• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


28.02.2018

концерты в мемориальной квартире рихтера

28 февраля в Мемориальной квартире Святослава Рихтера состоится концерт «Пионеры американского авангарда: Чарлз Айвз и Генри Коуэлл»

В продолжение цикла «Годы странствий: Англия – Америка» в Мемориальной квартире Святослава Рихтера 28 февраля состоится концерт «Пионеры американского авангарда: Чарлз Айвз и Генри Коуэлл». В концерте принимают участие солисты ансамбля «Студия новой музыки»Мона Хаба (фортепиано), Екатерина Кичигина (сопрано), Станислав Малышев (скрипка), Инна Зильберман (скрипка), Анна Бурчик (альт), Ольга Калинова (виолончель).

Чарлз Айвз и Генри Коуэлл принадлежат к числу композиторов, которые явственно изменили соотношение сил в географии академической музыки ХХ века, став родоначальниками американского музыкального авангарда – поколения эксцентриков, радикалов, бунтарей и экспериментаторов. Именно в творчестве Айвза и Коуэлла были сформированы те языковые открытия, которые легли в основу американского авангарда – технические нововведения, открытая форма, игра с пространством, принцип коллажа. В этих экспериментах и дерзновенных открытиях проявилась подлинная национальная самобытность американской музыки. И, конечно, первое место в этом ряду экспериментаторов занимает Чарлз Айвз (1874–1954), основоположник новой американской композиторской школы ХХ века, человек, без которого речь о ней была бы невозможна. «Музыка Айвза сказала мне больше, чем романисты, описывающие американский Запад… Я для себя открыл в нем новое понимание Америки», – так писал о своем коллеге Игорь Стравинский. Чарлз Айвз бесстрашно создавал новую музыкальную реальность, находя особую красоту в ее дисгармоничности и удивительной многомерности. «Я совершенно не понимаю, почему я должен выкинуть из музыки тональность. Но мне и абсолютно не ясно, почему она должна все время присутствовать». Сам Айвз был человеком уникальной биографии – всю жизнь он работал успешным страховым агентом (до сих пор начинающие агенты в Америке учатся по его брошюрам), а музыку писал вечерами и в выходные дни. Настоящее открытие Айвза произошло уже после его смерти – американцы и европейцы вдруг обнаружили в его музыке то, что утвердилось в музыкальном словаре только к началу 1960-х годов: открытая форма, коллаж, полистилистика, сонористика, использование необычных инструментов, связь с Востоком, алеаторика. Друзья и единомышленники (Г. Коуэлл и Н. Слонимский) появились у него только в середине 1920-х годов, когда Айвз уже перестал писать музыку, успев повлиять на всех молодых композиторов Америки и получив признание «отца» американской музыки ХХ века. Он преодолел границы тональности за 10 лет до А. Шёнберга, применил полистилистику за несколько лет до И. Стравинского и экспериментировал с полиоркестровыми группами за 50 лет до К. Штокхаузена.

Первооткрывателем, исследователем и пропагандистом музыки Айвза, а также его близким другом стал композитор и музыковед Генри Коуэлл (1897–1965) – «рыцарь новой музыки», учитель Джона Кейджа. Внимание современников Коуэлл привлекал прежде всего своими техническими открытиями – препарированное фортепиано, кластеры, эластичная форма. Все это сделало Коуэлла важной фигурой для европейских музыкантов. Он с пристальным вниманием изучал музыкальный фольклор Европы, а также музыкальную культуру Китая, Африки, Индии, что позволило ему по-новому отнестись к пониманию мелодии, гармонии и ритма. В 1930 году Кoуэлл опубликовал книгу «New Musical Resources», в которой изложил новые принципы музыкального языка и формы, использованные в его собственных сочинениях.

У гостей Мемориальной квартиры 28 февраля появится редкая и ценная для российских меломанов возможность получить развернутое представление о камерно-инструментальном и вокальном творчестве Айвза и Коуэлла – каждому из композиторов посвящено целиком одно отделение концерта. В первое отделение войдут сочинения Чарлза Айвза: Соната для скрипки и фортепиано «Children’s Day at the Camp Meeting» (1916), «Скерцо» для струнного квартета (1903–1914), «Halloween для струнного квартета и фортепиано» (1907), Песни для сопрано и фортепиано разных лет и финал («Зов гор») Струнного квартета №c2. В аннотации к пьесе «Halloween» композитор честно предупредил, что она написана для вечеринки, а не для концертного исполнения. Сочинение начинается с гамм, привычных уху посетителей музыкальных школ – струнные играют их вверх и вниз в разных тональностях. Постепенно гаммы заполняют звуковое пространство, уплотняя и насыщая его до предела, а заканчивается квинтет неожиданной «смазанной» каденцией в духе Моцарта. Еще один небольшой звуковой эксперимент – «Скерцо» для струнного квартета. На фоне диссонантного сопровождения в партии виолончели вихрем проносятся цитаты из популярных американских песен: «Bringing in the Sheaves», «Massa’s in de Cold Ground», «My Old Kentucky Home» и «Sailor’s Hornpip».

Во втором отделении, посвященном творчеству Коуэлла, безусловно, нельзя было обойтись без знаменитой «Эоловой Арфы» (1923) – сочинения, которое пианист исполняет на открытых струнах рояля. Также в программу концерта войдут «Dynamic Motion» для фортепиано (1914–1917), «Homage to Iran» (1959) для скрипки и фортепиано и «Six Ings» для фортепиано (1917–1922). Фортепианные пьесы «Dynamic Motion» относятся к первым опытам Коуэлла в использовании техники кластера. Композитор всегда с удовольствием включал это сочинение в свои концерты, понимая, что оно вызовет неизменный шок у публики и повышенное внимание прессы. «Homage to Iran» – чудесный дуэт для скрипки и фортепиано в восточном стиле. В 1956 году Коуэлл вместе с женой провел несколько месяцев в Азии, что не могло не повлиять на его музыкальный язык. В «Посвящении Ирану» композитор мастерски использует и принципы формообразования восточной музыки, и прихотливые изгибы мелоса, и, конечно, ритм персидского барабана, который в этой пьесе «поручено» отбивать пианисту.

«Студия новой музыки» – ведущий ансамбль современной музыки в России. Он был основан в 1993 году Владимиром Тарнопольским и Игорем Дроновым на базе специально созданного в Московской консерватории аспирантского класса «Оркестр современной музыки». Первое выступление ансамбля состоялось на фестивале русского искусства во Франции под управлением Мстислава Ростроповича. Ежегодно ансамбль исполняет около 60 программ в Москве и других городах России, а также является частым гостем многих западных фестивалей современной музыки. Концерты Студии проходили в таких престижных залах, как Берлинская филармония, Konzerthaus, Cite de la Musique и многих других. Ансамбль проводил мастер-классы в университетах Оксфорда, Гарварда, Бостона. Студия стала первым и пока единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте. В исполнении ансамбля «Студия новой музыки» прозвучало около 900 премьер российских и зарубежных композиторов. Совместно с Ensemble Modern была осуществлена российская премьера Реквиема Х.-В. Хенце. Среди других российских премьер Студии – сочинения таких известных зарубежных композиторов, как Л. Андриессен, П. Булез, Ж. Гризе, Х. Лахенман, Д. Лигети, Т. Мюрай, Л. Ноно, В. Рим, Б. Фернейхоу, С. Шаррино, К. Штокхаузен, Ф. Юрель и многих других. «Студия новой музыки» является базовым коллективом международного фестиваля современной музыки «Московский Форум», проводимого Центром современной музыки Московской консерватории.

Начало в 19:00.

Цена билета – 700 рублей.

Справки по телефонам: 8–(495) 695–83–46

 8– (495) 697–47–05

 8–(495) 697–72–05

Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера.

Большая Бронная 2/6, кв. 58, 16 этаж.

28.02.2018



← анонсы

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей