Юсуповым-младшим, который был известным музыкантом, композитором, скрипачом, учеником Анри Вьетана и имел коллекцию скрипок, причем был не только коллекционером, но еще и написал научный труд об истории этого инструмента. Четвертая площадка – Театр Гонзага. И в этом году добавилась еще одна – «Открытая сцена».

-Кто из музыкантов приглашен для  участия в фестивале?

-Мы очень рады, что, после того, как в Санкт-Петербурге в Эрмитажном театре в прошлом году состоялась мировая премьера дворцовой оперы «Ленора», ее второе представление планируется у нас в Архангельском. И произойдет это событие именно на фестивале «Дворянское гнездо» 31 мая, в театре Гонзага.

Клавир оперы был обнаружен в Санкт-Петербурге в одной из частных коллекций. Рукописная партитура музыкальной баллады «Ленора» придворного немецкого композитора Иоганна Цумштега на стихи Готфрида Бюргера датируется концом XVIII века. Найденная  в Петербурге рукопись принадлежала прусскому королю Фридриху Вильгельму III, а позже его дочери Александре Федоровне, ставшей супругой Николая I. Связь с Архангельским – самая непосредственная, потому что князь Юсупов был маршалом коронационных торжеств при восхождении на престол Павла I, Александра I, а впоследствии Николая I. Николай I подарил Юсупову карету, в которой он во время коронационных торжеств разъезжал по Москве. Ее реставрацию мы закончили совсем недавно, в конце зимы этого года. Непосредственно перед оперой мы дадим возможность ее посмотреть.

Оперу исполнят солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, в сопровождении Московского камерного оркестра Musica Viva, за дирижерским пультом станет Феликс Коробов. Художественный руководитель постановки — Грайр Ханеданьян, народный артист Северной Республики Алания, оперный певец, композитор и художник.

Братья Ивановы Звонница София Архангельское

Кроме того, поскольку второй день открытия – это 1 июня, международный день защиты детей, мы решили, что это будет программа, ориентированная на детей. В ней принимает участие оркестр Центра Павла Слободкина, заслуженные артисты РФ братья Андрей и Михаил Ивановы, со своей «Звонницей София», которую изобрел Михаил. Для детей мы организуем мастер-класс.

Мы считаем, что круг исполнителей не должен замыкаться только московскими артистами. В нашем фестивале принимают участие музыканты из Санкт-Петербурга (Мариинский театр), из Казани (Казанская консерватория). Из Казанской консерватории приедет пианистка Лилия Хуснуллина, из Альметьевского музыкального колледжа —  вокалистка Гульназ Шигапова. Ожидаем, что у нас выступит также молодой «Романтик-квартет» из Московской филармонии, в Овальном дворце, с Бетховенским до-мажорным квартетом №9.

Еще у меня есть такая мысль, может, к осени, чтобы кто-либо из музыкантов исполнил произведения князя Николая Борисовича Юсупова-младшего. Они практически не исполняются (один раз в Русском музее в 2003 году состоялся концерт), но очень интересны. Представляете, как бы они звучали в этих стенах...

-Прекрасная идея. А вообще в  перспективе как будет развиваться Архангельское?

- Усадьба «Архангельское» всегда была известна. Надо сказать, что в 40-е годы XIX века , когда хозяин Архангельского, Борис Николаевич Юсупов, в усадьбе практически не жил, но вывозил после смерти своего отца из Архангельского в Москву шедевры и произведения искусства, представители московского общества даже обращались с императору Николаю I, чтобы он образумил этого сына и не разрушал Архангельского, лишая его тех сокровищ, которые здесь были…Тогда многие москвичи приезжали сюда на целый день, гуляли по парку.

Архангельское

Потом уже здесь жили князья Юсуповы, практически до эмиграции. Но еще в начале XX века они написали завещание, согласно которого, если их семейная ветвь оборвется, это имение они передают государству, с тем, чтобы устроить здесь музей. Музей был образован 1 мая 1019 года, собственно, тогда одним декретом было образовано три музея: Архангельское, Кусково и Останкино. В 2019 году мы собираемся праздновать столетие музея. К этой дате, конечно, хотелось бы отреставрировать все памятники на его территории. По возможности провести реставрацию парка и сада Архангельского (Центр мы уже отреставрировали), Малого дворца «Каприз». Конечно, чтобы Архангельское развивалось, мы должны иметь современный визит-центр, конференц-залы, ведь у нас практически нет офисных помещений. Сотрудники сидят в исторических помещениях - «Кладовая над оврагом», «Богадельня», не приспособленные под современные офисы. Хотелось бы, конечно, чтобы мы собирали аудиторию для лекций, выступлений, в комфортных залах. Пока мы довольствуемся тем, что построили Юсуповы. Хотя, собственно говоря, на территории памятника архитектуры, которым является Архангельское, мы не имеем права ничего строить. Можем только воссоздавать. Но воссоздавать-то есть что! Например, Хлебный магазин, дом  притча недалеко от Храма Михаила Архангела, небольшая больница. Это маленькие строения, и использовать их под лекционную работу практически невозможно. Когда мы возродим «Каприз»,  видимо, не будем делать из него еще один интерьерный музей, а откроем крупный детский центр, для занятий с детьми.

-Получается, что такие фестивали, как «Дворянское гнездо», притягивают жизнь в парк?

-Жизнь в Архангельском была всегда... Но Дворец закрыли на реставрацию в 1985 году. Через год исполнится 30 лет — то есть целое поколение было лишено возможности созерцания тех сокровищ, которые тут есть, и постепенно  Архангельское из памяти вымывалось. Эту память надо возродить. Этим мы и собираемся заняться в ближайшие годы.


Ирина ШЫМЧАК

Фото предоставлены пресс-службой музея-усадьбы «Архангельское»
 

06.05.2014



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей